Цель урока: 1. Обучающая задача: Ввести основные
характеристики неравномерного движения , научить рассчитывать основные
характеристики равноускоренного движения (скорости и ускорения),
2. Развивающая задача:
развивать умение абстрактно мыслить, анализировать и научно обосновывать
факты, изложенные в тексте художественного произведения.
3. Воспитать интерес к
предмету и окружающему миру
Сегодня на уроке я предлагаю совершить
путешествие вместе с Алисой в страну чудес. Но так как мы – на уроке
физики, попробуем рассмотреть все, что происходит с девочкой с точки
зрения физики. Помните, как начались приключения Алисы? Она проникла в
кроличью норку и упала в глубокий- глубокий колодец. Послушайте отрывок
из сказки и ответьте на вопросы.
Вопросы для «слабых»
учеников:
1.Каков характер движения Алисы внутри
колодца?.
2. Что произойдет, если Алиса будет падать
так же, как камень вблизи поверхности земли?
3. Может ли скорость падения Алисы быть
большой? Приведите примеры.
Вопросы для «сильных»
учеников
1.Для того, чтобы человек успел что-то
снять с полки, его скорость не должна превышать 0,5 м/с. Сколько времени
( t ) должна падать Алиса, чтобы достичь центра Земли? R 3= 6,4х10 6 м.
2.какое расстояние могла бы пролететь Алиса
в течение 1 часа, если для безопасного падения на ноги скорость не
должна превышать 5м/с?
3.Как будет двигаться Алиса, если она летит
внутри колодца, прокопанного через всю Землю ?
Изучение нового материала.
«Алиса растет, после того, как съела
пряник».
Алиса выросла мгновенно, предположим в
течении 1 с. Максимальная высота жилого помещения 3,5 м . Рассчитаем, с
какой скоростью должна перемещаться ее голова, и кисти рук?
V головы = ( 3,5 м / 1 c ) = 3,5м/с , V
рук= ( 1,75 м / 1 c ) = 1,75м/с
Разные части тела Алисы росли с разной
скоростью? Такое движение называется неравномерным. Рассмотрим
неравномерное движение поподробнее.
Отрывок.( III )Алиса бежит к домику Белого
кролика.
Девочка бросилась бежать со всех ног.
Значит, сначала она увеличивала свою скорость, но перед домиком Алиса
должна остановиться, следовательно, скорость должна уменьшаться.
Предположим, мы знаем скорость Алисы в любой момент времени и эта
скорость показана на рисунке. Скорость фиксировалась каждую секунду.
0 1 2 3 4 5
4,2 3,6 2,9 2,2 1,5
0,8 0
Рассмотрим I часть пути. Скорость нашей
героини растет? Рассчитайте, на сколько выросла скорость Алисы за первую
секунду, за вторую и т.д.(Очевидно, что скорость меняется на одну и ту
же величину).
Такое движение называется равноускоренным, а
его основная характеристика- а = ( v / T )
Обратите внимание, что ускорение не
меняется. V и S изменяются с течением времени, а а остается постоянным.
Рассчитайте ускорение, с которым
перемещалась девочка на II участке.
а= ( V / t ) = ( -0,8 м/с / 1 c ) = -0,8
м/с
Проекция ускорения может быть
положительной, а 0, в этом случае тело движется с увеличением скорости,
или отрицательной а 0, тогда происходит торможение, и скорость
уменьшается.
Попробуем рассчитать скорость при
равноускоренном движении. Для этого вспомним другой эпизод приключений
Алисы.
Отрывок IV . Алиса бежит с Грифоном.
Из текста видно, что первую часть пути
Алиса и Грифон проходят, а вторую пробегают.
Идут t = 1 мин Бегут t =0,5 мин |