Изучение двух новых арифметических действий - умножения и деления -
является основой курса математики второго класса. Так написано в
пособии для учителя к учебнику "Математика - 2" И. И. Аргинской. И с
этим трудно не согласиться. Нельзя тему "Умножение" сводить к
запоминанию, заучиванию таблицы. Безусловно, учащиеся должны овладеть
таблицей умножения до автоматизма, но идти к этому надо не через
шаблонные упражнения, бездумное заучивание, что, естественно, вызывает
негативное отношение учащихся к процессу обучения. Первый шаг глубокого,
осмысленного понимания - это раскрытие конкретного смысла действия
умножения, осознание связи умножения с уже хорошо знакомым действием
сложения. А для этого мало таких заданий, как "замени сумму
произведением чисел", "замени произведение суммой чисел". Они в меньшей
степени побуждают мыслить ребёнка. Творческая деятельность, гибкость
мышления возможны в нестандартных условиях, об этом следует помнить
учителю и предлагать такие задания, при решении которых необходим
самостоятельный перенос знаний и способов действий в новое условие,
использование их в новых ситуациях. Задача учителя: поставить своей
целью - вызвать заинтересованность детей, помочь им увидеть
закономерности - "секреты" таблицы умножения.
Работа над раскрытием конкретного смысла действия умножения
начинается с выделения тех сумм, которые можно заменить умножением.
Учитель предлагает следующие задания:
1. 6 6 6 15 15 15 15 2 6 8
11 23 17 26 26 9 9 9 9 9
10 14 36 7 1 9 50 50
На какие группы можно распределить данные выражения?
Возможные ответы детей:
- выражения, состоящие из однозначных чисел, и выражения, состоящие из
двузначных чисел;
- выражения, состоящие из одинаковых слагаемых и из разных слагаемых;
- выражения, состоящие из чётных чисел и из нечётных чисел.
Учитель: Устно перечислим все группы, которые вы назвали, а запишем
только с одинаковыми слагаемыми.
2. 50 5 50 5 50 5 4 6 3 1
1 11 5 5 5
50 50 50 3 3 5 5 5
Выпишите те суммы, которые можно заменить умножением. Если никто
из учащихся не предложил на первых уроках такой вариант:
50 5 50 5 50 5= 50 х 3 5 х 3
3 3 5 5 5= 3 х 2 5 х 3,
то целесообразно вернуться к этому заданию на последующих уроках.
Чтобы увести детей от шаблонного восприятия, можно предложить
следующее задание.
Фрагмент урока
3. Сравни: 5х4 и 5 10 5
Дети: Между этими выражениями надо поставить знак "равно".
Учитель:
Как вы думаете, почему левая часть равна правой?
Случайно ли это, или здесь есть какая-то закономерность?
Дети:
5х4 - это по 5 взять 4 раза, а в правой части по 5 взяли 2
раза и еще 10=5 5.
Учитель
: Составьте суммы по такому же принципу: с разными
слагаемыми, но которые можно было бы заменить умножением. Поменяйтесь
тетрадями друг с другом и замените суммы умножением. Те, кто сумму
заменить произведением не смог, в силу того, что не понял, как это
сделать, или его сосед по парте неправильно эту сумму записал,
записывают на доске для обсуждения всем классом возможного решения.
4. Запишите сумму, в которой число 3 повторяется слагаемым 5 раз.
Замените сложение умножением. Что показывает первое число в
произведении? А что показывает второе число? Найдите значение
произведения, используя действие сложения. Поменяйте в произведении
местами множители. Что обозначает новая запись? Замените в ней умножение
сложением. Найдите значение произведения и суммы.
Такое задание не только подводит к более полному осмыслению того, что
обозначает первый множитель, что обозначает второй множитель, что
необходимо при замене произведения суммой, а также что будет наиболее
значимым при решении текстовых задач на раскрытие конкретного смысла
действия умножения, когда первым множителем мы записываем одну часть, а
вторым количество таких частей. Кроме того, уже при выполнении этого
задания дети могут сделать вывод о переместительном свойстве умножения.
