"Числа не управляют миром,
но показывают, как
управляется мир».
И.-В. Гете
«Мы оказались современниками мощного
прогресса математических знаний,
становления новых разделов математики,
новых сфер ее приложений…».
Л.
Е. Садовский
Цель:
познакомить с одними из разделов математики.
Задачи: образовательная:
формирование
знаний по разделам математики: статистике и комбинаторике;
развивающая:
учить
обосновывать свои действия;
воспитательная:
развивать
навыки работы в группах.
Тип занятия (по форме проведения): урок – групповая
работа.
Оборудование: цветные мелки, циркуль, линейка, транспортир,
бланки
анкет, энциклопедический словарь, наглядный материал: таблицы,
диаграммы,
графики, листы с заданиями, раздаточный материал для ролевой игры.
Структура занятия.
Этапы
занятия
|
Содержание изучаемого материала
|
Методические рекомендации
|
I этап
Организационный
момент.
|
Цель:
познакомить с одними
из разделов математики.
|
Ознакомление
с темой занятия, постановка цели.
|
II этап
Подготови-тельный.
Социологический
опрос.
|
Вопросы анкеты.
Назовите
самый любимый школьный предмет.
Сколько
детей в вашей семье?
Какие
телевизионные передачи нравятся вашим папе и маме?
Какую
музыку вы слушаете?
Какие
телепередачи вы смотрите?
Оцените
все изучаемые предметы.
Критерии оценок:
интересен
– 1 балл;
неинтересен
– 0 баллов;
необходим
– 1 балл;
не
нужен – 0 баллов;
успеваемость
4,5 – 1 балл;
успеваемость
2,3 – 0 баллов.
Ваш
вес.
Какую
музыку слушают ваши родители?
Ваш
размер обуви.
Ваш
рост.
|
Класс делится на группы
примерно по 5 -6
человек.
Социологический
опрос проводится в форме анкетирования. Вопросы читает учитель,
ответы
записываются под номерами.
Критерии
оценок предметов лучше выписать на доску.
|
III этап
Самостоятельная
работа в группах.
|
Работа по составлению графиков и диаграмм.
Начертите
2 графика разного цвета в одной системе координат по пунктам 7 и 9.
Начертите
круговую диаграмму по пункту 6, подсчитав общее количество баллов по
каждому
предмету.
Составьте
общую таблицу по пунктам 3, 4, 5 и 8. (Сверху: телепередачи;
музыка. Сбоку: мы;
родители).
Составьте
столбчатую диаграмму по пункту 1.
|
Повторение материала,
пройденного в 5 – 8 классах.
(по оси абсцисс –
фамилии или имена в любом
порядке, по оси ординат – значение величин рост, размер обуви).
(Сверху:
телепередачи; музыка. Сбоку: дети; родители).
(по
выбранным предметам – количество выборов)
|
IVэтап
Введение
нового материала.
Что
такое статистика?
|
Что такое статистика? Говорят,
что на этот вопрос английский премьер-министр Б. Дизраэли ответил так:
«Есть
три вида лжи: обычная ложь, наглая ложь и статистика».
В
естественных науках слово «статистика» означает анализ массовых
явлений,
основанные на применение методов теории вероятности.
Статистика
наибольшую пользу приносит при изучении массовых явлений.
Вопрос: Как вы
думаете, почему на пачках сигарет написано: «Минздрав предупреждает:
курение
опасно для вашего здоровья»?
Ответ: К выводу о вреде курения врачи всего мира пришли
после анализа множества наблюдений за здоровьем курящих людей.
|
Лекция.
Заглянем
в энциклопедический словарь и узнаем толкование слова «статистика».
Статистика (нем. Statistik от
итал. Stato – «государство») – получение, обработка,
анализ и
публикация информации, характеризующей количественные закономерности
жизни
общества в неразрывной связи с их качественным содержанием.
|
Vэтап
Способы
представления данных и др.
|
Результаты статистики представляют в наглядной и компактной форме,
например, с помощью таблиц, диаграмм, графиков.
