Цели и задачи урока:
1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском
государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях
внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении. 2.
продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником,
письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую
личность и политического деятеля. 3. воспитание патриотизма,
привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование
представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере
Ярослава Мудрого. Оборудование: карта «Древнерусское государство в
IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты, Основные
понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной
властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского
князя) Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как
правило, вгородах) Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей
династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава –
первый писанный свод законов на Руси. Важнейшие даты: 1019-1054 гг –
правление Ярослава Мудрого; 1036
г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина
Мономаха. Ход урока. I. Организация класса. II. Повторение
темы «Владимир Святославич. Принятие христианства» Письменно: 1.
работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)
2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске)
митрополит
е п и
с к о п ы
м о н а х и
с в я щ е н н и к и
3. Решить тестовые задания. 1. Соотнесите первых
киевских князей и их дела: Рюрик 1 За ограбление во время полюдья
был убит древлянами Олег
2 Установил уроки и погосты Игорь
3 Совершил первый
победоносный поход на Царьград Ольга
4 Разгромил Хазарский каганат Святослав
5 Провел крещение Руси Владимир
6 Пришел править в
новгородские земли по призыву словен и кривичей 2. Укажите маршрут
торгового пути «из варяг в греки»: А) Белое море – р. Северная Двина –
р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море; Б) Балтийское
море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать -
Днепр – Черное море; В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр –
Черное море; Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр
- Черное море;
3. В чем особенность христианства по
сравнению с язычеством: А) многобожие б)
троебожие в) единобожие
4. Киевский
князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко: А)Святослав
б)Владимир в)Олег
5.
что относится к жанру героического эпоса? А) летописи б)
сказки в) пословицы и поговорки г)
былины
Устно: 1.Беседа с классом - когда русским
государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг) - какие задачи
стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами,
укрепление обороноспособности государства) 2.
Индивидуальный опрос: - Рассказать какими способами князю Владимиру и
насколько успешно удалось решить эти задачи. - Каковы были причины
принятия Русью христианства? - Какое значение имело принятие Русью
христианства? 3.Проверка правильности выполнения схемы «Русская
православная церковь» 4. Обобщение Что общего было в правлении
Владимира и первых киевских князей? (расширение территории
государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и
обычаев, опора на силу дружины) Чем Владимир отличался от них? (первый
князь принявший христианство, сделал христианство единой религией
русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ,
развитии культуры, единении восточнославянских племен)
III.
Изучение нового материала. Сообщение темы, целей, плана урока. План. 1.
Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси. 2.
Внутренняя политика Ярослава Мудрого. 3. Управление государством при
Ярославе Мудром 4. Внешняя политика Ярослава Мудрого - Судя по
плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования
на уроке? - Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в
Киеве князь Владимир? Похожая ситуация определила приход к власти
князя Ярослава.
1. Рассказ учителя: Владимир отправил 12
сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть
племенных князей, укрепить единство державы) В Киеве предполагал
передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису( второй -
Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и
Ярославу . Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался
платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в
1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и
отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а
позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный) В ответ
Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение)
выступил против Святополка. (дружина + печенеги) 1016г -
трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром
Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю)
Ярослав становиться во главе Киева. 1018 г.- Святополк при
помощи польского короля возвращает престол 1019 г. новый поход
Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге
умирает. 1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и
Мстислава (князя Тму-тараканьского); С1036 г. – Ярослав полновластный
правитель в Киевской Руси
2. Самостоятельная работа. § 6,
стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана. Задание:
Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
(период его правления – время расцвета Руси;
способствовал распространению христианства строил
церкви, открывал при них школы поощрял переводы книг с
греческого на славянский способствовал образованию
монастырей покупал книги, собрал библиотеку, был
образован принял первый писаный свод законов на Руси –
Правду Ярослава) Проверка самостоятельной работы.
3.Опережающее
индивидуальное задание: на основе текста § 6, р.3, стр.46-47.
определить какие изменения произошли в управлении государством при
Ярославе Мудром. Было: Государство Города Земли Великий
киевский князь Дружина Воевода Ополчение ВЕЧЕ Местные князья Их
дружины Советы старейшин Тысяцкие Ополчение Стало: Государство
Города Земли (волости) Великий киевский князь (самовластец) Дружина Воевода Ополчение
ВЕЧЕ Народное ополчение посадник Наместники (сыновья вел.
князя) Их дружины посадник Ополчение Доп.
Вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в
центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах) 4.
Рассказ учителя с опорой на таблицу: Цели внешней политики Успехи
Неудачи Укрепление южных рубежей страны 1. возводил на границе
города-крепости 2. наголову разгромил печенегов- прекратились их
набеги на Русь (1036г) Расширение территории Земли на западном
берегу Чудского озера Укрепление северо-западных рубежей страны
Строительство Юрьева Установление выгодных отношений с государствами
Европы 1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха; 1041 г – союзный
договор с Польшей; ряд выгодных династических браков 1043 г. –
неудачный поход на Византию;
IV. Итог урока. - Почему можно
утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета
Древнерусского государства? V. Д\З § 6, стр. 43-48 (р.1-4),
ответить на вопросы 1,2.,3,4. *** найти ошибку на карте на стр.52.
Решить
тестовые задания. 1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:
Рюрик 1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами Олег
2
Установил уроки и погосты Игорь
3 Совершил первый победоносный поход на Царьград Ольга
4 Разгромил Хазарский каганат
Святослав 5 Провел крещение Руси
Владимир
6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и
кривичей 2 Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»: А)
Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море
– Черное море; Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро -
р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море; В)
Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море; Г)
Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;
3.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством: А)
многобожие б) троебожие
в) единобожие
4. Киевский князь, который остался в
народном предании под именем Красное Солнышко: А)Святослав
б)Владимир в)Олег
5. Что
относится к жанру героического эпоса? А) летописи б) сказки
в) пословицы и поговорки г) былины
Решить
тестовые задания. 2. Соотнесите первых киевских князей и их дела:
Рюрик 1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами Олег
2
Установил уроки и погосты Игорь
3 Совершил первый победоносный поход на Царьград Ольга
4 Разгромил Хазарский каганат
Святослав 5 Провел крещение Руси
Владимир
6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и
кривичей 3 Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»: А)
Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море
– Черное море; Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро -
р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море; В)
Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море; Г)
Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;
3.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством: А)
многобожие б) троебожие
в) единобожие
4. Киевский князь, который остался в
народном предании под именем Красное Солнышко: А)Святослав
б)Владимир в)Олег
5. Что
относится к жанру героического эпоса? А) летописи б) сказки
в) пословицы и поговорки г) былины
|