Следующее задание также работает на более осознанное понимание
конкретного смысла действия умножения.
5. Сравни:
а x 6 и а x 9 - а - а x 2
c х 8 c и c х 2 c х 3 c х 2
6 х c 3 х c и c х 9
В данном задании заменяем умножение сложением. При замене выражения а
x 6 необходимо воспользоваться переместительным свойством, выполняем
дальнейшие действия и сравниваем полученные выражения.
Следующий шаг - таблица умножения. Таблицу умножения дети не получают в
готовом виде, а составляют сами. Первый столбик таблицы умножения они
получают из таблицы сложения, выбирая суммы с одинаковыми слагаемыми.
1 х 2 1 4 х 2 4 7 х 2 7
2 х 2 2 5 х 2 5 8 х 2 8
3 х 2 3 6 х 2 6 9 х 2 9
Анализируя данные выражения, сравнивая их друг с другом, учащиеся
получают новый столбик таблицы. Аналогично учащиеся получают все
остальные столбцы, самостоятельно решают, какие равенства можно
вычеркнуть, так как они дублируют друг друга.
Но и после того, как дети составили таблицу и приступили к её
заучиванию, нельзя прекращать работу над выявлением её закономерностей,
поскольку дети должны усвоить, что любое значение в таблице всегда
связано с другим.
Фрагмент урока
6. 5 х 7 9 х 7 3 х 7 7 х 7 2 х 7 6 х 7
Учитель: Посмотрите внимательно на выражения. Что вы о них
можете сказать?
Дети
: Во всех выражениях один множитель равен 7.
Учитель:
Не выполняя умножения, запишите их в порядке
возрастания значений произведений.
Дети:
Зная, что чем больше множитель, тем больше значение
произведения, расположим:
2 х 7 3 х 7 5 х 7 6 х 7 7 х 7 9 х 7
Учитель: Найдите значения произведений, сравните их между
собой.
Дети:
14 меньше 21 на 7, 21 меньше 35 на 14, 35 меньше 42 на 7,
42 меньше 49 на 7, а 49 меньше 63 на 14.
Учитель:
Почему значение произведения увеличивается не везде
одинаково?
Дети:
Потому что первый множитель не везде одинаково
увеличивается:
2, 3, 5, 6, 7, 9.
Учитель:
Сделайте так, чтобы увеличение значений произведения
было одинаково.
Дети:
Надо записать равенства с первыми множителями 4 и 8:
4 х 7 = 28 8 х 7 = 56
Тогда все значения произведений будут увеличиваться на 7.
Учитель:
Кто может предложить другой способ выполнения этого
задания?
Дети:
Можно сделать, чтобы значения произведений увеличивались
на 14, для этого надо, чтобы первые множители увеличивались на 2:
3 х 7 = 21 5 х 7 = 35 7 х 7 = 49 9 х 7 = 63
Учитель: Запишите в тетрадь оба способа.
Следующее задание даст возможность применить выявленную закономерность
на практике.
7. Найдите значение второго выражения с опорой на первое равенство:
15 х 5 = 75 17 х 5 = 85 13 х 4 = 52
15 х 6 =... 16 х 5 = ... 13 х 6 = ...
Дети: В первом равенстве по 15 взяли 5 раз, а 15 х 6 - на
один раз больше, значит, к 75 прибавим 15, получим, что 15 х 6 = 90.
Дети
: Во втором столбике первый множитель уменьшился на 1, так
как второй множитель показывает, что число взяли 5 раз, значит, значение
произведения уменьшится на 5, 85 - 5 = 80, следовательно, 16 х 5 = 80.
Дети
: По 13 взять 4 раза, получается 52, а по 13 взять 6 раз
это на 2 раза больше.
13 13 = 26, значит, значение произведения увеличивается на 26, 52 26
= 78, следовательно, 13 х 6 = 78.
Учитель
: А если бы первых равенств не было, как бы мы смогли
найти значения?
Дети:
Мы заменили бы суммой чисел и вычислили.
