Оборудование: гербарные папки,
лупы, блокноты, копалки, секатор.
I. Вступительная беседа
1. Правила поведения в природе.
2. Знакомство с требованиями,
предъявляемыми к экскурсии.
3. Явления, происходящие осенью в
природе. Обратите внимание на признаки осени –
окраску листьев, начало листопада, созревание
плодов. Давайте вспомним стихи, загадки,
пословицы об осени.
Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябина.
Там нива полная щетинится, а там
Уж озимь яркая блеснула изумрудом... Осень. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят... Со всех сторон простор осенний
Ветрам открыт,
И лист осиновый над полем
Кружась летит.
Он, как далекая планета,
Сейчас искрист:
Зеленым, желтым и лиловым
Сверкает лист.
А краешек листа зубчатый
Горит огнем...
Вот сколько красок и оттенков
В листе одном. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото одетые леса. 4. Осенние изменения в неживой природе.
В чем заключается подготовка растений к зиме?
5. Распределение учащихся по звеньям
для выполнения самостоятельной работы.
Назначение звеньевых.
II. Самостоятельная работа по
звеньям (15–20 мин)
Задания: запишите названия
плодово-ягодных деревьев (по вариантам –
кустарников, многолетних, двулетних и однолетних
травянистых растений). Какие признаки сезонных
изменений у них вы заметили? В чем состоит их
приспособленность к перенесению зимы? Соберите и
определите плоды этих растений, определите типы
плодов. Соберите для гербария листья с различной
окраской, опавшие с деревьев и кустарников.
III. Обобщающая беседа
1. Связь живой природы с изменениями
погоды.
2. Приспособленность растений к зиме.
IV. Намечаем объекты для
проведения будущих фенологических наблюдений
В 6-м классе рекомендуются клен, липа,
тополь, яблоня, рябина, клевер, люцерна,
одуванчик, чистотел.
Домашнее задание: составить отчет
об экскурсии, оформить собранные коллекции
плодов и семян, заложить гербарии для
просушивания, составить план рассказа по
результатам экскурсии, используя текст учебника
и вопросы к нему. |