"ВЕЛИКОЕ БЛАГО ЖИЗНИ ЕСТЬ ТРУД”
Л. Н. Толстой
Муниципальное образовательное учреждение
"Специальная /коррекционная/ школа №38 VIII вида
для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья" г.
Петропавловска-Камчатского основана 1 сентября
1986года. Всего в школе работают – 37 учителей.
Всего обучаются – 98 детей.
Образовательный процесс в школе осуществляют:
27 учителей, 4 воспитателя, 6 педагогов
дополнительного образования. Среди них по
образовательному уровню:
– Имеют высшее образование – 26 человек;
– Имеют среднее специальное – 6 человек.
Причинами уменьшения численности учащихся
являются следующие:
– демографические. На территории Камчатского
края наблюдается объективное сокращение числа
детей школы возраста.
– нормативно-правовые. Федеральный закон "Об
образовании” от 1996 г. родителям (законным
представителям) предоставлено право
самостоятельно определять образовательный
маршрут своих детей, в том числе, имеющих особые
нужды здоровья. Значительное количество детей,
нуждающихся в особых условиях обучения, по
желанию родителей могут находиться в классе
компенсирующего обучения или в
общеобразовательном классе.
В МОУ " Специальная /коррекционная/ школа №38 VIII
вида для обучающихся воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья” работают
7 учителей трудового обучения.
Из них имеют высшее образование – 6 человек.
I кв. категорию – 2 человека.
II кв.категорию – 5 человека.
Основная задача: формирование навыков
социально-адаптированного поведения учащихся к
условиям современного общества. Эта задача
реализуется по 5 основным направлениям.
- Учебная.
- Воспитательная.
- Лечебно-оздоровительная.
- Коррекционная.
- Профессионально-трудовая переориентация в
профессионально-трудовой подготовке
воспитанников с учетом региональных условий;
создание системы пошагового освоения
элементарными профессиональными умениями,
способствующей самостоятельному существованию
воспитанников во взрослой жизни; развитие
системы тренировочных навыков и умений,
обеспечивающих овладение учащимися школы
профессионально-трудовыми комплексами.
Трудовое воспитание в образовательном
учреждении осуществляется через развитие
навыков самообслуживания, полезного
общественного труда (дежурство по столовой) и
через реализацию программ трудового обучения (1
вариант Приложение к приказу Министерства
образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065) и углубленного
трудового обучения.
Сегодня наша школа отходит от привычной
однородности. Получив свободу действий, наш
коллектив проявляют творческую инициативу в
составлении собственных учебных планов,
программ, ищет новые приемы и методы обучения.
Однако в документе о политике в области
образования есть строки, касающиеся обучения и
воспитания детей с нарушениями в развитии: "Дети
с ограниченными
возможностями здоровья должны быть обеспечены
медико-психологическим сопровождением и
специальными условиями для обучения
преимущественно в общеобразовательной школе по
месту жительства, а при наличии соответствующих
медицинских показаний – в специальных школах и
школах-интернатах”.
В сложившейся ситуации очень важно ответить на
вопрос: к жизни, в каком обществе целесообразно
готовить школьника. Именно от этого зависят цели
школьного обучения и его содержание.
Многообразие подходов к организации и отбору
содержания обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья все-таки не могут
позволить отойти от основной цели обучения этих
детей – подготовка школьников к самостоятельной
жизни и трудовой деятельности именно в
конкретных социально-экономических и
хозяйственно-бытовых условиях. Поэтому
необходимо правильно определить содержание
образования, которое выступает как главный и
определяющий фактор подготовки умственно
отсталого выпускника к самостоятельной жизни в
конкретных социально-бытовых условиях.
Наша школа готовит своих воспитанников к
производительному труду, используя вместе с ним
труд как одно из ведущих педагогических средств
улучшения физического и умственного развития
аномальных детей. Трудовое обучение в нашей
школе осуществляется исходя из региональных,
местных, национальных условий, ориентированных
на потребность в рабочих кадрах и с учетом
индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, а также
интересов воспитанников и их родителей на основе
выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку воспитанника для индивидуальной
трудовой деятельности.
Наблюдения показывают, что основная часть
наших воспитанников способна овладевать
квалифицированным трудом и работать на обычных
(не инвалидных) предприятиях. Проблема трудовой
адаптации всегда занимала важное место в теории
и практике олигофренопедагогики, но сейчас ее
острота во много раз возросла, так как
производственные предприятия включились в
систему рыночных отношений. Это создает новые
условия организации труда рабочих, и требует от
рабочих более высокой производительности и
более высокого качества труда, что не может не
сказаться на возможностях трудоустройства слабо
подготовленных выпускников коррекционных школ.
