Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: муляжи шляпочных
грибов, таблицы: «Водоросли», «Простейшие
животные», «Мхи»;
фланелеграф (или магнитная доска).
ХОД УРОКА
Способность к размножению – важное
свойство всех живых организмов: размножаются
растения, животные, грибы, бактерии. Благодаря
размножению не прерывается нить жизни.
Все формы размножения можно объединить в два
основных типа: бесполое и половое.
(Начинаем составлять схему «Способы
размножения организмов» на фланелеграфе или
магнитной доске.)
При бесполом размножении потомство
образует одна особь. Дочерние организмы,
возникающие из материнского, являются точной его
копией. Таким способом размножаются бактерии,
простейшие, грибы, многие растения, низшие
животные. Но большинство живых организмов,
обитающих на Земле, размножаются как бесполым,
так и половым способом или исключительно
половым. При половом размножении происходит
слияние двух половых клеток – оплодотворение, а
потомство несет в себе смешанные признаки
родителей.
(Учитель продолжает составление
схемы.)
Сегодня мы познакомимся с бесполым
размножением живых организмов. Сейчас вам
предстоит самостоятельная работа в группах.
(Класс разбивается на несколько
групп, каждая получает задание: прочитав текст
учебника и рассмотрев рисунки на с. 122–123, изучить
особенности бесполого размножения одного из
следующих организмов: эвглены зеленой, гидры,
мха, гриба, бодяка полевого, и сообща составить
рассказ или сказку на эту тему. Потом один
человек из группы зачитывает этот рассказ
классу.)
После выступления представителя
каждой группы учитель дополняет и обобщает его
рассказ и продолжает заполнение схемы «Способы
размножения».
Формы бесполого размножения
разнообразны: это и деление клеток, как у амебы,
эвглены, инфузории туфельки; и почкование у гидры
или дрожжевых грибов; и спорообразование у мхов,
папоротников, шляпочных грибов;
и различные способы вегетативного размножения у
растений.
Преимущества бесполого размножения в
его простоте и эффективности: не нужен партнер –
потомство может оставить любая особь, а полезные
для организма признаки передаются из поколения в
поколение.
Закрепление – самостоятельная
работа в рабочих тетрадях .
Проверяется фронтально.
Домашнее задание
|