Цели мероприятия: Создание условий для расширения знаний учащихся об осени. Обучение умению слушать и слышать поэтическое слово, музыку. Воспитание высокого эстетического отношения к природе своей страны, традициям и обычаям предков. Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция с использованием информационных технологий (презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint 2003). Оборудование: гербарий, поделки учащихся, творческие поэтические работы учащихся на осеннюю тематику. Ведущие: Учитель географии, 3 Ученика - главные ведущие, 3 Ученика, представляющие осенние месяцы, и 3 их помощника. 1 УЧЕНИК: В черном бархате космической бездны мягко светится голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой. Эта дымка отгораживает нашу Землю от космоса, бережет планету от губительных излучений Вселенной и поддерживает неугасимый огонь жизни, питая ее кислородом. Это – атмосфера, воздушная оболочка Земли. Именно в ее нижних слоях наблюдаются главные природные явления. 2 УЧЕНИК: Наша планета вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца. Результатом такого вращения являются смена дня и ночи и смена времен года. В наших широтах мы можем наблюдать все четыре времени года. Сегодня у нас в гостях любимая народом госпожа Осень! 3 УЧЕНИК: Читает стихотворение В.Иванова Вчера октябрь принес мне телеграмму На бланке из кленового листа. О том, что в золоте лесная панорама, А даль небес хрустальна и чиста, Что по утрам обильны стали росы, Над озером туман стоит шатром, И палых листьев бронзовая россыпь Одела землю радужным ковром. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Интересно наблюдать за перемещением Солнца в течение дня – точки его восхода и захода смещаются ближе к югу. Дни становятся короче, ночи длиннее. Температура почвы и воздуха опускается ниже нуля градусов. В небе нет уже легких кучевых облаков, преобладают низкие, слоистые. 1 УЧЕНИК: Осень… Растения и животные подготавливаются к зиме. "Умирание” природы осенью – подготовка к будущей весне. Многие виды растений приспособились к тому, чтобы успешно пережить зимние холода. 2 УЧЕНИК: Листья ели, сосны, пихты, кедра – игловидные, чешуйчатые, жесткие, кожистые. Они имеют малую поверхность и слабо испаряют воду, поэтому успешно переносят зимнюю стужу. 3 УЧЕНИК: Некоторые растения, такие как брусника, вереск, багульник не сбрасывают осенью всех своих листьев, сохраняя их до будущей весны. А весной листья развертываются и сохраняются до появления следующих листьев. Многие травянистые растения нашей степи тоже уходят под снег зелеными. 1 УЧЕНИК: Читает стихи И.Бунина Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показались повсюду просветы. И красив он в убранстве своем, Золотистой листвою одетый. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Стихи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. 2 УЧЕНИК: Поэт Ф.И. Тютчев писал, что природа "… не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, ней есть любовь, ней есть язык”. 3 УЧЕНИК: Не всем дано услышать этот язык. Для поэтов, художников и композиторов осенняя природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней. Вот что писал великий русский композитор П.И.Чайковский: "Прогулка по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная речушка, словом, все, что составляет русский родимый пейзаж”. 1 УЧЕНИК: Среди произведений П.И.Чайковского особое место занимает цикл пьес под названием "Времена года”. Послушайте пьесу "Осенняя песнь”. 2 УЧЕНИК: Величава русская осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее широкий чарующий пейзаж. "В саду горит костер рябины красной”. Далекий горизонт слегка окутывается лиловатой дымкой. Осень вплетает березкам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. 3 УЧЕНИК: Ничего не поделаешь – не за горами зима. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий порывистый ветер, словно чародей, покрывает просеки ковром сорванных листьев. Звучит пьеса Ф.Листа "Осень”. 1 УЧЕНИК: Вместе с Осенью к нам в гости пожаловали три ее сына – осенние месяцы. Приглашаем их на сцену и просим рассказать о себе. УЧЕНИК "СЕНТЯБРЬ”: Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Так писал о сентябре русский поэт XVIII века А.Фет. Сентябрь - еще очень теплый месяц осени. В среднем, бывает один день с жаркой погодой, двадцать с теплой, и лишь девять дней бывают прохладными. Название сентябрь пришло к нам из Византии и означало порядковый номер месяца – седьмой (год тогда начинался с 1 марта). Славяне называли сентябрь листопроводцем, ревуном, хмурнем. 4 УЧЕНИК: В русских поговорках нашли свое отражение особенности осенней погоды. "Весной, что рекой прольет – капли не видать, а осенью ситцем просеет, а воду, хоть ведром черпай”. 5 УЧЕНИК: Сентябрь знаменит двумя днями: 23 сентября – день осеннего равноденствия. По продолжительности день становится равен ночи, а, начиная с 23 сентября, его продолжительность будет убывать. 