Цель:
1) обобщить и систематизировать знания уч-ся о правописании разделительных ъ, ь;
2) формировать исследовательские, коммуникативные компетенции у учащихся, развивать их мыслительную активность; 3) воспитывать любовь и интерес к слову.
Оборудование: учебник русского языка 5класса (М.М.Разумовская), компьютерная презентация к уроку, дидактические карточки, словари иностранных слов.
Ход урока
Формулировка темы урока.
- Откройте тетради, запишите дату.
Стук в дверь.
-Кажется, кто-то из гостей сегодня опоздал.
Учитель открывает дверь. Входят ъ и ь. Инсценировка стихотворения.
- Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак.
- Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-
Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова,
- Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны оба чести.
- О чём говорится в стихотворении?
- Что мы знаем об этих знаках?
- Определите тему урока. Запишите её в тетрадях.
2. Формулировка цели и задач урока.
- Давайте определим цель сегодняшнего урока ( научиться правильно писать слова с разделительными ъ,ь) -Чтобы реализовать цель, какие задачи нам необходимо выполнить? (повторить правило написания разделительных ъ,ь; поупражняться в правописании слов с разделительными ъ,ь)
3.Актуализация знаний уч-ся о правописании разделительных ъ,ь.
Откройте учебники на стр. ..., выполните задание под рубрикой «Понаблюдайте».
-Какова роль букв ъ,ь?
Задание: представить правило о написании разд.ъ,ь в виде схемы, чтобы его легче было запомнить; сформулировать правило. Дети составляют схемы при помощи розданных наборов букв и знаков ( работа в группах).
Проверка. Задание: показать, какой знак пишется в слове (у каждого карточки ъ,ь). Если разделительный ъ, то одновременно с показом карточки нужно встать.
Под…езд, в…юга, бар…ер, об…явление, сер…ёзный, бур…ян, сверх…мощный, с…ёжиться, с…экономить, вороб…и, пред…юбилейный, четырёх…этажный.
4. Возникновение проблемного вопроса.
Задание в группах: распределить слова на две группы, выделив орфограмму (маркером на альб. листах).
Ад…ютант, интер…ер, бар…ер, об…ект, кар..ер, ин..екция, суб…ект, ал…янс, кар…ера.
Проверка: у всех получились разные варианты ответов.
-Какая проблема возникла? (зная правило, мы не знаем, как правильно писать эти слова)
- Как решить эту проблему? (посмотреть в учебник, словарь)
Это самый лёгкий способ разрешения проблемы. Давайте попробуем решить её самостоятельно.
Этапы разрешения проблемы.
1.- Сформулируйте в группах гипотезу о правописании этих слов. (Предположим, что правописание этих слов зависит от их происхождения) Проверка, сопоставление составленных гипотез.
2.- Что нам поможет проверить гипотезу? (учебник, словари)
Раздать словари.
3.Задание в группах: выписать из словаря (маркером на альбомных листах),разделив их на две группы, записать, из какого языка они возникли, как пишутся эти слова на родном языке и объяснить, почему они так пишутся (понаблюдайте за транскрипцией этих слов).
Проверка.
Адъютант – [ adjutant] нем. язык
Объект- [objectum] лат. язык
Субъект-[subjtctus] лат. язык
Инъекция-[injectio] лат. язык
Интерьер- [interier] фр. язык
Альянс-[alliance] фр. язык
Барьер-[barriere] фр. язык
Карьер-[carriere] фр. язык
Карьера-[carriera] ит. язык
Вывод- проверка гипотезы: в иноязычных словах латинского и немецкого происхождения в корне слова пишется разделительный ъ, когда в этих словах есть звук [j], а разделительный ь пишется в иноязычных словах французского и итальянского происхождения, когда в этих словах есть звук [i]. В случае затруднения обращайся к словарю.
5. Домашнее задание
Индивидуальное д.з. по карточкам.
Компаньон – компаньён
Бульон – бульён
Шампиньон – шампиньён
Павильон – павильён
Медальон – медальён
1. Выбери правильный вариант написания слов.
2. Попробуй объяснить, почему он верен (выдвини гипотезу и докажи её).
3. При проведении исследования используй лингвистические словари.
6. Итог урока. Взаимодиктант по вариантам.
Задание: поочерёдно продиктовать друг другу слова, записанные в ваших карточках, проверить их друг у друга, выставив оценки.
-Давайте вернёмся к цели нашего урока.
-Удалось нам её выполнить? Как? Почему?
|