Таблица умножения должна давать детям уверенность, а не страх, поэтому
будет не лишним напоминать через разнообразные задания, что, в крайнем
случае, они могут всегда прибегнуть к сложению. Большую роль в решении
этого вопроса играют уравнения:
a a a a = 45 х 4
Сумму можно заменить произведением a х 4, в получившемся равенстве
один множитель одинаковый, значит, a = 45.
1) a a a a = b b b
Заменим суммы произведениями: a x 4 = b х 3. Обратимся к таблице
умножения на 3 и 4 и найдём одинаковые результаты: 12, 24.
Следовательно, а = 3, b = 4 или a = 6, b = 8.
При возвращении к этому уравнению дома, возможно, кто-то предложит и
другое решение, например, a = 15, b = 20.
Можно дать творческое задание, найти в таблице умножения одинаковые
результаты, полученные разными множителями и составить свои уравнения.
Например:
x x = y y y y x = 8, y = 4
a a = b b b a = 9, b = 6
c c c c c c = n n n n c = 6, n = 9
2) a 3 9 = 3 х 5
При решении этого уравнения одни учащиеся предложат упростить
правую часть и воспользовавшись правилом, найти неизвестное слагаемое.
Другие же заметят, что 9 состоит из трёх троек, и сделают вывод,
что х = 3. Второй способ предпочтительнее.
3) b b = b х b
Сложение одинаковых слагаемых можно заменить произведением у*2.
В результате получим: b х 2 = b х b, значит b = 2.
4) a х 3 a х 5 = 24
Такое уравнение можно предложить учащимся до изучения правила
умножения суммы на число.
Произведение a х 3 заменим суммой a a a, произведение a х 5
заменим суммой a a a a a, сложим и заменим произведением a х 8 =
24.
Такое уравнение учащиеся решают, пользуясь взаимосвязью действий
умножения и деления.
Для более глубокого видения этой взаимосвязи можно предложить детям
следующие уравнения:
a : 84 х 84 = 32
25 х 3 : a = 25
При нахождении корня уравнения опираются на полученный ранее опыт:
что если выполнить взаимообратные действия, то получим то же число, что и
было ранее.
В качестве одного из примеров работы над изучением закономерностей
таблицы умножения можно предложить следующий урок.
Ход урока
Тема: Таблица умножения на 9.
Цели:
раскрыть закономерности таблицы
умножения на 9, работа над взаимосвязью действий умножения и деления.
1. Работа над запоминанием таблицы умножения.
Учитель: Кто из учащихся будет сегодня проводить
математический диктант? Кто считает, что он уже хорошо знает таблицу
умножения? Ведущий будет называть значение какого-либо произведения, а
вы будете называть множители, которые надо взять, чтобы получить данный
результат.
Ведущий:
21.
Дети:
7 и 3.
Ведущий
: 16.
Дети:
2 и 8, 4 и 4.
2. Работа над таблицей умножения на 9.
Учитель: Запишите произведения, в которых первый множитель
9 и запишите их значения. Какие равенства у вас получились? Легко ли вы
нашли значения?
Дети:
Да, мы уже почти все случаи учили, кроме 9*9.
Учитель
: Как нашли значение этого произведения?
Дети:
По 9 взять 9 раз.
Дети:
Это долго. Надо к 72 прибавить 9.
Учитель:
Посмотрите внимательно на получившиеся равенства и
скажите, что интересного вы заметили?
Дети:
Все значения двузначные.
Дети:
Сумма цифр в значении произведений равна 9.
Дети
: Первая цифра в значении на один меньше, чем второй
множитель.
Учитель
: Как вы думаете, почему так?
Дети:
Если бы по 10 взяли, например 3 раза, то было бы 3
десятка. А так как не по 10, а по 9, то и получается не три десятка, а
только два.
Дети
: 9 меньше 10 на один. До трёх десятков не хватило 3
единицы - три раза по единице. И так же во всех равенствах, например,
9*8 - это 80 без 8.
3. Работа над взаимосвязью действий умножения и деления.
Учитель: Молодцы, много секретов увидели. Подчеркните то
равенство, которое вам следует запомнить. Какие ещё равенства можно
записать к этому?
