Цель: способствовать включению студентов в
процесс освоения и воспитания уважения к правам
человека
Материалы к мероприятию: тексты документов
"Всеобщая декларация прав человека”,
"Конвенция о правах ребенка”, материалы для
конкурсов, анкета для зрителей, презентация по
данной теме.
Ход мероприятия
Учитель: По мере приближения нашего
государства к тому состоянию, которое
определяется словом "правовое”, все больше
внимания привлекает к себе проблема прав
человека. Идея прав человека может и должна быть
основой консолидации различных общественных
сил, абсолютной, бесспорной для всех ценностью, а
следовательно, способствовать более стабильному
социальному развитию.
Мировое сообщество придает большое значение
ознакомлению людей с содержанием международных
документов о правах человека, воспитанию в духе
прав человека. Практика показывает, что
значительных усилий требует осознание истиной
роли прав человека в жизни отдельных людей,
различных народов, всего человечества.
Сообщение 1. Фундаментальные права первого
поколения в международном праве называются гражданскими
и политическими правами и свободами. К этому
поколению принадлежат такие права и свободы, как
право на жизнь; право на свободу; свобода совести
и мысли; свобода слова и информации; равенство
перед законом и судом; право участвовать в
управлении страной; и еще ряд других прав и
свобод.
Нетрудно заметить, что все эти права являются
действительно всеобщими и универсальными,
они принадлежат каждому независимо от его
происхождения, цвета кожи, сферы занятий. В
совокупности они составляют то, что делает
человека – свободным членом свободного
общества. Основы этих прав были сформулированы
во Всеобщей Декларации прав человека.
Права человека второго поколения – это социальные,
экономические и культурные права. Они нашли
свое отражение в Международном пакте об
экономических, социальных и культурных правах 1966
года.
К этому поколению относятся права, связанные с
благосостоянием человека, уровнем и качеством
его жизни: право на труд, право на отдых, на
образование, медицинское и социальное
обеспечение, социальное страхование, на защиту
материнства и детства и др.
Формирование прав человека третьего поколения
хронологически относится ко второй половине xx
века. Речь идет о коллективных правах.
К правам третьего поколения относят: право
народа на самоопределение, принцип свободного
распоряжения народом своими природными
ресурсами, право на мир, право на национальную и
международную безопасность, право на участие в
решении региональных и глобальных проблем, право
на всеобщее уважение и т. д.
Существует значительное количество
международных документов, посвященных правам
третьего поколения; среди них - Декларация ООН о
праве на развитие 1986 года.
Сообщение 2.
Стремление стран к международному
сотрудничеству в области защиты прав человека
привело к тому, что после окончания второй
мировой войны, страны победители вместе с
другими государствами создали Организацию
Объединенных наций, главной задачей которой
является поддержание и укрепление
международного мира и безопасности, развитие
сотрудничества между государствами. В Уставе ООН
сказано: народы объединенных наций преисполнены
решимости "вновь утверждать веру в основные
права человека, в достоинство и ценность
человеческой личности...” Высшим органом ООН
была определена Генеральная Ассамблея,
собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет
Безопасности – постоянно действующим органом.
Все комитеты, советы, агентства ООН поставлены на
службу разрешения проблем экологического,
социального и гуманитарного характера.
Начав действовать, ООН приняла ряд документов
по важным вопросам жизни народов и отдельных
людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года
Генеральная Ассамблея ООН утвердила и
провозгласила Всеобщую декларацию прав
человека. Её значение заключается в том, что
впервые в истории человечества были
сформированы и рекомендованы для осуществления,
во всех странах основные права и свободы
человека, которые во всем мире рассматриваются
как стандарты, образцы для соответствующих
национальных юридических документов. В
Конституции РФ закреплены права и свободы
человека и гражданина. Впервые признаны и
гарантированы права и свободы в точном
соответствии с общепризнанными нормами и
принципами международного права.
Сообщение 3.
