Тип урока: комплексное применение знаний. Цель урока: организовать
деятельность учащихся восприятию, осмыслению и первичному запоминанию
теоретического материала о разноспрягаемых существительных. Ход урока: 1. Организационно-мотивационный этап • Раздача тетрадей, запись числа. • Тема урока • Целеполагание. Схема урока 2. Проверка домашнего задания • Проверка заполнения таблицы. • Проверка выполнения упр. 521, написание гласных о - е после шипящих в существительных в форме творительного падежа. • Проверка упр. 524, написание окончаний Р. п. мн. числа. 3. Словарный диктант: Ь после шипящих в существительных. Дифференциация: Сторож, молодежь, стриж, мышь, шалаш, ночь, ёрш, плач, глушь, тишь, камыш, плащ, луч, лещ, чертёж. Дрожь,
врач, ключ, багаж, ландыш, меч, карандаш, товарищ, калач, мяч, обруч,
рожь, дичь, вещь, малыш, мелочь, помощь, богач, речь, ложь, чиж, борщ,
течь, кумач, манеж. 4. Экспресс – опрос • Дайте определение существительного • Род, число, склонение существительных. • Ошибкоопасные окончания И – Е. 5. Актуализация • Заполнить таблицу, просклонять заданные существительные. (на доске, в тетрадь только ТЕМЯ, ПУТЬ) -----Падеж---------------- Склонение--------------------------------- ? -------------------------2-е скл.------------- 3-е скл. ------И.п.-------- -------конь---------------- храбрость-----------------темя--------------путь • Окончания каких склонений вы можете назвать у существительных ТЕМЯ, ПУТЬ? • Как вы думаете, почему существительные ТЕМЯ, ПУТЬ называются разносклоняемыми? 6. Работа с учебником • Чтение упр. 527, стр. 156. • Перечислить все разносклоняемые существительные. • Почему эти существительные называются разносклоняемыми? • Ответить на вопросы упр. 526. 7. Закрепление. • Просклонять устно слова ЗНАМЯ, СЕМЯ, ВЫМЯ, СТРЕМЯ. • Словарная работа: что такое «бремя», «стремя»? БРЕМЯ, -мени,
ср. 1. Тяжёлая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть
(книжн.). Взять на себя непосильное б. Нести своё б. Под бременем забот.
* Разрешиться от бремени (устар.) — родить. СТРЕМЯ, род.,
дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1.
Железная дужка,подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в
стремена. 2. Слуховая косточкасреднего уха (спец.). II уменыи.
стремечко, -а, ср. (к 1 знач.). II прил. стременной, -ая, -ое (к 1
знач.) и стремянный, -ая, -ое (ко 2 знач.). 8. Дифференциация • Креативный уровень: а) орфограмма № 30, стр. 526 б) упр. 529, 530 в) РР: придумать пять словосочетаний с разносклоняемыми существительными во мн.ч. • Реконструктивный уровень: а) орфограмма № 30, стр. 526 б) упр. 527, 530 • Репродуктивный уровень: а) работа с учителем над орфограммой №30 - Найдите и выделите суффикс в слове из таблицы – ТЕМЯ? - Во всех ли формах слова следует прибавлять этот суффикс? б) упр. 527 на доске, комментируемое письмо 9. Коррекция • Придумать предложения с фразеологизмами: СТРЕМЯ В СТРЕМЯ, ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ, СТАТЬ ПОД ЗНАМЯ • Исправить ошибки Время было в обрез. У тебя нет время поговорить в обрез. Сколько время прошло? 10. Рефлексия: дифференциация • Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь? • Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь? 1. Назовешь точное время 2. Скажешь: «Надо говорить – который час?» 3. Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?» 11. Домашняя работа: дифференциация • упр. ... • Выучить разноспрягаемые существительные, просклонять два существительных во мн. числе. |