Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 30.10.2024, 21:38:28
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Раскрытие конкретного смысла умножения
08.11.2010, 10:27:01

Изучение двух новых арифметических действий - умножения и деления - является основой курса математики второго класса. Так написано в пособии для учителя к учебнику "Математика - 2" И. И. Аргинской. И с этим трудно не согласиться. Нельзя тему "Умножение" сводить к запоминанию, заучиванию таблицы. Безусловно, учащиеся должны овладеть таблицей умножения до автоматизма, но идти к этому надо не через шаблонные упражнения, бездумное заучивание, что, естественно, вызывает негативное отношение учащихся к процессу обучения. Первый шаг глубокого, осмысленного понимания - это раскрытие конкретного смысла действия умножения, осознание связи умножения с уже хорошо знакомым действием сложения. А для этого мало таких заданий, как "замени сумму произведением чисел", "замени произведение суммой чисел". Они в меньшей степени побуждают мыслить ребёнка.  Творческая деятельность, гибкость мышления возможны в нестандартных условиях, об этом следует помнить учителю и предлагать такие задания, при решении которых необходим самостоятельный перенос знаний и способов действий в новое условие, использование их в новых ситуациях. Задача учителя: поставить своей целью - вызвать заинтересованность детей, помочь им увидеть закономерности - "секреты" таблицы умножения.
     Работа над раскрытием конкретного смысла действия умножения начинается с выделения тех сумм, которые можно заменить умножением.
     Учитель предлагает следующие задания:

 

1.     6 6 6          15 15 15 15          2 6 8
       11 23 17     26 26                         9 9 9 9 9
       10 14 36     7 1 9                       50 50

     На какие группы можно распределить данные выражения?
     Возможные ответы детей:
- выражения, состоящие из однозначных чисел, и выражения, состоящие из двузначных чисел;
- выражения, состоящие из одинаковых слагаемых и из разных слагаемых;
- выражения, состоящие из чётных чисел и из нечётных чисел.
     Учитель: Устно перечислим все группы, которые вы назвали, а запишем только с одинаковыми слагаемыми.

2.     50 5 50 5 50 5          4 6 3 1
        1 11                            5 5 5
        50 50 50                     3 3 5 5 5

     Выпишите те суммы, которые можно заменить умножением. Если никто из учащихся не предложил на первых уроках такой вариант:

50 5 50 5 50 5= 50 х 3 5 х 3
3 3 5 5 5= 3 х 2 5 х 3,

то целесообразно вернуться к этому заданию на последующих уроках.
     Чтобы увести детей от шаблонного восприятия, можно предложить следующее задание.

Фрагмент урока

3. Сравни: 5х4 и 5 10 5

Дети: Между этими выражениями надо поставить знак "равно".
Учитель:
Как вы думаете, почему левая часть равна правой? Случайно ли это, или здесь есть какая-то закономерность?
Дети:
5х4 - это по 5 взять 4 раза, а в правой части по 5 взяли 2 раза и еще 10=5 5.
Учитель
: Составьте суммы по такому же принципу: с разными слагаемыми, но которые можно было бы заменить умножением. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и замените суммы умножением. Те, кто сумму заменить произведением не смог, в силу того, что не понял, как это сделать, или его сосед по парте неправильно эту сумму записал, записывают на доске для обсуждения всем классом возможного решения.

4. Запишите сумму, в которой число 3 повторяется слагаемым 5 раз. Замените сложение умножением. Что показывает первое число в произведении? А что показывает второе число? Найдите значение произведения, используя действие сложения. Поменяйте в произведении местами множители. Что обозначает новая запись? Замените в ней умножение сложением. Найдите значение произведения и суммы.
Такое задание не только подводит к более полному осмыслению того, что обозначает первый множитель, что обозначает второй множитель, что необходимо при замене произведения суммой, а также что будет наиболее значимым при решении текстовых задач на раскрытие конкретного смысла действия умножения, когда первым множителем мы записываем одну часть, а вторым количество таких частей. Кроме того, уже при выполнении этого задания дети могут сделать вывод о переместительном свойстве умножения.