Задание: проанализировать результата
самостоятельной
работы.
Среднее арифметическое.
Задание: подсчитайте
средний вес и средний рост вашей группы.
Вопрос: можно ли теперь,
используя полученные данные, заказать школьную форму на весь класс?
Почему
нельзя?
Мода.
Определение. Модой обычно
называют число ряда чисел, которое
встречается в этом ряду наиболее часто.
Задание 1. Используя данные опроса, определите самую любимую
передачу ваших мам.
Задание 2. Определите самый модный предмет, изучаемый в школе.
|
Каждая
группа анализирует результаты своего опроса.
Повторение.
Попросить
обосновать свой ответ.
Можно
не записывать определение в тетради.
Работа в группах.
Для
закрепления изученного материала выполнить несколько заданий.
|
VI этап
Решение
задач.
|
Вопросы.
Приведите
пример ряда чисел, среднее арифметическое которых равно нулю. Могут ли
в
таком ряду быть ненулевые числа? Может ли мода
такого ряда быть отличной от нуля?
Приведите
пример ряда чисел, мода которого
равна нулю, а среднее арифметическое не равно нулю.
Может
ли среднее арифметическое ряда чисел совпадать с его наибольшим
числом?
Задача 1. Если в числовом ряду все элементы увеличить на одно
и то же число, то как изменится среднее арифметическое и мода ряда?
Задача 2. Вычислите среднее арифметическое ряда: 37; 254; 9;
21; 699. Используя полученный
результат, найдите среднее арифметическое ряда:
0,37;
2,54; 0,09; 0,21; 6,99;
37
000; 254 000; 9 000;
21 000; 699 000.
|
Надо
провести небольшой устный опрос по пройденному
материалу.
Теперь
можно перейти к решению задач.
Посоветовать
рассмотреть на примерах.
Сделать
общий вывод должны учащиеся самостоятельно.
|
VII этап
Комбинаторика.
|
Диалог Холмса и Ватсона.
Ватсон. Холмс, это кажется по Вашей части…
Холмс. Дорогой Ватсон, у Вас на подносе бутылки с
вином. Но я не пью. Вы же
знаете.
Ватсон. Нет, Холмс, мне просто нужен Ваш совет. Вчера, налив
в равных количествах в бокал вина из двух бутылок, я получил
прекрасный
коктейль. Но самое ужасное в том, что я забыл – какие два напитка
смешал.
Теперь мне придется перепробовать кучу
вариантов. Но я боюсь захмелеть раньше, чем найду, то, что ищу…
Холмс. Не волнуйтесь, Ватсон, Вам в худшем случае придется
попробовать шесть вариантов. Но если у Вас разболится голова,
Вам останется утешиться мыслью, что
пострадали за науку.
Ватсон. Вы смеетесь, Холмс. О какой науке может идти речь?
Холмс. Речь идет о разделе математики, называемом комбинаторикой.
Занимается в основном комбинаторика подсчетом числа комбинаций,
составленных
из определенных элементов. Вот сейчас Вы, Ватсон, столкнулись с
элементарной
комбинаторной задачей: «Сколько существует способов составить коктейль
из
двух напитков, взятых в равных дозах, если у Вас имеется четыре
различных
сорта вин?»
|
Ролевая игра «Доктор Ватсон знакомится с
комбинаторикой».
Цель
этой игры состоит в
том, чтобы в занимательной форме сформировать знания о комбинаторики
как об
одном из разделов математики. После игры необходимо сделать вывод о
том, что
изучает комбинаторика.
Решить
эту задачу, проверить ответ Холмса.
А, Б, С, Д
А
– Б А – С А
– Д
Б – С
Б – Д
С – Д
|
VIII этап
Подведение
итогов.
|
Каждая
группа устно оценивает свою
работу.
|
Оценка
работы носит описательный характер. |
|