Для облегчения решения этой задачи есть два
направления. Первое, это создание специальных
производств для выпускников коррекционных школ
(малые предприятия, кооперативы при школах,
инвалидные реабилитационные центры). Второе
направление состоит в кардинальном повышении
уровня трудовой подготовленности учащихся.
Как же мы решаем эту задачу? Ведь у нас в городе
не создаются специальные производства для
выпускников специальных (коррекционных) школ,
наши учащиеся не могут рассчитывать на помощь
государства, т.к. в Закон Камчатского края "О
квотировании рабочих мест в Камчатском крае”
наши дети не включены.
Мы решили для формирования мобильности
учеников по трудовому обучению искать
самостоятельно предприятия, заключать договоры
и направлять учащихся на производство.
Эта работа началась на базе Камчатского
Монтажного управления (КМУ) "Дальсантехмонтаж”.
После нескольких месяцев обучения учеников 9
класса на производстве руководство КМУ
"Дальсантехмонтаж” пришло к выводу о
возможности подготовки квалифицированных
рабочих из числа учеников школы.
Школой с предприятием был заключен
долгосрочный договор на совместную работу по
подготовке из учеников школы рабочих по
специальности "Слесарь по изготовлению узлов
сантехнических систем 2 разряда”.
В специальной (коррекционной) школе № 38 VIII вида
для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья для реализации
заключенного договора была разработана
концепция образовательной программы,
рассчитанной уже не на девятилетнее, а на
одиннадцатилетнее образование.
Целью программы было установлено – создание
коррекционно – развивающего пространства,
которое обеспечивает развитие механизмов
комплексации каждого ученика и на этой основе
решение проблемы социальной интеграции
подростка в современном обществе.
Были использованы авторские программы,
разработанные учителями предметниками
последующим учебным программам:
- этика
- деловое и творческое письмо
- экономический практикум
- психологический практикум
- человек и среда
- спецтехнология по профессии "сантехник”
- спецкурс для младшего обслуживающего персонала
детских садов
- компьютерные технологии для учащихся
специальных коррекционных школ (информатика как
средство коррекции мышления, познавательной
деятельности, развития детей, обучения
математике, языку, быстро чтению, а также
обучение печатанию десятипальцевым "слепым”
методом).
Программы дорабатывались с учетом полученных
замечаний и рекомендаций, редактировались в
процессе апробации. При выборе вышеуказанного
учебного плана, разработке авторских программ
ставились такие задачи, как:
– обеспечение учащихся знаниями, выполняющими
развивающие функции;
– становление социального опыта и коррекция
личности с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся;
– изменения содержания трудового обучения в
сторону его индивидуализации путем увеличения
количества педчасов на трудовое обучение и
организацию трудового обучения на производстве.
Количество предприятий каждый год меняется. С
предприятием ОАО "ПКМУ-ДСТМ” мы работаем 9 лет с
1996 года, с МУП "Автобусный парк” с 1997года и по
сегодняшний день, с ООО "Слован – Д” 3 года, с
детским садом "Веселинка” 1998года и по
сегодняшний день, с ООО "Одежда – Новинка” 2
года и по сегодняшний день. С такими
предприятиями как с ООО "Автоцентр Камаз” 4
года, но есть и такие предприятия, с которыми мы
работаем год или два: МУП "Горводоканал”,
Детский мир ИП "Смирнова В.А.”, ООО
"Строймеханизация”, СТО "Сервис” ремонтный
цех, ГУЗ Камчатская областная больница.
За период обучения учащиеся осваивали
следующие специальности: "слесарь по
изготовлению и монтажу сантехнических
приборов” 1 и 2 разрядов, "слесарь по ремонту
автомобилей” 1 и 2 разрядов. На производстве
закреплялись знания, умения и навыки по
следующим учебным разделам:
погрузо-разгрузочные работы; сортировка,
разметка сантехнических материалов; сборка и
разборка сантехнических узлов и деталей;
дефектовка неисправностей узлов и деталей
автомобиля; общее устройство и назначение
отдельных узлов и агрегатов автомобиля,
техническое обслуживание и ремонтно-сборочные
работы автомобиля.
Если в 2004 году после выпуска работал 1 человек,
то на 01.09.07г. работает 5 человек по специальностям
(автослесарь, сантехник, автослесарь, сварщик).
Не по специальности никто не работает, а на
01.09.07г. 3 человека пошли работать рабочими и
посудомойщицей.