В своем развитии человечество не сразу пришло к
понимаю того, что ребенок тоже полноценный член
общества, а не собственность своих родителей или
тех, кто их заменяет. Понадобились
демократические преобразования, последовавшие
за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы
возник вопрос об отдельном рассмотрении прав
детей. Права детей тогда рассматривались, в
основном, в качестве мер по защите от рабства,
детского труда, торговли детьми, проституции
несовершеннолетних, произвола родителей,
экономической эксплуатации. В связи с этим Лига
Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую
декларацию прав ребенка. После Второй Мировой
Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948
году Всеобщую декларацию прав человека, в
которой отмечалось, что дети должны быть
объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959
году ООН принимает Декларацию прав ребенка.
Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких,
декларативных статей, программных положений,
которые призывали родителей, отдельных лиц,
государственные органы, местные власти и
правительства, неправительственные организации
признать изложенные в них права и свободы и
стремиться к их соблюдению. Это были десять
социальных и правовых принципов, оказавших
значительное влияние на политику и дела
правительств и людей во всем мире. Однако
декларация- не обязывает, не имеет обязательной
силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся
положение детей, требовало более конкретных
законов, международных договоров по защите и
обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года
разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20
ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990
года, в день открытия ее для подписания, ее
подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была
ратифицирована в СССР. Россия, как
правопреемница СССР сохраняет обязательства по
Конвенции. Конвенция- документ высокого
международного уровня, соглашение, имеющее
обязательную силу для тех государств, которые к
нему присоединились.
Учитель: Дети имеют право на особую
заботу и помощь. Т. к. положение детей в стране и
во всем мире зависит от взрослых. В Конвенции
речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были
одинаковые права. И все взрослые должны иметь
одинаковые обязанности. В парламенте и в
правительстве заседают представители всех
взрослых страны. Они принимают законы, которые
определяют, какие права и какие обязанности
нужно иметь сообществу, чтобы заботится о своих
людях. С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации”, где обоснованы основные
направления обеспечения прав ребенка. Права
ребенка защищены также и другими федеральными
законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке
и семье др.
Теперь вы знаете, какими правами обладают дети,
какие обязанности возложены на взрослый, но… К
сожалению, здесь нужно добавить "но”. Иногда
права ребенка нарушаются взрослыми, забывают о
своих обязанностях родители, А ведь семья, дом
должны быть местом, где спокойно и хорошо, где не
нужно притворяться, где тебя не обманут, где
можно отдохнуть всей душой.
Вашему вниманию приставляется миниатюра "За
стеклом”, где представлен один из сюжетов о
воспитание в семье. (Максимцева Т. А. , Кузьмина О. В. Воспитываем
гражданина. Система гражданского образования в
школе. -М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. С. 126-130.)
Учитель: Конвенция о правах ребенка имеет
очень большое значение и остается важной для
детей. Она призвана защищать детей от произвола и
обид со стороны взрослых. Поэтому тебе так важно
знать, где закреплены твои права!
Давайте подробнее познакомимся с вашими
правами и проведем соревнование между командами,
где будут подробно разобраны некоторые статьи из
Конвенции по правам ребенка.
Для этого мы проведем соревнование между
командами. Домашнее задание: назвать команду,
выбрать капитана и девиз.
Задание 1. "Разминка”. Каждой команде даются
тестовые задания, нужно ответить правильно на
эти тесты в течение 5 минут. За каждый правильный
ответ 1 балл.
Тестовые задания для проверки передаются жюри.
1 задание.
1. Закончите следующее утверждение: "Значение
Конвенции о правах ребёнка заключается в том, что
____”:
а) в ней права ребёнка приобретают силу норм
международного права;
б) она является обязательством на будущее;
в) она впервые описывает права ребёнка.
2. Где дети имеют право свободно выражать своё
мнение?
а) в семье;
б) среди своих друзей;
в) в школе на уроках;
г) во всех сферах жизни и деятельности.
3. Как обеспечивает право детей на свободу
ассоциаций Конвенция о правах ребёнка?
а) под руководством родителей;
б) под руководством учителей;
в) в ходе и результате самостоятельного выбора и
деятельности детей, которые по своему желанию
могут учитывать мнения взрослых.
4. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает
обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации;
б) на государство;
в) на иностранных спонсоров.