14 сентября – Семен-листопроводец. На Руси с этого дня (по старому стилю 1 сентября) начинался Новый год. Под Семенов день вечером в печи гасили старый огонь, а утром, как только начинала заниматься заря, разжигали новый, который специально добывали во дворе из сухого дерева. Этим огнем растапливали печь и зажигали свечи и лучину. Угли этого нового огня хранили потом до весны. Официально Новый год начинался ровно в полночь выстрелом вестовой пушки в Кремле. Вслед за этим начинал гудеть большой колокол на колокольне Ивана Великого. Кремлевские ворота распахивались, и народ наполнял Кремль, чтобы встретить Новый год вместе с государем. Царь выходил из палат, и в Успенском соборе совершалась патриаршья утренняя служба. Наступало Новолетье. В Семенов день старались справлять новоселье и переселяться в новые дома. Но в новый дом необходимо было пригласить старого хозяина – Домового. В покидаемом доме последний раз топили печь. Самая старая бабушка, оставшись одна, выгребала из печи в горшок непогашенные угли, накрывала горшок скатертью и, обращаясь к заднему углу избы, говорила: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье!”. В новом доме ее и "принесенного” Домового встречали хлебом-солью и только потом разводили из этих углей огонь в печи. А горшок разбивали и закапывали под передним углом нового дома. Время с Семенова дня по 21 сентября называется бабьим летом. 6 УЧЕНИК: Читает стихотворение Ф.И.Тютчева Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… 4 УЧЕНИК: Сентябрь – месяц урожая. Заканчивается длинная сельскохозяйственная страда, а в садах поспели поздние сорта яблок. А что за раздолье в лесу для грибников! Сапоги мои – скрип да скрип Под березою, Сапоги мои – скрип да скрип Под осиною, И под каждой березой гриб – Подберезовик, И под каждой осиной – Подосиновик - писал поэт Николай Рубцов о славной поре сбора грибов. УЧЕНИК "ОКТЯБРЬ”: Название месяца октябрь так же, как сентябрь, византийского происхождения и обозначает порядковый номер месяца. Я – восьмой месяц древнерусского календаря. Славяне называли октябрь – "грязник”. Недаром в русских поговорках "Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит”, а "В октябре на одном часу и дождь, и снег”. Температура воздуха в октябре опускается до + 5 градусов С., а число дней с осадками может достигать 15. Продолжительность дня и высота солнца над горизонтом уменьшаются. Все меньше теплых дней, все холоднее ветры. 5 УЧЕНИК: А. С.Пушкин очень точно подметил, что, Октябрь уж наступил - Уж роща отряхает Последние листы С нагих своих ветвей. День 14 октября имеет свое название – Покров. Этот день в народном представлении являлся межевым столбом между осенью и зимой. "До Покрова – осень, за Покровом – зима”, "Покров-первое первозимье”, "На Покров до обеда осень, после обеда – зимушка-зима”, - говорили на Руси. По погоде этого дня судили-рядили о предстоящей зиме: "Каков Покров – такова и зима”. Народные приметы, связанные с Покровом, были проверены данными метеорологических наблюдений, и получилось, что холодному дню 14 октября действительно соответствовали более низкие температуры в ноябре и декабре. После Покрова в деревнях начинали играть свадьбы. А еще наши предки верили, что с этого дня лесные хозяева – лешие, переставали ходить по лесу и проваливались под землю до весны. Расставаясь с лесом на долгую зиму, лешие ломали деревья, выворачивали их с корнем, разгоняли по норам зверей. Поэтому на Покров в лес никто не ходил, говоря: "Леший не свой брат – переломает все косточки не хуже медведи”. 6 УЧЕНИК: "Осень лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов замолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек”, писал журналист и натуралист Василий Песков. (Звучит стук дятла по дереву). УЧЕНИК "НОЯБРЬ”: Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось. С.Есенин Византийское название ноябрь или ноемврий также означает номер месяца – девятый. Славяне называли ноябрь – грудень, листогной, полузимник. Ноябрь – самый холодный из осенних месяцев. В середине месяца выпадает первый снег, в конце ноября устанавливается ледяной покров на прудах и снежный покров на почве. 4 УЧЕНИК: Славяне говорили о ноябре: "Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь его перехолодил”. "Ноябрьским заморозками декабрьский мороз тароват (т.е. щедр)”. "Ноябрьские ночи до снега темны”. О продолжительности дня в ноябре говорит поговорка: "В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается”. 5 УЧЕНИК: 21 ноября – в Михайлов день – в старину судили-рядили о будущей зиме: "Коли иней – ожидай больших снегов, а коли туман – быть оттепелям”. 22 ноября – Матрена – зимняя. Про этот день говорили: "С зимней Матрены зима встает на ноги. Зима встает, которая была убита Михайловскими оттепелями”. 6 УЧЕНИК: Белгородская поэтесса Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение "Белая осень”. Послушайте его. Белое небо. Белая мгла. Поздняя осень в гости пришла. Стынут деревья. Иней на них. Нет и в помине звезд золотых. Тихо в лесу. Тишина на полях. Белый туман поселился в дубах. Белое небо. Белая мгла. Белой колдуньей осень вошла. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Среди наших Учеников есть немало ребят, способных к литературному творчеству. Предлагаем послушать их стихотворения и прозаические миниатюры о чудеснейшей поре года красавице – Осени. (Дети читают свои стихотворения и миниатюры). Звучит спокойная, инструментальная музыка. 1 УЧЕНИК: Закончилась наша встреча с Осенью. Прощай, мы ждем в гости Снегурочку и Деда Мороза с их помощниками – снегом, морозом и вьюгой.
|