Формированию
целостного мировоззрения учащихся на уроках иностранного языка
способствует работа над метапонятиями. Одним из таких основных понятий
является понятие «язык». Основной задачей рассмотрения множества
смыслов и значений данного понятия является их систематизация в разных
предметных областях с целью выделить общие свойства, существенные для
понятия. Это позволяет выделить родовое понятие и сформировать
обобщённое представление учащихся о нем (слайд 2).Работу с понятием
можно организовать как по горизонтали (на разных предметах в разных
темах) так и по вертикали (в разных классах).
Мною были
проанализированы разные толкования понятия язык в толковых словарях
русского языка великих русских языковедов –В.Даля, Д.Н.Ушакова и
С.И.Ожегова.
Значения понятия
тесно перекликаются в вышеназванных источниках. Трактовок понятия
«язык» много (слайд 3).
С одной стороны,
они позволяют увидеть использование понятия на разных предметах. Для
каждого учителя-предметника понятие «язык» в том или ином толковании
является доминирующим. На уроках биологии с учащимися можно рассмотреть
язык как орган, на истории как народность, или пленный, от которого
можно добыть необходимые сведения, на уроках русского языка как словесно
выраженную мысль определённого содержания, на уроках информатики
(математики) как информацию, выраженную в знаках, символах и других
обозначениях. Учитель ИЗО знакомит ребят с языком искусства, учащиеся
встречаются с предметами или изображениями, имеющими в наличии язык как
составную часть (язык колокола, язык ботинка, язык пламени); на уроках
музыки знакомятся с музыкальными инструментами, где язык – это тонкая
пластина, вставляемая в губник (губы) для звука, например, язык
кларнета.
С другой стороны, возникла проблема, как такое количество трактовок
представить в системе, доступной для усвоения учащихся.
Проанализировав
значения понятия «язык», мы выделили два подхода к трактовке данного
понятия и два родовых понятия
- Структурный
подход (слайд 4)
- язык как орган человека или животного,
который служит для определения качества пищи и совершения механических
действий во рту (пережёвывания пищи, проталкивания её и т.д.). Самое
неожиданное определение понятия языка как органа принадлежит В. Далю:
«Язык - это мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи,
для распознанья вкуса ее …»;
- язык как часть предмета, которая приходит
в действие под воздействием извне (язык колокола).
- Информационный
подход (слайд 4)
- язык - средство передачи информации человеком,
животным или предметом.
С точки зрения второго подхода можно выделить вербальный
язык, который выражается через разговорную речь и определяется
богатством словарного запаса, и невербальный язык, примерами
которого могут служить язык жестов, танца, программирования, цифр.
Невербальный язык представляет систему (знаков, символов, обозначений),
понятных людям на основе условной договорённости.
Анализируя эти два подхода, я
пришла к выводу, что они позволяют рассмотреть один и тот же объект с
разных позиций. Например, рассмотрим слово «костер». Представляя его
наяву, мы понимаем в чём связь понятия я. и данного объекта. Язык
пламени, с одной стороны, является частью неодушевлённого
предмета, с другой, передаёт информацию ( человек, заблудившийся в
лесу, зажигает факел или костёр, сообщая окружающих о своём
местонахождении).
Опираясь
на смыслы и значения данного понятия, предложенные вышеназванными
лингвистами и выделив два подхода к его трактовке (слайд 4), предлагаю
проследить, как понятие «язык» рассматривается в курсе обучения
английскому языку (далее АЯ).
На
протяжении всего образовательного маршрута, со 2го по 11 класс,
доминирующие смыслы понятия «язык» сводятся к смыслам двух родовых
понятий:
- язык как орган
- язык как система словесного выражения мыслей,
обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая
средством общения в человеческом обществе.
Начиная
изучать английский язык со 2го класса, учащиеся знакомятся с
новым для них предметом. В каждом последующем звене организуется
знакомство со спецификой этого понятия, которое расширяется и
наполняется новыми смыслами.
На
начальном этапе язык как орган играет огромное значение в
обучении иностранному языку, когда учащиеся осваивают правила
артикуляции и произношения звуков (слайд 5).
Так,
например, в 3 кл. учащиеся знакомятся с языком животных (следует
отметить, что работу в данном направлении начинают проводить в виде
наблюдений ещё в детском саду в рамках программы «Родничок»). На уроках
английского языка ребята учатся воспроизводить на АЯ речь животных.
(слайд 5).
Кошачьему «мяу» в русском языке соответствует
'mew' в АЯ (слайд 6).
Ква – croack (лягушка)
Иго-го –neigh-neigh (лошадь)
«Ш-ш» - ‘hiss-swish’ (змея).
У
учащихся возникает логичный вопрос «Неужели животные в разных странах
говорят на разных языках?» Ответ прост – нет. Животные в любой точке
земного шара издают одинаковые звуки, и люди любой национальности слышат
их одинаково, но, исходя из особенностей своего артикуляционного
аппарата, произносят их по- разному.
Кроме
языка животных происходит знакомство учащихся с языком предметов и
явлений.
В 4
кл. мы говорим о народностях Британии и языке их объединяющем,
вспоминая изречение Эразма Роттердамского «Язык – лучший посредник для
установления дружбы и согласия».
В
5 - 6 кл. происходит более
глубокое знакомство с разновидностями речи (разговорным и официальным
английским языком.)
В
7 кл. язык – школьный
предмет, представляющий систему словесного выражения мыслей, служащую
средством общения в обществе.
В
8 кл. учащиеся знакомятся с
диалектными формами Британского английского АЯ, в этом случае язык
выступает как разновидность речи, обладающая характерными признаками.
Лейтмотивом для восьмиклассников здесь служат слова Пифагора «Для
познания нравов какого-нибудь народа прежде изучи его язык»
9
кл. -11кл. – знакомство с языком
науки и искусства (4-11 класс - см. слайд 7).
Таким
образом, в процессе обучения учащиеся рассматривают разные варианты
трактовки понятия «язык».
В
русском языке используется один и тот же термин для понятия «язык» для
обоих родовых понятий, имеющих множество значений. В АЯ – два: "a
tongue” – язык как орган, "alanguage” –
язык как средство общения.
Рассматривая
разные смыслы одного понятия, выделяя его общие свойства, мы учим
анализировать, сравнивать, обобщать, и обосновывать информацию.
Доказательством этого могут служить результаты срезов, проведённых среди
учащихся одного из экспериментальных классов. Срез проводился трижды: в
сентябре текущего учебного года, декабре и в марте. При выполнении
нулевого среза учащимся было предложено написать всевозможные значения
понятия я. Ответы были разные. Были учащиеся, которые писали 2-3
значения. Но были и такие, кто из 10 предложенных языковедами вариантов
(слайд 3), писал 6-7 значений данного понятия. При выполнении второго
среза большинство учащихся выделили множество смыслов, но, практически,
все они относились к одному родовому понятию (либо к органу, либо к
средству), а третий же срез показал, что очень многие учащиеся
указывают смыслы, относящиеся к обоим родовым понятиям, и могут показать
связь между смыслами понятия в разных учебных предметах и реальных
ситуациях.
Таким образом, работа над
метапонятием способствует формированию метапредметных умений, целостного
представления о понятии, учит анализировать, сравнивать и обобщать
полученную информацию. |