Тип урока: урок-размышление.
Образовательные цели:
- раскрыть философский смысл произведения;
- ориентировать учащихся на духовные ценности.
Ход урока
Слово учителя.
Борис Екимов (родился в 1938 году) живет на Дону.
Его повести, рассказы, очерки, удостоенные в 1998
году Госпремии, растут из донской почвы, питаются
ею. Писателя часто называют продолжателем,
деревенщиков”, на самом деле, он скорее
полемизирует с ними. Да, Екимов тоже с болью пишет
о заботах и печалях своих земляков, но менее
всего его можно отнести к "плакальщикам по
умершему”. Его привлекают герои - личности, люди,
которые не перекладывают вину за свои беды на
обстоятельства ("каждый повинен в жизни свое и
волен в ней”), они сами противостоят, как могут,
"смерчу разрушения”. Таков рассказ "Продажа”,
который вошел в сборник "Пиночет”, выпущенный
писателем в 200 году. Обратимся к тексту
произведения.
Каждый из нас хоть раз в жизни, но побывал в роли
пассажира, испытал все трудности и прелести
дороги. Дорога - это замечательное место и время
для размышлений. Герои рассказа Б. Екимова тоже
пассажиры и пассажиры поезда "Душанбе -
Саратов”. Кто они? Куда и зачем едут?
Ученик. Поезд "Душанбе–Саратов” долго
стоял в тупике и вот, наконец - то тронулся,
создалось впечатление, что он уходит от погони.
Нет света и привычного движения в вагонах. Там
говорят вполголоса и держатся подальше от окон.
Учитель. Да, всюду царит страх. Кого и чего
боятся люди?
Ученик. Они русские беженцы, спасаются от
гонения. После развала Советского Союза
оставаться на родине было опасно. Дорога их лежит
в Россию, это их теперь единственная надежда.
Учитель. Итак, дорога, четырехдневная, долгая
и утомительная, полная опасности и одновременно -
дорога жизни. Это будет для этих людей время
поиска и размышлений, раздумий и выводов. Так
решил автор. И мы, читатели, погружаясь в жизнь
героев, попытаемся почувствовать, осознать,
насколько трагично положение этих людей. А
впереди опять вопросы для размышления. О чем
думают люди, пережившие трагедию?
Ученик. Они живут сейчас в условиях
двоемирия. Их думы и мысли только о прошлом и
будущем. Прошлое страшное, мучительное, полное
страданий и слёз. (Читает эпизод "Был бы
покой...”) И будущее, которое тоже страшно, потому
что неизвестно.
Учитель. Настоящее для них пока на время
исчезло и начнется тогда, когда они "свободно
вздохнут”, увидя, что едут по территории России.
Ну это впереди. А пока... пока мы пытаемся понять,
что сталось с этими людьми. Прислушаемся к их
разговорам.
Ученик читает эпизод "Покойному разговору
женщин никто не мешал...”
В этом поезде привыкли к слезам. Эти две
женщины, мать и дочь, как и многие другие, стали
изгнанниками. Покинули поселок, где "прожили
век”, оставили родной дом, спасаясь от грабежей и
убийств. Горько расставаться с родиной, ещё
больнее осознавать, что "обрезано прошлое”,
разрушены родовые корни. "Может кладбище не
тронут. Кому оно мешает, оно хорошее... чего там,
лишь кресты”.
Учитель. Довольствуясь малым ("Слава Богу,
крыша у нас есть над головой. И кусок хлеба есть. А
чего нам ещё?), эти две женщины заботятся о
гораздо большем, духовном: как сохранить память о
своих предках, не дать погибнуть родовому дереву,
корни которого уже потревожены.
Итак, только прошлое и будущее занимает сейчас
этих двух женщин. Но жизнь многогранна и
разнообразна, и настоящее нельзя утаить, не
замечать, выбросить и отказаться от него. Оно
всегда о себе напомнит, такова философия жизни. И
вот таким настоящим станет для этих двух женщин
встреча в вагоне с маленькой девочкой.
Ученик. История этой девочки, на первый
взгляд, похожа на судьбы многих детей - беженцев.
(Читает эпизод "Женщины смотрели на неё с
печалью...”)
Дети всегда страдают больше, но трагедия этой
девочки гораздо глубже. Для матери она оказалась
обузой. И мать решила её продать. В первом
"хмельном” купе торг уже начался.
Учитель. Присмотримся к этой девочке. В ней,
по замыслу автора, спасение для многих,
оказавшись здесь по воле рока.
Ученик. "Девчушка оказалась - живость сама.
Тарахтела без умолку... с девочкой в купе
сделалось веселее. Появились заботы.” и знакомые
нам уже женщины охотно это взяли на себя. И
девочка платила им своей доверчивостью и детской
непосредственностью.
Учитель. Итак, девочка вернула этим женщинам
настоящее, которое они потеряли, а может, от
которого старались убежать. А в настоящем
оказалось в их руках жизнь и судьба этой девочки.
Ученик читает эпизод "При ребенке слёзы лить -
грех...”
Спасая девочку, мать и дочь отдали последние
свои деньги, а ведь нужно было и одежду теплую
купить, и хозяйством на новом месте обзавестись.
Учитель. Нелегко такое решение далось этим
двум женщинам. Настоящее определило для них
выбор, и они его сделали. Спасение девочки стало
знаком того, что жизнь продолжается, что древо
жизни живо, если оно способно плодоносить такими
отзывчивыми сердцами. Таков философский замысел
рассказа Б. Екимова "Продажа”.
|