- 2005г. по специальности после выпуска работает 1
человек, на 01.09.07г. 2 человека по специальности и 3
не по специальности (автослесарь и обработчик на
рыбозаводе).
- 2006г. по специальности после выпуска работаю 2
человек, на 03.09.07г. работают по специальности 2
человека, а не по специальности 3 человек, но они
идут учиться в ПУ №3 на мастера отделочных работ.
- 2007г. по специальности работают 1, на 01.09.07г. 2
слесарями и 4 не по специальности (в ЧП и на рынке).
Если посмотреть на катамнез и
проанализировать, куда идут учиться наши дети, то
это в основном ПУ №3, ПУ №1, ПУ №7, ПУ №5. На момент
выпуска поступили дети в ПУ №3-16человек, в ПУ №1 –
15 человек, в ПУ №5 — 2 человека, курсов поваров 1
человек, в вечернюю школу 2 человека, на курсы
"Будущее” 1 человек и того на момент выпуска
поступило учиться в разные ПУ 36 человек. Па 1.09.07
за эти годы получили образование 41 человек, в том
числе два ученика по две специальности – 5
учеников.
Углубленное трудовое обучение по профессии
"младший обслуживающий персонал” проводим в д/с
№ 22 "Веселинка", где за каждой девочкой
закреплена группа. Всю практическую работу
девочки проходят под руководством няни группы.
Занятия проходят с 8.30 до 12.15 (от приема детей до
подготовки детей ко сну).
Девочки приобретают умения самостоятельно
подготовить группу к приему пищи, ко сну,
осваивают приемы уборки помещения, генеральной
уборки, мытья посуды, ухода за спальней.
Оказывают помощь детям во время одевания на
прогулку, после прогулки. Приобретают навыки
общения с детьми и взрослыми, что поможет им в
дальнейшей самостоятельной работе, что поможет
им приобрести навыки трудовой дисциплины. Они
стараются не опаздывать на практику, выполнять
все практические работы, которые перед ними
ставятся. Все девочки зарекомендовали себя
добросовестными работниками, доброжелательными
в отношении к другим людям и детям. По окончанию
школы все девочки, проходившие практику в
детском саду, получают
характеристики-рекомендации для поступления на
работу.
Профессиональное обучение в швейных
мастерских проводятся с целью стажировки
учащихся, в условиях, приближенных к
производственным условиям (8-11 классы) на базе
школьных мастерских СКШ. Программа
предусматривает подготовку учащихся к
самостоятельному выполнению производственных
заданий по пошиву белья и легкого платья со
специализацией по профессии швея-мотористка"
женской и детской легкой одежды. С 2006-2007 года
углубленное трудовое обучение проходит на базе
ООО "Одежда-Новинка”. Сохранные дети дают очень
хороший результат: осваивают швейные машины
автоматы и полуавтоматы. По сдаче
квалификационного экзамена на производстве 1
девочка получила 2 разряд, а 3 – 1разряд.
Практика показывает, что выпускники
специальной (коррекционной школы) № 38 выбирают
себе профессию исходя из своих возможностей и
интересов, которые складываются в течение
трудовой практики на производстве в 9-11 классах.
Тем более что имеет место и так называемый
"экономический интерес”, выражающийся в
получении зарплаты.
В связи с низким уровнем возможностей
воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья профориентационная работа начинается
уже в начальных классах и ведется дальше на
протяжении остальных лет обучения. Трудовые
возможности ребенка определяются при помощи
родителей, психолога, медработника, а также
определяются путем педагогической оценки его
трудовой деятельности и индивидуальных
психофизических свойств.
С целью организации подготовки из учеников
специальной (коррекционной) школы № 38 VIII вида для
обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, квалифицированных
рабочих также были разработаны следующие
документы:
- получена лицензия на подготовку рабочих данной
специальности;
- создан кабинет спецтехнологий, где учащиеся
проходят теоретическую подготовку по получаемым
специальностям и готовятся к квалификационным
экзаменам;
- подготовлен первоначальный теоретический
материал по спецтехнологии для слесарей–
сантехников, авто-слесарей;
- разработаны договоры с предприятиями;
- инструкции по технике безопасности.
На спецсеминарах по производственному
обучению мы знакомим детей со статьями Трудового
кодекса РФ.
Второе направление в трудовом обучении
заключается в кардинальном повышении уровня
трудовой подготовленности учащихся. Мы знаем,
что знания по общеобразовательным предметам у
учащихся наших школ по своему объёму и степени
сложности находится примерно на уровне
программных требований начальных классов
массовой школы. И это ограничивает как выбор
видов труда, так и уровень квалификационной
подготовки по специальности. Поэтому мы вводим в
учебный план за счёт факультативов, часов ПДО
спец. семинары по основам современного
производства, что позволяет выполнять задачу
подготовки учащихся по профилям современного
производства. Учителя применяют более
продуктивную методику обучения на уроках труда.
