Цели урока:
- Обучающая: обобщить и систематизировать
полученные знания по истории древнего мира.
- Развивающая: продолжить формирование умений
работы с картой, дидактическими материалами,
дополнительной литературой.
- Воспитательная: продолжить развитие
коммуникативных умений при работе в группах.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые
взрослые!
Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы,
И сквозь века промчавшись унестись
Под грохот быстрой колесницы.
Согласны ли, проверить знания свои,
Которые за год вы получили?
(ответ ребят)
Тогда, скорее, в путь, друзья!
Уж экипажи ваши все готовы,
А чтобы безымянными не быть,
Мы первую страницу открываем.
Страница первая: Кто есть кто?
Чтобы начать воображаемое путешествие
необходимо дать название каждому экипажу.
Сейчас мы с вами вспомним некоторые загадки, к
которым обращались при изучении той или иной
темы. Разгадывая загадку, вы получаете название
команды.
(если команда уже названа, то она не участвует в
разгадывании следующих загадок)
1. Все римляне спешат туда, где суждено
Решать одним движеньем пальцев
Жизнь тех рабов, которых, к несчастью,
И ловкостью и силой бог наделил.
Хозяин же в бойцов их превратил
Для наслаждения толпы ликующей и праздной...
Для тех боев построили амфитеатр.
Ну, а бойцов назвали ....
(гладиаторами)
Итак, первый экипаж получает название
"Гладиаторы"
2. Они сильны и крепки телом,
Страну прославили не только бегом.
И слава их гремит сто лет.
Для Греции славнейший то ....
(атлет)
3. Это чудное созданье
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно.
Славится века оно.
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет.
(сфинкс)
4. Есть остров в море-океане,
Где злые чудища живут.
Они певуньями слывут.
Похожи то ль на птиц, то ль женщин.
Кто к ним на остров забредет
Покой там вечный обретет -
Они сожрут его, не глядя... (сирены)
5. Они царю всегда служили,
Его повсюду сторожили.
Прутья всегда с собой несли.
Топор, чтоб голову снести.
Царю охраной они были
И жестокими прослыли.
(ликторы)
6. В пятиборье есть пробег,
Ну, а на войне .....
(стратег).
7. Деньги он дает всем "в рост".
Чтобы был большой прирост.
Иль имущество в аренду,
Чтобы жизнь была небедной.
(ростовщик)
8. В Египте умер человек,
И труп его хранили век.
Тело обрабатывают,
Бинтами замотают.
Назови, что это было,
Долго всем оно служило.
(мумия)
9. Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды - белый.
(брахман)
Итак, все загадки разгадали,
Экипажам названия дали.
А теперь предстоит вам, друзья,
Угадать какая перед вами страна.
Страничка вторая: "Историческая карта"
-У вас на столе в конверте № 1 лежат карточки с
очертаниями государств, с которыми мы
познакомились в течение года. Ваша задача
определить названия древних государств.
(ребята в течение 3 минут выполняют задание,
результаты заносят в зачетный лист).
- Молодцы ребята! Славно потрудились!
С государствами определились.
А теперь задание новое вас ждет:
Пусть каждая картинка свою страну найдет.
(Ребята работают с изображениями, находящимися
в конверте № 2. Задание: разложите картинки с
изображениями к карте того государства, с
которым они связаны.
На выполнение задания - 5 минут. Примечание:
каждой карте соответствует по 3 изображения).
Физкультминутка
Приготовились, друзья,
Встали с места. В путь пора.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вместе весело шагать.
Пять, четыре, три, два, раз,
Хорошо идет наш класс.
Хоть немного мы прошли -
Остановочка в пути.
Руки набок, ноги шире
Повороты: три - четыре.
Раз - налево, два - направо,
Вновь налево, вновь направо.
Утомились - не беда.
Руки выше поднимаем,
Глубже дышим, отдыхаем.
Дальше в путь, друзья, пора,
Продолжается игра!
Страничка третья: "Наведите порядок"
Каждой команде - своя карточка с заданием.
1. В каких странах протекают эти реки?
1) ТИГР |
А) Индия |
2) ГАНГ |
Б) Междуречье |
3) ИОРДАН |
В) Италия |
4) ХУАНХЭ |
Г) Палестина |
5) ЕВФРАТ |
Д) Китай |
6) НИЛ |
Е) Междуречье |
7) ТИБР |
Ж) Египет |
2. В каких древних странах существовали эти
города?
1) АФИНЫ |
А) Египет |
2) БИБЛ |
Б) Ассирия |
3) НИНЕВИЯ |
В) Греция |
4) РИМ |
Г) Вавилония |
5) УР |
Д) Палестина |
6) ИЕРИХОН |
Е) Италия |
7) МЕМФИС |
Ж) Финикия |
3. В каких древних странах жили эти люди?
1) КИР |
А) Греция |
2) ХАММУРАПИ |
Б) Египет |
3) ХЕОПС |
В) Ассирия |
4) СОЛОН |
Г) Китай |
5) КОНФУЦИЙ |
Д) Вавилон |
6) ГРАКХ |
Е) Персия |
7) АШШУРБАНАПАЛ |
Ж) Италия |
4. Кто в истории древних римлян или в их мифах
носил эти имена?
1) МАРС |
А) один из
братьев-близнецов, первый царь Рима |
2) ВЕСТА |
Б) седьмой царь Рима |
3) РОМУЛ |
В) выдающийся
полководец |
4) РЕМ |
Г) богиня огня и
домашнего очага |
5) ПИРР |
Д) один из
братьев-близнецов, основателей Рима |
6) ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ |
Е) предводитель
восстания рабов |
7) СПАРТАК |
Ж) бог войны |
5. В 5-м веке до н.э. жили многие знаменитые греки.
