Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:39:01
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Работа над метапонятием «ЯЗЫК» на уроках иностранного языка
03.07.2010, 11:55:32
Формированию целостного мировоззрения учащихся на уроках иностранного языка способствует работа над метапонятиями. Одним из таких основных понятий является понятие «язык».    Основной задачей рассмотрения множества смыслов и значений данного понятия является их систематизация в разных предметных областях с целью выделить общие свойства, существенные для понятия. Это позволяет выделить родовое понятие и сформировать обобщённое представление учащихся о нем (слайд 2).Работу с понятием можно организовать как по горизонтали (на разных предметах в разных темах) так и по вертикали (в разных классах).
Мною были проанализированы разные толкования понятия язык  в толковых словарях русского языка великих русских языковедов –В.Даля, Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова.
Значения понятия  тесно перекликаются в вышеназванных источниках. Трактовок понятия «язык» много (слайд 3).
С одной стороны, они позволяют увидеть использование понятия на разных предметах. Для каждого учителя-предметника понятие «язык» в том или ином толковании является доминирующим. На уроках биологии с учащимися  можно рассмотреть язык как орган, на истории  как народность, или пленный, от которого можно добыть необходимые сведения, на уроках русского языка как словесно выраженную мысль определённого содержания, на уроках информатики (математики) как информацию, выраженную в знаках, символах и других обозначениях. Учитель ИЗО знакомит ребят с языком искусства, учащиеся встречаются с предметами или изображениями, имеющими в наличии язык как составную часть (язык колокола, язык ботинка, язык пламени); на уроках музыки знакомятся с музыкальными инструментами, где язык – это тонкая пластина, вставляемая в губник (губы) для звука, например, язык кларнета.
              С другой стороны, возникла проблема, как такое количество трактовок представить в системе, доступной для усвоения учащихся.
Проанализировав значения понятия «язык», мы выделили два подхода к трактовке данного понятия и два родовых понятия
  • Структурный подход (слайд 4)
- язык как орган человека или животного, который служит для определения качества пищи и совершения механических действий во рту (пережёвывания пищи, проталкивания её и т.д.). Самое неожиданное определение понятия языка как органа принадлежит В. Далю: «Язык - это мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее …»; 
- язык как часть предмета, которая приходит в действие под воздействием извне (язык колокола).
  • Информационный подход (слайд 4)
 - язык - средство передачи информации человеком, животным или  предметом.
С точки зрения второго подхода можно выделить вербальный язык, который выражается через разговорную речь и определяется богатством словарного запаса, и  невербальный язык, примерами которого могут служить язык жестов, танца, программирования, цифр. Невербальный язык представляет систему (знаков, символов, обозначений), понятных людям на основе условной договорённости.
                  Анализируя эти два  подхода, я пришла к выводу, что они позволяют рассмотреть один и тот же объект с разных позиций. Например, рассмотрим слово «костер». Представляя его наяву, мы понимаем в чём связь понятия я. и данного объекта. Язык пламени, с одной стороны, является частью неодушевлённого предмета, с другой, передаёт информацию ( человек, заблудившийся в лесу, зажигает факел или костёр, сообщая окружающих о своём местонахождении).
Опираясь на смыслы и значения  данного понятия, предложенные вышеназванными лингвистами и выделив два подхода к его трактовке (слайд 4), предлагаю проследить, как понятие «язык» рассматривается в курсе обучения английскому языку (далее АЯ).
На протяжении всего образовательного маршрута, со 2го по 11 класс, доминирующие смыслы понятия «язык» сводятся к смыслам двух родовых понятий:
- язык как орган
- язык как система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе.
Начиная изучать английский язык со 2го класса, учащиеся знакомятся с новым для них предметом. В каждом последующем звене организуется знакомство со спецификой этого понятия, которое расширяется и наполняется новыми смыслами.
На начальном этапе язык как орган играет огромное значение в обучении иностранному языку, когда учащиеся осваивают правила артикуляции и произношения звуков (слайд 5).
Так, например, в 3 кл. учащиеся знакомятся с языком животных (следует отметить, что работу в данном направлении начинают проводить в виде наблюдений ещё в детском саду в рамках программы «Родничок»). На уроках английского языка ребята учатся воспроизводить на АЯ речь животных. (слайд 5).
Кошачьему «мяу» в русском языке соответствует 'mew' в АЯ (слайд 6).
Ква – croack (лягушка)
Иго-го –neigh-neigh (лошадь)
«Ш-ш» - ‘hiss-swish’ (змея).
У учащихся возникает логичный вопрос «Неужели животные в разных странах говорят на разных языках?» Ответ прост – нет. Животные в любой точке земного шара издают одинаковые звуки, и люди любой национальности слышат их одинаково, но, исходя из особенностей своего артикуляционного аппарата, произносят их по- разному.
Кроме языка животных происходит знакомство учащихся с языком предметов и явлений.
В 4 кл. мы говорим о народностях Британии и языке их объединяющем, вспоминая изречение Эразма Роттердамского «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».
В 5 - 6 кл. происходит более глубокое знакомство с разновидностями речи (разговорным и официальным английским языком.)
В 7 кл. язык – школьный предмет, представляющий систему словесного выражения мыслей, служащую средством общения в обществе.
В 8 кл. учащиеся знакомятся с диалектными формами Британского английского АЯ, в этом случае язык выступает как разновидность речи, обладающая характерными признаками.  Лейтмотивом для восьмиклассников здесь служат слова Пифагора «Для познания нравов какого-нибудь народа прежде изучи его язык»
9 кл. -11кл. – знакомство с языком науки и искусства (4-11 класс - см. слайд 7).
Таким образом, в процессе обучения учащиеся рассматривают разные варианты трактовки понятия «язык».
В русском языке используется один и тот же термин для понятия «язык» для обоих родовых понятий, имеющих множество значений. В АЯ – два: "a tongue” – язык как орган,  "alanguage” – язык как средство общения.
Рассматривая разные смыслы одного понятия, выделяя его общие свойства, мы учим анализировать, сравнивать, обобщать, и обосновывать информацию. Доказательством этого могут служить результаты срезов, проведённых среди учащихся одного из экспериментальных классов. Срез проводился трижды: в сентябре текущего учебного года, декабре  и в марте. При выполнении нулевого среза учащимся было предложено  написать всевозможные значения понятия я.  Ответы были разные. Были учащиеся, которые писали 2-3 значения. Но были и такие, кто из 10 предложенных языковедами вариантов (слайд 3), писал 6-7 значений данного понятия. При выполнении второго среза большинство учащихся  выделили множество смыслов, но, практически, все они относились  к одному родовому понятию (либо к органу, либо к средству), а третий же  срез показал, что очень многие  учащиеся указывают смыслы, относящиеся к обоим родовым понятиям, и могут показать связь между смыслами понятия в разных учебных предметах и реальных ситуациях.
Таким образом, работа над метапонятием способствует формированию метапредметных умений, целостного представления о понятии, учит анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.
Категория: ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, в помощь учителю английского языка, Teachers, конспект урока, английский язык в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 925 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0