Следующее задание также работает на более осознанное понимание конкретного смысла действия умножения.
5. Сравни:

а x 6                и     а x 9 - а - а x 2
c х 8 c          и     c х 2 c х 3 c х 2
6 х c 3 х c     и     c х 9

В данном задании заменяем умножение сложением. При замене выражения а x 6 необходимо воспользоваться переместительным свойством, выполняем дальнейшие действия и сравниваем полученные выражения.
Следующий шаг - таблица умножения. Таблицу умножения дети не получают в готовом виде, а составляют сами. Первый столбик таблицы умножения они получают из таблицы сложения, выбирая суммы с одинаковыми слагаемыми.

1 х 2 1     4 х 2 4     7 х 2 7
2 х 2 2     5 х 2 5     8 х 2 8
3 х 2 3     6 х 2 6     9 х 2 9

Анализируя данные выражения, сравнивая их друг с другом, учащиеся получают новый столбик таблицы. Аналогично учащиеся получают все остальные столбцы, самостоятельно решают, какие равенства можно вычеркнуть, так как они дублируют друг друга.
Но и после того, как дети составили таблицу и приступили к её заучиванию, нельзя прекращать работу над выявлением её закономерностей, поскольку дети должны усвоить, что любое значение в таблице всегда связано с другим.

Фрагмент урока

6.     5 х 7     9 х 7     3 х 7     7 х 7     2 х 7     6 х 7

Учитель: Посмотрите внимательно на выражения. Что вы о них можете сказать?
Дети
: Во всех выражениях один множитель равен 7.
Учитель:
Не выполняя умножения, запишите их в порядке возрастания значений произведений.
Дети:
Зная, что чем больше множитель, тем больше значение произведения, расположим:

2 х 7     3 х 7     5 х 7     6 х 7     7 х 7     9 х 7

Учитель: Найдите значения произведений, сравните их между собой.
Дети:
14 меньше 21 на 7, 21 меньше 35 на 14, 35 меньше 42 на 7, 42 меньше 49 на 7, а 49 меньше 63 на 14.
Учитель:
Почему значение произведения увеличивается не везде одинаково?
Дети:
Потому что первый множитель не везде одинаково увеличивается:
2, 3, 5, 6, 7, 9.
Учитель:
Сделайте так, чтобы увеличение значений произведения было одинаково.
Дети:
Надо записать равенства с первыми множителями 4 и 8:

4 х 7 = 28     8 х 7 = 56

Тогда все значения произведений будут увеличиваться на 7.
Учитель:
Кто может предложить другой способ выполнения этого задания?
Дети:
Можно сделать, чтобы значения произведений увеличивались на 14, для этого надо, чтобы первые множители увеличивались на 2:

3 х 7 = 21     5 х 7 = 35     7 х 7 = 49     9 х 7 = 63

Учитель: Запишите в тетрадь оба способа.
Следующее задание даст возможность применить выявленную закономерность на практике.

7. Найдите значение второго выражения с опорой на первое равенство:

15 х 5 = 75     17 х 5 = 85     13 х 4 = 52
15 х 6 =...       16 х 5 = ...     13 х 6 = ...

Дети: В первом равенстве по 15 взяли 5 раз, а 15 х 6 - на один раз больше, значит, к 75 прибавим 15, получим, что 15 х 6 = 90.
Дети
: Во втором столбике первый множитель уменьшился на 1, так как второй множитель показывает, что число взяли 5 раз, значит, значение произведения уменьшится на 5, 85 - 5 = 80, следовательно, 16 х 5 = 80.
Дети
: По 13 взять 4 раза, получается 52, а по 13 взять 6 раз это на 2 раза больше.
13 13 = 26, значит, значение произведения увеличивается на 26, 52 26 = 78, следовательно, 13 х 6 = 78.
Учитель
: А если бы первых равенств не было, как бы мы смогли найти значения?
Дети:
Мы заменили бы суммой чисел и вычислили.
Таблица умножения должна давать детям уверенность, а не страх, поэтому будет не лишним напоминать через разнообразные задания, что, в крайнем случае, они могут всегда прибегнуть к сложению. Большую роль в решении этого вопроса играют уравнения:

a a a a = 45 х 4

Сумму можно заменить произведением a х 4, в получившемся равенстве один множитель одинаковый, значит, a = 45.

