Форма урока: урок-практикум
Цели урока:
- отрабатывать навыки разноаспектного анализа микротекста с заданиями
с
выбором ответа и с кратким ответом, умение устанавливать логические
связи
между предложениями;
- повторить теоретические знания по синтаксису и пунктуации, по
морфологии;
- развитие монологической речи; умение рассуждать на предложенную
тему,
приводить различные способы аргументации, делать выводы;
- стимулировать формирование чувства патриотизма.
Ход урока
- Оргмомент. Объявление темы и целей урока. Вступительное слово
учителя.
- Прошло 16 лет с того момента, как завершилось почти 10-летнее
пребывание
советских войск в Афганистане (декабрь 1979 – февраль 1989 гг.). Тема
участия
нашей страны в афганской войне была и остаётся актуальной до настоящего
времени.
Причём в ходе её обсуждения высказываются различные, порой полярные
мнения и
оценки: настолько многогранная и многоплановая ситуация возникла в
Афганистане и
вокруг него. Долгое время мы плохо представляли себе то, что на самом
деле
происходило в Афганистане, пользуясь скупыми, часто противоречивыми,
порой
искажёнными сведениями из прессы. Далеко не всё могли понять правильно и
те, кто
непосредственно участвовал в "секретной войне”. Большинство советских
солдат и
офицеров честно выполняли свой воинский и интернациональный долг,
нередко
проявляя подлинный героизм и самоотверженность.
Во имя чего же гибли либо становились калеками тысячи наших
соотечественников? Оправдана ли боль и скорбь их матерей, вдов,
детей-сирот? Во время работы с текстом учащиеся заполняют оценочные листы
- Задание 2: почему "интернациональной”? (по словарю Ожегова,
интернациональный – "международный”)
- Задание 3: грамматическая основа типа "сущ. в Им.п. – сущ. в
Им.
П.”
- Задание 4: СПП с придаточным определительным (построить
схему
предложения в двух вариантах – линейную и структурную)
- Задание 5: деепричастие ВЕНЧАЯ (что делая? как?) –
обозначает
добавочное действие, т.к. зависит от глагола СТОЯЛ; н.ф. венчать
(отглагольная форма)
- Задание 6: краткое причастие НАГРАЖДЕНЫ (каковы?) – н.ф.
награждённый, т.е. "те, кого наградили”.
- Психологическая антистрессовая минутка
- Чтобы снять напряжение, появившееся при выполнении предыдущего
задания и
в условиях открытого занятия (присутствие посторонних людей на уроке),
проводим музыкальную паузу: включаем лёгкую классическую музыку,
расслабляемся, отвлекаемся от темы урока и т.д. – в течение 1 мин.).
- Чтобы продолжить работу, необходимо после расслабления
стимулировать
деятельность нервной системы, развить нервную силу, энергию и
жизненность.
Для этого проводим упражнение на создание возбуждающего давления на
нервные
центры:
- сделать полный вдох
- удержать его на несколько секунд
- сжать губы, как для свистка, не раздувая щёк, затем с силой
выдохнуть
отдельными порциями весь воздух
- повторить 7-10 раз.
- Чтение большого текста.
Выполнение заданий с выбором ответа и с кратким ответом.
(Приложение
2)
- №1 – назвать языковые средства, характерные для публицистического
стиля
(статья, композиция лишена строгой обязательности, наличие
синтаксических
конструкций эмоционально-выразительного характера – риторические
вопросы,
неполные предложения, инверсия; наличие эмоционально-оценочной лексики,
фразеологизмов, использование тропов и фигур; лексика из области морали
культуры; разговорные синтаксические конструкции); тип речи –
рассуждение
(предметом речи является связная последовательность наших мыслей о
чём-либо, в
центре находится не внешняя действительность, а процесс человеческого
мышления;
последовательная связь предложений в тексте; от примеров – к выводу;
глаголы
настоящего времени).
- №2 – позиция автора (доказательство из текста)
- №3 – краеугольный камень (главное, основное)
- №4 – ширпотреб – широкое + потребление
Ошибочно: вседозволенность – всё + дозволить + суффикс – ость.
- №5 – окончательно и бесповоротно закрепляли
Согласование – зависимое слово согласуется с главным, т.е.
ставится в
ту же форму, что и главное Управление
– главное слово управляет зависимым, требует от него
определённой формы Примыкание
– зависимое слово примыкает к главному, связывается с
ним
только по смыслу (обязательно наличие неизменяемых частей речи).
- №6 – назывное (есть только подлежащие)
- Сформулировать и прокомментировать проблему или одну из проблем,
поставленных автором текста.
Сформулировать авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны
вы с
точкой зрения автора текста. Почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь
на
знания, жизненный или читательский опыт. Советские воины, как истинные патриоты Родины и интернационалисты,
выполнили
свой долг до конца и не могут быть объектами некомпетентной критики. Ещё
более
800 лет назад Шота Руставели подчёркивал, что каждый мнит себя
стратегом, видя
бой со стороны. К этому можно добавить – и не видя вообще. Каким бы ни
было
личное мнение каждого из нас относительно решения о вводе войск – наше
отношение
к тем, кто служил и воевал в Афганистане, должно быть пронизано
глубочайшим
уважением. Ведь многие не только воевали. Даже уходя оттуда, всё ещё
помогали
мирному населению. Написать сочинение-рассуждение по тексту (задание С). |