5. Закончите следующее утверждение:
"Государство должно защищать ребёнка от
экономической эксплуатации и работы, которая
________”:
а) не указана в официальных справочниках;
б) мешает образованию и вредит здоровью;
в) не соответствует интересам и склонностям
ребёнка.
6. Международный документ, не имеющий
обязательной силы, носящий рекомендательный
характер:
а) конвенция;
б) договор;
в) пакт;
г) декларация.
7. Права человека – это проблема:
а) наших дней;
б) последнего столетия;
в) вечная.
8. Что позволяет гражданину воспринимать свои
права как обязанности?
а) хорошее знание права;
б) способность к служению – родине, государству,
обществу;
в) высокие нравственные качества;
г) чувство патриотизма;
д) все вышеперечисленное.
9. Какое определение соответствует понятию
"права человека”?
а) Это законы, по которым живёт человек;
б) это охраняемая, обеспечиваемая государством
естественная возможность что-то делать,
осуществлять;
в) это те нормы, которые человек придумал для себя
сам.
10. К какому понятию относится определение:
"Одно из тягчайших преступлений против
человечества – истребление отдельных групп
населения или целых народов по расовым,
национальным, религиозным, политическим или иным
мотивам?”
а) "война”;
б) "геноцид”;
в) "апартеид”.
11. Как называется грубейшее нарушение прав
человека, которое является крайней формой
расовой дискриминации?
а) апартеид;
б) коллаборационизм;
в) регионализм.
12. Закончите следующее предложение: "Основным,
принимающим международные договоры по правам
человека, органом ООН является ______”
а) Генеральная Ассамблея;
б) Совет Безопасности;
в) Секретариат ООН.
13. Закончите следующее предложение: "Наиболее
массовым и действенным средством защиты прав
населения должны быть _____”
а) магистратуры;
б) суды;
в) мэрии.
14. Как называется должность человека,
избранного Государственной Думой для сбора
информации о нарушениях прав человека и
содействию тем, чьи права ущемлены?
а) магистр;
б) председатель союза правозащитников;
в) уполномоченный по правам человека.
15. Права граждан, которые обеспечивают
возможность граждан участвовать в управлении
государством и общественными делами:
а) экономические права;
б) личные права;
в) политические права;
г) культурные права.
Задание 2. Составить коллаж по отдельным
статьям из Конвенции по правам ребенка.
Вам нужно посовещаться в командах, выбрать
статью, взять все необходимое для этого конкурса.
Капитанам команды подойти к столу и выбрать
необходимых сказочных героев. Время на
подготовку 5 минут. Другая команда должна назвать
статью и прокомментировать ее. Задание
оценивается в 5 баллов.
Статья 35. Государства-участники принимают на
национальном, двустороннем и многостороннем
уровнях все необходимые меры для предотвращения
похищения детей, торговли детьми или их
контрабанды в любых целях и в любой форме. (Сказка
"Гуси-лебеди”).
Статья 15. 1. Государства-участники признают
право ребенка на свободу ассоциации и свободу
мирных собраний. (Сказка "Белоснежка и семь
гномов”).
Задание3. Инсценировка отрывка из сказок по
статьям Конвенции по правам ребенка. Нужно
назвать статью и прокомментировать ее.
Капитанам команды подойти к столу выбрать
сценарий сказок. Команда должна распределить
роли и показать отрывок из сказки. Другая команда
должна определить какая статья Конвенции
подходит к этой сказки, и прокомментировать ее.
Время для подготовки 5 минут. Конкурс оценивается
в 5 баллов. (Час о
серьезном. Выпуск 3. – Йошкар-Ола: Педагогическая
инициатива, 2004. С. 48- 50, 53-54.)
Ответ 1: Эта жестокая женщина нарушила права
ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки
опасности. Статья 6. 1. Государства-участники
признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое
право на жизнь.
Ответ 2: Злая мачеха нарушила права ребенка на
отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал.
Статья 31. 1. Государства-участники признают право
ребенка на отдых и досуг, право участвовать в
играх и развлекательных мероприятиях,
соответствующих его возрасту, и свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься
искусством.
Задание 4. "Адвокат для ребят”.
Нужно прокомментировать ситуацию, ссылаясь на
статьи из Конвенции по правам ребенка.
