Ход мероприятия Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас в этот кабинет для того, чтобы познакомить с новым предметом, который в следующем году вам предстоит изучать. Мы думаем, что уже сегодня вам будет интересно узнать, чем занимаются на уроках химии. Ведущий. Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса. Ведущая. Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Ведущий. Но значит ли это, что чудес на свете не бывает? Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней. Ведущая. И уж если говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей, "индустрией чудесных превращений”. Ведущий. Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции. Учитель. Вы открыли кран, чтобы наполнить чайник, из крана потекла вода, но чтобы вода стала питьевой, ее подвергли неоднократной очистке, и при этом происходили различные химические реакции. Вы поднесли зажженную спичку к газовой горелке, повернули кран, и вспыхнуло голубоватое пламя – это тоже химическая реакция. Ведущий. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаемы. Химия нас кормит, одевает и обувает Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций. Учитель. Давайте выслушаем мнение двух подружек о важности науки химии. Ведущий А начинать учить химию следует с химической азбуки – знаков химических элементов. Я просила вас с ними познакомиться. Вот и посмотрим сейчас, кто познакомился лучше. Как в русском языке есть азбука, так и в химии каждый химический элемент обозначается химическим знаком, и без их знания невозможно изучение новой для вас науки. Сейчас мы проверим, кто лучше подготовился. Учитель Вы разделились на две команды, чтобы поиграть и узнать много нового. Предлагаю назвать команды "Кислородики” и "Водородики”. Проводим разминку и разгадаем кроссворд. За каждый правильный ответ в разминке дается 1 жетон. Разминка, кроссворд.
Детская считалочка. Здесь зашифрован текст детской считалочки. Подобрать ключ к шифру поможет периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Подсказка: пронумеруйте буквы алфавита по порядку от А до Я. Учитель. Сегодня – ваше первое знакомство с химией. Мы покажем вам некоторые фокусы, которые вы сможете, изучая химию, скоро проделывать сами Но прежде, чем приступить к выполнению опытов, мы должны познакомить вас с правилами техники безопасности. Вы должны знать, что можно делать в этом кабинете, а чего делать нельзя. Ведущий. Прежде чем приступить к работе представляем вашему вниманию жертву химических опытов, не соблюдавшего технику безопасности. Траурная музыка. Выходит мальчик – лицо в саже, волосы взъерошены, глаз перевязан черной повязкой. Мальчик из 7 класса: Получил в пробирке газу, К нему прибавил кислород, А они взорвались сразу. Стал ходить с повязкой – вот! Учитель: Ему хотелось волшебства И он поджег два вещества. Мальчик из 7 класса: Попробовать решил я кислоту Налил себе ее я в чашку, Внутри все жжет – пожарные бегут Ну пожалейте вы меня бедняжку! Учитель: Сам виноват, умнее надо быть Не все что видишь – можно пить. Мальчик из 7 класса: Вы не думайте, друзья, Что пришел так в школу я. Выпала из рук пробирка – На штанах осталась дырка. Злая щелочь ткань разъела Вот такое страшно дело! Учитель: Игра опасна с веществами. Вы поняли теперь и сами Чтоб к опытам нам приступить Пришлось всем правила учить. Правила техники безопасности. Учитель. А сейчас, не забывая правила техники безопасности, проведем опыты. Опыт "Костер без спичек” Оборудование: KMnO4 – перманганат калия. H2SO4 – серная кислота, концентрированная. Ученик 1: Стеклянная палочка. Маленькая ступка с крышечкой, спиртовка, спички. В чудесах химических очень я хитер Без больших излишеств разведу костер! Вот бы нашим предкам такие вещества Жили б припеваючи, вот и все дела. Опыт "Несгораемый платок” Оборудование: стакан с водой, платок, спиртовка, спички, тигельные щипцы, спирт. Учитель: Платок удивительный вам покажу В чем фокус попозже я все расскажу В двух водах платочек прополощу Возьму я спиртовку и все подожгу О, чудо, платок мой весь уцелел И жадный огонь ничего не поел Разгадка проста и ответ мой простой Я намочила платочек водой Водою простой и "водой спиртовой” Спирт весь сгорел – я огонь наблюдала Вода, испаряясь, тепло забирала Тем самым платочек она защищала. Ведущий. А теперь пришла пора вам отгадывать загадки про вещества, которые вокруг нас. За правильный ответ команда получает жетон. Учитель. Продолжаем свой рассказ о химии. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Они верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия. Ведущий. Среди алхимиков, искренне, бескорыстно и честно служивших науке, попадались и обманщики, использовавшие алхимию для собственной наживы. Из такого рода "артистов” алхимического обмана наиболее знаменательна фигура жившего в XVIII веке итальянца Джузеппе Бальсамо, известного под именем графа Калиостро. Он выдавал себя за современника Иисуса Христа, обладателя жизненного эликсира и философского камня. Учитель. Сейчас я получу на ваших глазах из прозрачных веществ вино, лимонад и молоко. Оборудование: Гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, карбонат натрия, хлорид бария, сульфат натрия. NaOH + фенолфталеин HCl + Na2CO3 BaCl2 + Na2SO4 Да, химики настоящие волшебники, может и вы, если свяжете свою жизнь и профессию с химией, станете великими учеными и изобретете настоящий "эликсир жизни”. Ведущая. Проведем операцию прямо сейчас без боли и слез. Опыт "Операция” Оборудование: KCNS, FeCl3 , вата, скальпель. Ученик 2: Кому на отсечение конечности не жаль Не бойтесь, не дрожите, гоните прочь печаль Без боли оперируем, но крови будет много Что будем резать: руку или ногу? При каждой операции Нужна стерилизация Йодом смажем вас обильно Чтобы было все стерильно Не вертитесь-ка больной "Врачу” скальпель дайте Не качайте головой Только наблюдайте Посмотрите тонкой струйкой Кровь течет, а не вода, Но сейчас я вытру руку, От разреза – ни следа. Учитель. Надеюсь опыты вам понравились. В 8 классе вы их будете проводить сами. А сейчас подведем итоги нашего соревнования, посчитайте сколько жетонов вы заработали Ведущий. Все молодцы! Вручаем вам медальки в память о сегодняшнем мероприятии. Ода химии. Химия смело простирает руки В дела любой мирской науки. И мы не можем жить сейчас Без атомов, молекулярных масс, Куда не кинешь взор – повсюду Пришла она на помощь люду. Везде есть химии заслуга: И удобрения для луга, И электричество в квартире, И вот уж без нее не мыслят жизни в мире. Но все ж при благах всех и чуде Несет она опасность людям. Нитраты в овощах и фруктах, Во многих остальных продуктах И загрязнение воды – все это химии плоды. Но только мы понять обязаны, Что химия для нас большой и сильный друг, Что с ней навечно люди связаны. И эту силу мы должны использовать с умом, Чтоб нам же вдруг не стало горестно потом!
|