Чем прославился каждый? Что создал?
1) ГЕРОДОТ |
А) скульптор,
создатель
статуи метателя диска |
2) ФИДИЙ |
Б) автор
комедии-сказки
"ПТИЦЫ" |
3) СОФОКЛ |
В) отец истории |
4) АРИСТОФАН |
Г) знаменитый ученый, изучал явления
природы |
5) АНАКСАГОР |
Д) творец "АНТИГОНЫ" |
6) МИРОН |
Е) скульптор,
создатель
статуи копьеносца |
7) ПОЛИКЛЕТ |
Ж) скульптор,
создатель
бронзовой статуи Афины |
6. Соотнесите имена богов и сферу их
деятельности.
1) ЗЕВС |
А) богиня красоты и любви |
2) АФРОДИТА |
Б) богиня-воительница |
3) ДИОНИС |
В) бог моря |
4) ГЕРМЕС |
Г) бог-царь подземного царства мертвых |
5) АИД |
Д) бог - покровитель виноградарей и
виноделов |
6) ПОСЕЙДОН |
Е) бог грома и молний |
7) АФИНА |
Ж) бог - кузнец |
7. Боги и священные животные, почитавшиеся в
древнем Египте.
1) АМОН-РА |
А) священный крокодил |
2) АПОП |
Б) богиня неба |
3) НУТ |
В) бог солнца |
4) БАСТЕТ |
Г) священный бык |
5) АПИС |
Д) покровительница женщин и их красоты |
6) МААТ |
Е) бог тьмы |
7) СЕБЕК |
Ж) богиня Правды |
Страничка 4:
Вспомните сказания о богах, мифы. Кто бы мог
сказать о себе такие слова?
1. Я скрывала его, я прятала его из-за страха,
чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот,
чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина
сказала мне: "Не унывай и не бойся! Ребенок твой
недоступен твоему противнику: заросли
непроходимы, смерть не входит через них. (Исида).
2. зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я
завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей.
Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради
захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до
убийства. (бог Сет)
3. Имя мое Имамат, что значит "пожирательница".
Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной
чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но
горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно
мы с ними встретимся. (свирепое чудовище с телом
льва и зубастой пастью крокодила)
4. Я не крал, я не лгал, я не завидовал. (покойный
перед судом Осириса)
5. Уши мальчика на спине его. (поучения писцов
ученикам)
6. Я выбираю кратчайший путь на Мегиддо, чтобы
внезапно напасть на врагов. (фараон Тутмос)
7. Я о моем друге плачу, горько рыдаю. Неужто я
умру и стану землею. (Гильгамеш по другу Энкиду;
сказание о Гильгамеше).
8. Вынес я ворона и отпустил его. Ворон же улетел,
спад воды увидел и не вернулся... (Утнапишти; миф о
потопе)
9. Я начертал мои драгоценные слова на камне,
чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять
справедливости в стране. (Хаммурапи)
10. Вот ты говоришь, что любишь меня, а сердце
твое не со мною. Скажи мне, в чем твоя тайна? - так
она спрашивала его всякий день, и душе его от этих
расспросов стало тяжело до смерти. И он, наконец,
сказал ей: "Бритва не касалась головы моей..."
(Далила)
11. Приятно, что говорить, когда именем отца
назвали на века беспредельное море! Но, как бы я
хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей об отце
Эгее)
12. Увы, память моя ослабела. Теперь по
прошествии стольких лет, я сам, построивший это
удивительное сооружение заблудился бы в нем и не
нашел бы выхода. О если бы вы знали, сколько там
коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов
и тупиков!
(Дедал)
13. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог
подумать, что голубое небо такое тяжелое! (Геракл)
14. Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое
разрывается оттого, что я не могу жить
одновременно с обоими! (Персефона)
15. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в
самые темные вечера. Это я помог людям побороть
зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так
жестоко карает меня?
(Прометей)
16. С давних пор моих собратьев и сестер
преследуют и убивают, изображают хитрыми и злыми.
А за что? Если бы не я, то самый Рим, быть может, не
был бы основан...
Ведь статую, да еще в центре города, зря не
поставят! Я на века застыла в бронзае и горжусь.
(волчица)
17. Увы, нам не поставили статуй за совершенный
подвиг! Не оттого ли, что язык наш непонятен, а
научиться латинской речи мы не можем?! О люди, вы
так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом
огромны. В тишине ночи пронзительные наши голоса
подобны были звукам военных труб.
Только благодаря нам - пусть об этом не
забывают потомки римлян - город не был захвачен,
разграблен, разрушен. (гуси)
А теперь давайте подведем итоги. Перед вами
изображения ваз, которые изготавливали в районе
гончарных мастерских Керамик в Афинах. Долгое
время, еще до победы над персами, вазы украшали чернофигурным
рисунком: по красноватой глине художник наносил
фигуры черным лаком. Позже стали поступать
наоборот: для фигур сохраняли естественный
красноватый цвет глины, а лаком покрывали
остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы
называют краснофигурными.
Если вы одержали победу над собой, проверяя
насколько прочны ваши знания по истории Древнего
мира, если урок вам понравился, возьмите на
память изображение краснофигурной вазы. А если
урок не затронул вашей души, то для вас -
изображение чернофигурной вазы.
Приложение к уроку скачивайте вверху страницы
|