Ситуация 1: В нашем кинотеатре идут фильмы о
любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.
Нарушается ли право на получение информации ?
(Наташа П.).
Ситуация 2: Школьный совет принял решение, чтобы
все ходили в школу в форме. А я - против.
Нарушаются ли мои права? (Ира Я.)
Задание 5. Составить синквэйн по термину
"конвенция”.
Синквэйн- это стихотворение, состоящее из 5
строк, составленное по определенным правилам.
А пока команды готовятся выполнить задание, нам
очень хотелось бы узнать, насколько интересен и
полезен был наш сегодняшний разговор. Какие
проблемы вы еще хотели бы обсудить в дальнейшем.
Для этого мы просим вас заполнить анкету.
Анкета.
1. Понравилось ли тебе мероприятие?
2. Стал ли ты более четко разбираться в понятиях
и проблемах, затронутых сегодня?
3. Много ли тебе это дало?
4. Сможешь ли ты в дальнейшем применять данные
знания?
5. Какие бы еще проблемы ты хотел бы обсудить на
классном часе?
Учитель: Наше мероприятие подходит к концу.
Мы сегодня с вами затронули очень важный тему-
права человека. Зачем нам эти права? Не дань ли
это моде, удовлетворение личных амбиций?
Оглянемся вокруг. Вот страна с высоким уровнем
жизни, вот – малоразвитые, испытывающие
постоянные нехватки. У первых детально
разработанные гарантии политических,
гражданских прав и свобод человека. У вторых – и
с демократией туго. Какая же здесь зависимость:
живем трудно, потому и не до прав человека,
прокормиться бы? Или наоборот: пока человек не
раскрепощен, не обрел твердых гарантий своих
прав, ни в чем не уверен, не может быть и речи о
процветании. Так зачем же все-таки права
человека? Есть ответ, который объединяет нас
всех – это наша безопасность!
Для подведения итогов всех конкурсов слово
предоставляется жюри.
Задание для зрителей в номинации "Самый
активный зритель”.
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН
провозгласила Декларацию прав ребенка? (1959 г.)
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла
Конвенцию о правах ребенка? (1989 г.)
- В каком году Конвенция о правах ребенка бала
принята Верховным Совет СССР? (1990 г.)
- Впервые в истории человечества были
сформированы и рекомендованы для осуществления,
во всех странах основные права и свободы
человека, которые во всем мире рассматриваются
как стандарты, образцы для соответствующих
национальных юридических документов. О каком
документе идет речь? (Всеобщая декларация прав
человека)
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН
утвердила Всеобщую декларацию прав человека? (1948
г.)
- Закончите следующее утверждение: "Значение
Конвенции о правах ребенка заключается в том, что
…” (в ней права ребенка приобретают силу норм
международного права.)
- Где дети имеют право свободно выражать свое
мнение? Назовите статью из Конвенции по правам
ребенка. (Во всех сферах жизни и деятельности. Ст.
12)
- Как обеспечивает право детей на свободу
ассоциаций Конвенция о правах ребенка? Назовите
статью. (В ходе и результате самостоятельного
выбора и деятельности детей, которые по своему
желанию могут учитывать мнения взрослых. Ст. 15)
- На кого Конвенции о правах ребенка возлагает
обеспечение ухода за детьми без родителей? (На
государство. Ст. 20)
- Закончите следующее предложение: "Основным,
принимающим международные договоры по правам
человека органом ООН является …”(Генеральная
Ассамблея)
- Как называются основные документы, где
определены основные права несовершеннолетних
детей? Конвенцией о правах ребенка. Семейный
кодекс РФ. Федеральный закон "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.)
- До какого возраста человек является
несовершеннолетним ребенком? (до 18 лет)
- Закончите следующее предложение:
"Основополагающим правовым актом, регулирующим
семейные отношения в России, является …”
(Семейный кодекс РФ)
- Когда была принята ныне действующая
Конституция РФ? (12 декабря 1993)
- Какая международная организация играет
решающую роль в защите прав на международном
уровне? (ООН)
- Какие объединения наиболее характерны для
людей, склонных активно участвовать в
политической жизни? (партии)
|