Мы не используем схему "объяснение +
повторение”. Мы работаем по схеме: "объяснение +
отработка знаний + повторение”. Отработка знаний
на наших уроках более значима, так как включает
помощь учителя на протяжении всего урока.
Избежать многих проблем в усвоении материала по
трудовому обучению помогают комбинированные
уроки, на которых в процессе изучения темы
применяются знания и умения, полученные на
уроках математики литературного чтения
ознакомления с окружающим миром и др. Такие
уроки, с одной стороны, дают возможность учащимся
осознанно подходить к изучению и закреплению
материала, к освоению трудовых умений, а с другой
– позволяют учителю придерживаться основных
требований при обучении воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
(чередование различных видов деятельности;
дифференцированный подход при обучении
учащихся; сочетание фронтальных, групповых и
индивидуальных форм обучения и т. д.)
Комбинированные уроки не только позволяют
избежать подхода к процессу трудового обучения
по принципу "делай, как я”, но и превращают труд
школьника в осмысленный творческий процесс,
заставляют его активно искать ответы на вопросы,
возникающие в ходе учебной деятельности.
Особенностью таких уроков является возможность
комбинировать учебный материал по трудовому
обучению с содержанием других дисциплин (чтения,
окружающего мира, математики и т.д.).
В СКШ №38 в процессе совершенствования всех
звеньев трудовой подготовки были выделены
основные задачи углубленной трудовой
подготовки:
– развитие общетрудовых умений и навыков по
определённой профессии на уроках трудового
обучения, 6-8 классах (эта задача обусловлена
переходом к профессиональному обучению и
требует более тщательной подготовке детей в
умении планировать и качественно выполнять
производственные задания);
– воспитание устойчивого положительного
отношения к труду, а также личностных качеств
(добросовестности, бережливости,
дисциплинированности и т.п.);
– развитие умения адаптироваться в рабочих
коллективах для учеников 9-11 классов и
своевременно перестраивать свои знания и навыки
в соответствии с изменением условий работы в
рамках рыночной экономики;
– формирование технических и технологических
знаний по профессии "слесарь по изготовлению
узлов сантехнических систем 2 разряда”,
автослесарь, младший обслуживающий персонал,
швея-мотористка.
При обучении детей будущим профессиям возникли
определённые трудности:
– отсутствие учебных предметов, таких как
физика, электротехника, материаловедение у
учеников понятий о материалах ( сталь, чугун и
т.д.) и способах их использования;
– замедленные темпы восприятия воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
специальных знаний по профессиям.
Ранняя производственная практика на
предприятиях позволяет ученикам специальной
(коррекционной) школы выбирать необходимую для
них профессию.
Опыт показал, что для решения проблем
социальной адаптации учеников, оптимальным для
них является одиннадцатилетнее образование,
хотя ученики уже после 8-го и 9-го классов могут
переходить на учёбу в профтехучилища края или
трудоустраиваться. Но в 15-16 лет без определённой
профессии в условиях сокращения производства,
самостоятельная работа по трудоустройству в
настоящее время крайне затруднена. Да и имея
профессию после окончания ПТУ, которое не
занимается трудоустройством
учеников-выпускников, учащимся специальной
(коррекционной) школы, практически невозможно
устроится на работу.
Традиционно в основе качественной трудовой
подготовки учащихся лежит
материально-техническая база, что отражается на
качественном учебном процессе и трудовой
подготовке. Следовательно, необходимо улучшать
материальную базу.
В связи с выше сказанным, педагогический
коллектив нашей школы будет продолжать работать
по проблемам адаптации воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья и решать
следующие задачи:
- Расширять систему договоров коллективами
учреждений и предприятий с целью повышения
трудовой квалификации учащихся.
- Продолжить сбор и анализ катамнестических
сведений с целью отслеживания и прогнозирования
перспектив трудоустройства выпускников.
- Вводить в учебные планы новые профили трудового
обучения, в связи с переходом к рыночной
экономике.
- В целях формирования мотивации трудового
обучения у подростков, повышения престижности
рабочих профессий чаще проводить областной
конкурс "Лучший по профессии” среди учащихся
специальных (коррекционных) школ.
- Внести в Закон Камчатского края пункт о
квотировании рабочих мест для учащихся с
ограниченными возможностями.
|