Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся
17.11.2010, 10:26:51
Классному руководителю всегда
очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского
коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находились на
протяжении начальной школы. Для изучения этой проблемы в работе с
учащимися, я использовала следующие диагностические методики.
№1
"Фотография”, где уч-ся класса предлагалось выступить в роли
"фотографов” и сделать "снимок” (т.е. рисунок) своего класса.
Анализируя полученные "фотографии”, я обратила внимание на то, в каком
месте на рисунке-фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих
одноклассников, классного руководителя и с каким настроением, желанием
он выполняет эту работу.
№2 "Дом, в котором я живу”. Здесь ученик
"заселял” дом значимыми для него людьми. Данная диагностика помогла
изучить привязанность уч-ся друг другу, к родным и близким людям, к
товарищам.
№3 Среди родителей также проводилось анкетирование. На
основании этого я пришла к выводу, что во многих семьях дети
предоставлены сами себе, а родители заняты своими проблемами.
Единственное, что родители взяли на себя роль "контролёра” при
выполнении домашних заданий, а помощи какой-либо нет по интересующим
детей вопросам.
Результатом данных диагностик и наблюдений явилось
следующее:
- класс не очень дружен и разбит на микрогруппы;
-
дети по воспитанности и образованности очень разные;
- выявилась
группа детей (на фотографии этих детей уч-ся располагали по краям),
которая выпадает из общего круга общения детей;
- некоторые дети в
семьях одиноки.
Любому обществу необходимы очень сильные люди в
моральном и психологическом отношении и уже в школьном возрасте следует
ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание
моральной атмосферы кол-ва. Научить этому детей может и должен, прежде
всего, педагог.
Коллектив становится могучим средством
формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким
психологическим климатом. Такой климат создается под влиянием двух
факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в
целом, т.к. я работаю с детьми относительно раннего подросткового
возраста, которые очень сильно зависят от своих родителей в материальном
и социальном плане, то на школьников, в данном случае, значительно
больше влияет социально-психологическая атмосфера семьи, чем общество в
целом. Второй – это микро социальные условия: т.е. коллектив класса.
Оба
эти фактора и определяют то состояние кол-ва, которое называют
психологическим климатом. Под ним принято понимать
эмоционально-психологический настрой кол-ва, в котором на эмоциональном
уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов кол-ва,
определяемые их ценностными ориентирами, моральными нормами и
интересами. Обязательным условием развития личности ребенка в кол-ве
является эмоциональное благополучие, потребность в общении.
В связи с
этим я старалась проводить тематические классные часы и родительские
собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в
кол-ве класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан,
понят, принят таким, какой он есть.
В рамках данного проекта я
провела два классных часа: "Толерантность”, "Учимся строить отношения” и
родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье”.