Классный руководитель приглашает также к отдельному разговору ребят,
небезразлично относящихся к жизни классного коллектива.
Перед собравшейся группой детей ставится следующая задача: в связи со
сложившейся ситуацией, когда виновные не признаются в содеянном,
обвинять их и наказывать нет оснований (да это и не самое главное), для
дальнейшего развития межличностных отношений нужно попытаться найти
достойную форму завершения конфликта. Подобрать своеобразное "последнее
слово", которое должно: остаться за коллективом и определить мнение
всего класса о случившемся; создать в классе настроение, обеспечивающее
невозможность подобных инцидентов в будущем.
Форма работы – "мозговой штурм", обсуждение задач и адекватности
возможных форм их решения.
Роль учителя при этом – слушать ребят, задавать уточняющие вопросы,
быть в этой ситуации на равных с ними.
В связи с произошедшей конфликтной ситуацией ребята определили
задачи:
- достойно, от имени класса извиниться перед Полиной и ее бабушкой;
- дать понять виновным, что их поступок осужден, а малодушие будет
"вознаграждено";
- дать понять всем ребятам, что только вместе можно противостоять злу и
победить его.
Далее обсуждался вопрос о форме, которая позволила бы решить все
поставленные задачи.
Каждое из обсуждаемых предложений (классный час, газета,
индивидуальная беседа, психологический тест и т. д.) оценивалось:
совместно определялись его сильные и слабые стороны, прогнозировалась
возможная реакция класса.
В процессе обсуждения классный руководитель подводит ребят к мысли о
колоссальной ответственности за предстоящее мероприятие: оно должно
"бить в точку", запомниться надолго всем, стать настоящим уроком жизни.
Вполне, возможно, что первая такая беседа не даст желаемого
результата. Можно отложить принятие решения, предложить подумать,
определиться, но с важным условием – не обсуждать этого в классе: для
всех одноклассников задуманное должно стать сильным эмоциональным
потрясением, а потому должно быть неожиданным.
На второй встрече с этими ребятами (через 2 дня) стояла та же цель,
но пути решения ее виделись уже более конкретно и четко: в процессе
обсуждения возникло слово "игра", осторожно подведенное классным
руководителем к слову "спектакль". И начался новый виток бурного
обсуждения.
Ученики решили написать пьесу и сыграть спектакль в присутствии всех
ребят и их родителей. Пьеса должна:
- быть небольшой, динамичной, с сюжетом, "зеркально" отражающим
конфликтную ситуацию, не называющую конкретных фактов нашей истории;
- предоставить право главному герою самому раскаяться в проступке.
Корректировку некоторых деталей этого ученического решения классный
руководитель может и должен взять на себя и провести ее очень осторожно в
процессе подготовки спектакля.
Пьеса была написана очень быстро.
Удивили и порадовали в ней: достаточно четкие очертания личности
главного героя (в котором все узнавали подростка, струсившего признаться
в своей вине); искренняя заинтересованность ребят; их азарт; стремление
довести дело до конца; отзывчивость, которую продемонстрировали
приглашенные играть в спектакле.
Больше всего порадовала какая-то житейская мудрость
детей, декларировавших в спектакле мысль о том, что всегда человеку
воздается по делам его.
Репетиции проводились постоянно, но в атмосфере полной
секретности. Классному руководителю был показан уже сыгранный спектакль.
Вносить в него какие-либо значительные изменения не было
необходимости. Актеры сами все хорошо прочувствовали и сами находили
более верные жесты, слова, эмоции.
Впереди была премьера.
Для нее был выбран особый день – последний праздник учебного года,
мероприятие, на которое были приглашены родители всех ребят.
Подготовленному спектаклю отводится важное, но не единственное место в
празднике.
Начало праздника стало неожиданным для всех. Перед ребятами
развернулся рассказ о мальчишке, незаслуженно обидевшем девочку,
отобравшем у нее куклу, с которой она играла, разломавшем ее. Далее
сюжет развивался так: девочку, с плачем рассказывающую об обиде, бабушка
успокаивает словами: "Прости ему, он сам себя наказал!". А "герой"
ссорится без видимой причины со своим одноклассником, вслед ему
произносящим слова о том, что плохое всегда возвращается к совершившему
его. Мальчишка – "герой" не верит этому, но очень быстро на него
неожиданно начинают сыпаться со всех сторон неприятности. Он прибегает к
маме со словами: "Это все кукла, кукла!" Последняя сцена представляла
мальчишку, пришедшего к обиженной им девочке (очень испуганной этой
новой встречей) со словами прощения и новой куклой в подарок.
Завершая спектакль, ребята выстроились все вместе, и исполнитель
главной роли от имени всех участников обратился к Полине и ее бабушке со
словами о том, что ребята просят у них прощения за своих одноклассников
и за себя, обещают, что никогда больше не позволят повториться
подобному в нашем классе. "Актеры" подарили Полине очень симпатичного
львенка – доброго, забавного и в то же время задиристого. Последние
слова ребят звучали в полной, звенящей тишине. Только те трое наших
"героев" очень неестественно засмеялись…
Слезы были на глазах у Полины, ее бабушки, других родителей.
Полинина бабушка похвалила ребят за мужество и добрые чувства,
подаренные всем нам. Знаю, что львенок стал любимой игрушкой Полины, она
с ним не расстается. |