1) a a a a = b b b

     Заменим суммы произведениями: a x 4 = b х 3. Обратимся к таблице умножения на 3 и 4 и найдём одинаковые результаты: 12, 24.
     Следовательно, а = 3, b = 4 или a = 6, b = 8.
     При возвращении к этому уравнению дома, возможно, кто-то предложит и другое решение, например, a = 15, b = 20.
     Можно дать творческое задание, найти в таблице умножения одинаковые результаты, полученные разными множителями и составить свои уравнения.
     Например:

x x = y y y y          x = 8, y = 4
a a = b b b          a = 9, b = 6
c c c c c c = n n n n          c = 6, n = 9

2) a 3 9 = 3 х 5

     При решении этого уравнения одни учащиеся предложат упростить правую часть и воспользовавшись правилом, найти неизвестное слагаемое.
     Другие же заметят, что 9 состоит из трёх троек, и сделают вывод, что х = 3. Второй способ предпочтительнее.

3) b b = b х b

     Сложение одинаковых слагаемых можно заменить произведением у*2.
В результате получим: b х 2 = b х b, значит b = 2.

4) a х 3 a х 5 = 24

     Такое уравнение можно предложить учащимся до изучения правила умножения суммы на число.
     Произведение a х 3 заменим суммой a a a, произведение a х 5 заменим суммой a a a a a, сложим и заменим произведением a х 8 = 24.
Такое уравнение учащиеся решают, пользуясь взаимосвязью действий умножения и деления.
Для более глубокого видения этой взаимосвязи можно предложить детям следующие уравнения:

a : 84 х 84 = 32
25 х 3 : a = 25

При нахождении корня уравнения опираются на полученный ранее опыт: что если выполнить взаимообратные действия, то получим то же число, что и было ранее.
В качестве одного из примеров работы над изучением закономерностей таблицы умножения можно предложить следующий урок.

Ход урока

Тема: Таблица умножения на 9.
Цели:
раскрыть закономерности таблицы умножения на 9, работа над взаимосвязью действий умножения и деления.

1. Работа над запоминанием таблицы умножения.
Учитель
: Кто из учащихся будет сегодня проводить математический диктант? Кто считает, что он уже хорошо знает таблицу умножения? Ведущий будет называть значение какого-либо произведения, а вы будете называть множители, которые надо взять, чтобы получить данный результат.
Ведущий:
21.
Дети:
7 и 3.
Ведущий
: 16.
Дети:
2 и 8, 4 и 4.

2. Работа над таблицей умножения на 9.
Учитель:
Запишите произведения, в которых первый множитель 9 и запишите их значения. Какие равенства у вас получились? Легко ли вы нашли значения?
Дети:
Да, мы уже почти все случаи учили, кроме 9*9.
Учитель
: Как нашли значение этого произведения?
Дети:
По 9 взять 9 раз.
Дети:
Это долго. Надо к 72 прибавить 9.
Учитель:
Посмотрите внимательно на получившиеся равенства и скажите, что интересного вы заметили?
Дети:
Все значения двузначные.
Дети:
Сумма цифр в значении произведений равна 9.
Дети
: Первая цифра в значении на один меньше, чем второй множитель.
Учитель
: Как вы думаете, почему так?
Дети:
Если бы по 10 взяли, например 3 раза, то было бы 3 десятка. А так как не по 10, а по 9, то и получается не три десятка, а только два.
Дети
: 9 меньше 10 на один. До трёх десятков не хватило 3 единицы - три раза по единице. И так же во всех равенствах, например, 9*8 - это 80 без 8.