Дети:
81: 9 = 9, множители одинаковые и переставлять их местами
не имеет смысла.
Учитель:
Запишите произведение чисел 9 и 8, найдите его
значение. Составьте и запишите уравнения, для решения которых вам
поможет это равенство.
Дети:
a : 9 = 8 a х 9 = 72 8 х a = 72
72 : a = 9 72 : a = 8
Учитель: Как поможет равенство 8*9 = 72 при решении
последнего уравнения?
Дети:
Если произведение разделить на один множитель, то получим
другой.
Учитель:
Решите любое уравнение.
4. Работа над задачей.
Мама купила яблоки. Она раздала яблоки поровну трём детям. Сколько яблок
купила мама?
Дети:
Эту задачу решить нельзя. Она с недостающими данными.
Здесь неизвестно, сколько яблок получил каждый ребёнок.
Учитель
: Давайте преобразуем задачу.
Дети:
Мама купила яблоки. Она раздала яблоки трём детям по 6
яблок каждому. Сколько яблок купила мама?
Учитель
: Каким действием будем решать задачу?
Следует отметить, что слово "раздала" вводится в задаче провокационно,
чтобы у детей не возникло соблазна выбирать действие при решении задачи
интуитивно.
Дети
: Умножением, так как находим самое большое число: сколько
всего было яблок.
Учитель
: Запишите решение этой задачи.
Учитель: Как ещё можно преобразовать эту задачу?
Дети:
Можно добавить недостающее данное и изменить вопрос.
Учитель
: Давайте преобразуем задачу в обратную ей.
Дети
: Мама купила 18 яблок. Она раздала яблоки трём детям.
Сколько яблок получил каждый?
Учитель
: Каким действием будем решать обратную задачу?
Дети
: Делением, потому что находим, сколько яблок в одной части
(досталось одному ребёнку).
Дети
: Задача обратная, значит и решение будет обратное. А
умножению обратное действие - деление.
Учитель
: Запишите решение этой задачи.
Учитель:
Сколько ещё обратных задач можно составить?
Дети
: Только одну.
Учитель
: Это будет ваше домашнее задание. А сейчас послушайте
ещё одну задачу.
В магазин привезли книги. В трёх пачках было 24 книги.
Дети
: Это не задача. В ней нет вопроса.
Учитель
: Какой вопрос можно задать?
Дети
: Сколько книг в одной пачке?
Учитель
: Как ответите на этот вопрос?
Дети
: 24 : 3 = 8 книг в одной пачке.
Учитель
: А как узнать, сколько книг в 4 пачках?
Дети
: Надо по 8 взять 4 раза, получим 32 книги в 4 пачках.
Дети
: Можно другим способом: если в 3 пачках 24 книги, а в 1
пачке 8 книг, то в 4 пачках на 8 книг больше 24 8 = 32.
Эту задачу в тетрадях учащимся можно не записывать, она имеет на данном
этапе пропедевтическое значение. Однако, хорошо, если дети увидят
закономерность увеличения результата на такое количество, сколько книг в
одной пачке.
5. Геометрический материал.
Учитель
: Начертите отрезок АВ, равный 12см. Что вы должны
помнить, чтобы выполнить это задание?
Дети:
Отрезок - это часть прямой, ограниченная с двух сторон.
Обозначаем его большими латинскими буквами.
Учитель
: Как найти, чему равна сторона квадрата, если весь
отрезок - это его периметр?
Дети
: Периметр - это сумма длин всех сторон. У квадрата четыре
равные стороны, значит весь отрезок делим на четыре равные части. 12 : 4
= 3см сторона квадрата.
Учитель
: Начертите этот квадрат. Обозначьте его вершины
латинскими буквами.
Ранее дети уже убеждались, что периметр квадрата можно найти не только
сложением, но и умножением, а теперь убеждаются, что обратная операция
(нахождение стороны по периметру) влечёт за собой и обратное действие.
6. Домашнее задание.
Учитель:
Одно задание вы уже получили - это обратная задача, а
второе - начертить прямоугольник, периметр которого равен периметру
нашего квадрата.