I. Оргмомент.
II. Повторение
1. Фронтально и индивидуально
СЛАЙД №1 Выберите группу слов, в каждом из которых есть глухие согласные. Запишите эти слова в транскрипции (по щелчку ответ)
1) Сорочка,пар,дочка,веха,цифра ([сароч'ка],[пар],[доч'ка],[в'эха],[в'ир'офка])
2)Дорога, жарко, сынок, верёвка, ворох (дорога-все звонкие)
3)Почка,долго,ночь, вещь, вечный (долго-все звонкие)
Запишите в транскрипции слова, в которых только твёрдые согласные.
Водит, пашешь, верит, велит, смех, можешь ([пашиш],[можиш]) В это время несколько человек работают по карточкам
-Расставьте пропущенные знаки препинания
Карточка № 1
1. Алёша помоги мне поймать курицу кричала кухарка. 2. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами серая кошка умывалась лапками. 3. На столе стоял букет из полевых цветов ромашки медуницы дикой рябинки. 4. Конь помотал головой подумал потом осторожно вытянул шею и взял хлеб. 5. Средняя полоса России сторона необыкновенная.
Карточка № 2
1. День прошёл и настал вечер. 2.Один глазок у Алёнушки спит другой глазок смотрит. 3. Все собрались около Алёнушкиной кроватки храбрый Заяц Медведко забияка Петух Воробей. 4. Папа я люблю всех шепчет Алёнушка. 5. А около Алёнушкиной кроватки зеленеет весело весенняя травка улыбаются цветочки. 2. Все вместе Объясните правописание гласных и согласных. Спешишь по улице, оказаться на окраине, протянуть горбушку, приземлиться на поляне, отцепиться от ветки, объяснить подруге, возвратьться из разведки, посвятить матери, известный просветитель, в дремучем лесу, на вершине ели.
-Какие СС по строению встретились. Произведите разбор различных по строению СС («глаг+сущ с предлогом», «глаг + сущ», «сущ+прилаг», «сущ+сущ») I
II. Новая тема
-Работа с учебником стр.118. Прочитайте, составьте вопрос к каждому абзацу?
-Беседа по вопросам, составленным учащимися (один задаёт вопрос, ответивший задаёт следующий).
Примерные вопросы:
-Что возникло раньше: устная или письменная речь?
-С чем мы имеем дело в устной речи? В письменной?
-Какими бывают буквы? -Что изучает графика?
-Чему учит каллиграфия?
- Что обозначает корень ГРАФО. Подберите и запишите слова с частью корня ГРАФО. Объясните значение этих слов. Что общего в значении этих слов. (орфография, биография, география, фотография)
-Работа с учебником самостоятельное чтение теории на стр.119
-Беседа по вопросам:
-Что называется алфавитом?
-Почему надо знать алфавит?
-Сколько в русском языке гласных букв? Согласных?(10/21)
-Чего больше в русском языке, букв или звуков?( 42 звука, 33 буквы)
-Чем отличаются буквы Ъ и Ь от всех остальных? -Чтение и пересказ упр.292
-Дополнительные сведения об азбуке Слайды № 2-7
До 863 года азбуки, приспособленной передавать славянскую речь не существовало, хотя славяне пытались записывать свою речь при помощи греческих и латинских букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом, который в монашестве принял имя Кирилла. В работе ему помогал старший брат Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Древнейшие славянские надписи и рукописи выполнены графическими системами – глаголицей и кириллицей. Глаголица – яркое самобытное изобретение, её буквы не скопированы с другого алфавита, а созданы самостоятельно. Количество букв в глаголице было близко количеству звуков старославянского языка. Начертания многих букв имели в основе крест, треугольник, круг. Кириллица была намного проще в начертании.
24 мая отмечается день славянской письменности культуры, установленный в память о первых просветителях. Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах. Она открывается азбукой от А до ижицы.
IV. Тренировочные упражнения -Упр.284,285 устно
-«Говори правильно», слова в рамочках на стр.120
-Упр.289 устно -Упр.291 (письменно)
-Игра «Встань по алфавиту»
Чей ряд быстрее выстроится по фамилиям в соответствии с алфавитом.
- Диктант «Проверь себя» (Слайд № 8)
Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает, устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страдает звук, его называют буквой. Буква – это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.
-Сколько букв и сколько звуков в словах: Соль(4-3); лейка (5-5); нить (4-3); юг (2-3); ярко (4-5); есть (4-4); ёлка (4-5)
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
|