3. Работа над взаимосвязью действий умножения и деления.
Учитель:
Молодцы, много секретов увидели. Подчеркните то равенство, которое вам следует запомнить. Какие ещё равенства можно записать к этому?
Дети:
81: 9 = 9, множители одинаковые и переставлять их местами не имеет смысла.
Учитель:
Запишите произведение чисел 9 и 8, найдите его значение. Составьте и запишите уравнения, для решения которых вам поможет это равенство.
Дети:

a : 9 = 8     a х 9 = 72     8 х a = 72
72 : a = 9     72 : a = 8

Учитель: Как поможет равенство 8*9 = 72 при решении последнего уравнения?
Дети:
Если произведение разделить на один множитель, то получим другой.
Учитель:
Решите любое уравнение.

4. Работа над задачей.
Мама купила яблоки. Она раздала яблоки поровну трём детям. Сколько яблок купила мама?
Дети:
Эту задачу решить нельзя. Она с недостающими данными. Здесь неизвестно, сколько яблок получил каждый ребёнок.
Учитель
: Давайте преобразуем задачу.
Дети:
Мама купила яблоки. Она раздала яблоки трём детям по 6 яблок каждому. Сколько яблок купила мама?
Учитель
: Каким действием будем решать задачу?
Следует отметить, что слово "раздала" вводится в задаче провокационно, чтобы у детей не возникло соблазна выбирать действие при решении задачи интуитивно.
Дети
: Умножением, так как находим самое большое число: сколько всего было яблок.
Учитель
: Запишите решение этой задачи.
Учитель: Как ещё можно преобразовать эту задачу?
Дети:
Можно добавить недостающее данное и изменить вопрос.
Учитель
: Давайте преобразуем задачу в обратную ей.
Дети
: Мама купила 18 яблок. Она раздала яблоки трём детям. Сколько яблок получил каждый?
Учитель
: Каким действием будем решать обратную задачу?
Дети
: Делением, потому что находим, сколько яблок в одной части (досталось одному ребёнку).
Дети
: Задача обратная, значит и решение будет обратное. А умножению обратное действие - деление.
Учитель
: Запишите решение этой задачи.
Учитель:
Сколько ещё обратных задач можно составить?
Дети
: Только одну.
Учитель
: Это будет ваше домашнее задание. А сейчас послушайте ещё одну задачу.
В магазин привезли книги. В трёх пачках было 24 книги.
Дети
: Это не задача. В ней нет вопроса.
Учитель
: Какой вопрос можно задать?
Дети
: Сколько книг в одной пачке?
Учитель
: Как ответите на этот вопрос?
Дети
: 24 : 3 = 8 книг в одной пачке.
Учитель
: А как узнать, сколько книг в 4 пачках?
Дети
: Надо по 8 взять 4 раза, получим 32 книги в 4 пачках.
Дети
: Можно другим способом: если в 3 пачках 24 книги, а в 1 пачке 8 книг, то в 4 пачках на 8 книг больше 24 8 = 32.
Эту задачу в тетрадях учащимся можно не записывать, она имеет на данном этапе пропедевтическое значение. Однако, хорошо, если дети увидят закономерность увеличения результата на такое количество, сколько книг в одной пачке.

5. Геометрический материал.
Учитель
: Начертите отрезок АВ, равный 12см. Что вы должны помнить, чтобы выполнить это задание?
Дети:
Отрезок - это часть прямой, ограниченная с двух сторон. Обозначаем его большими латинскими буквами.
Учитель
: Как найти, чему равна сторона квадрата, если весь отрезок - это его периметр?
Дети
: Периметр - это сумма длин всех сторон. У квадрата четыре равные стороны, значит весь отрезок делим на четыре равные части. 12 : 4 = 3см сторона квадрата.
Учитель
: Начертите этот квадрат. Обозначьте его вершины латинскими буквами.
Ранее дети уже убеждались, что периметр квадрата можно найти не только сложением, но и умножением, а теперь убеждаются, что обратная операция (нахождение стороны по периметру) влечёт за собой и обратное действие.

6. Домашнее задание.
Учитель:
Одно задание вы уже получили - это обратная задача, а второе - начертить прямоугольник, периметр которого равен периметру нашего квадрата.

Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, младшая школа, учителю начальных классов, педсовет, методическая помощь, конспект урока, начальные классы
Просмотров: 2955 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0