1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята.
2. Повторение ранее изученного. • И так, давайте вспомним, что вы знаете об имени прилагательном. (Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Имена
прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Прилагательные
могут иметь краткую форму. В предложении имя прилагательное бывает
определением и сказуемым). • (Раздаточный материал №1). Перед вами два текста. Прочитайте сначала первый, затем второй, сравните их.
№1.
Вечер. Синь становится все незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются
по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб,
крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с
манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в
обрывах.
№2. Летний вечер. Поднебесная синь становится все
незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по
горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся
всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая
длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной
манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют
двухметровые норы в прибрежных обрывах. («Юный натуралист».) • Чем эти тексты отличаются друг от друга? Первый текст некрасочный, сухой. В первом тексте нет имён прилагательных. Второй насыщен прилагательными. • Какова тема и главная мысль? Тема – летний вечер. Главная мысль – показать красоту и тайны летнего вечера. • Какое настроение создаётся от прочтения первого и второго тестов? (1-обычное, 2- радость, спокойствие.) • Определите стиль текста №2. (художественный). • Определите тип речи. (описание) • Какой из текстов больше понравился и почему? - Попробуйте представить себе картину, описанную во втором тексте. Нарисуйте её. - За счет чего создается такая яркая, образная картина, которую легко себе представить? (За счёт имён прилагательных) - Прочитайте все прилагательные 2 текста. В чём их особенность? (придают тексту красочность, эмоциональную окраску.) -Как вы понимаете выражения звонкие сумерки, голосят лягушачьи хоры?
-
Выпишите 3-4 словосочетания «прилагательное + существительное» и
разберите их (Один из учеников на доске, остальные в тетрадях).
Какой? Каком? Какую? Летний вечер, багряном зареве, песчаную отмель.
3. Подготовка к восприятию нового (сообщение темы и цели, объяснение нового материала).
Мы приблизились к изучению одной из самых сложных тем. К пониманию
этого материала нужно подготовиться. Со¬берите все свои силы, всё
внимание - и вперёд, к новым исследованиям и открытиям. Объявляю
путешествие. Готовность №1. Цель поездки - знакомство с
малоисследованным уголком замечательного города Имя Прилагательное.
Уголок этот, почти тупик, называется... Все прилагательные, живущие там,
объединены в три группы. Но самое неприятное состоит в том, что группы
эти подвижны и изменчивы: сегодня здесь, а завтра там. Группы эти в
науке называются разряды. Так вот, прилагательные, оказывается, очень
непостоянны и скачут с места на место, в зависимости от значений или
даже оттенков значений. Разберёмся в этом. Ребята, перед вами примеры, продолжите ряд:
Величина: большой, …маленький, огромный. Возраст: молодой, …старый, юный. Вес: лёгкий, …тяжёлый. вид: красивый, … страшный, свойства: умный, …образованный, глупый. оценка: хороший, … плохой.
-
Каждое из этих прилагательных имеет свою противоположность, то есть
может сравниться с другим. По величине можно быть больше или меньше, по
возрасту моложе или старше, по весу легче или тяжелее, по виду красивее
или безобразнее, по характеру умнее или глупее, по цвету ярче или
бледнее. Именно признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в
первую группу. Ребята, подумайте, что обозначают все эти слова?
Называют качества. Верно, и так, первый разряд имён прилагательных называется «Качественные прилагательные». (Таблица) • Упражнение «Четвёртое лишнее» (раздаточный материал №2). Из каждой строчки выберите лишнее прилагательное, обоснуйте ответ. Тихий, тонкий, предосенний, сухой; Жёлтый, чёрный, бледный, песчаный; Подземный, тёмный, звонкий, смутный. Лишнее: предосенний, песчаный, подземный. Все остальные означают качества. - Правильно. Подумайте, что означают лишние слова. Предосенний – время (перед осенью) Песчаный – материал (из песка) Подземный - место (подземный) • Такие прилагательные относятся к разряду, который называется «относительные прилагательные» (таблица). • Упражнение. Замените существительные прилагательными. Уши зайца – Заячьи уши. Лапы лисы – Лисьи лапы. Хвост вороны – Вороний хвост. Глаза папы – папины глаза. Лапы таракана – тараканьи лапы.
- Как вы думаете, что обозначают такие имена прилагательные? Принадлежность
к чему-то, кому-то. Такие прилагательные относятся к притяжательным
прилагательным. По их имени нетрудно догадаться об их сути: они
обозначают признак предмета по его принадлежности кому-нибудь. Для них
специально существуют вопросы чей? чья? чьё? (таблица).
4. Первичное закрепление. • (Раздаточный материал №3). Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные, укажите разряд.
Это
объявление нельзя писать … карандашом.(простым – кач.) Дай мне …
карандаш.(красный – кач.) На праздник неудобно идти в …
платье.(шерстяном – относит.) Надень … платье.(мамино – прит.) Недавно
на улице построили … дом.(новый – кач.) Мы в него переехали из …
дома.(деревянного – относит.)
• (Раздаточный материал №4). Укажите разряд прилагательных по значению. Заячий
след (отн.), заячий характер (кач.), заячий выводок (притяж.); гусиное
перо (относит.), гусиная кормушка (притяж.), гусиная походка (кач.);
волчья стая (относит.), волчий аппетит (кач.), волчье логово (притяж.);
лисья нора (притяж.), лисья шуба (относит.), лисья хитрость (кач.).
•
(Раздаточный материал №5). Прочитайте пословицы, разберём, каково их
значение. Выпишите прилагательные из пословиц в три колонки в
зависимости от разряда. 1. Неопытный повар всегда винит печь. 2.
Золото, как ни черни, чёрным не станет. З. Деньги берут за лисий мех, а
не за лисью нору. 4. Рыбу соломенной сетью не ловят. 5. Ложь на
тараканьих ножках ходит. 6. Не верь в доброту волчьего сердца. 8.
Никогда кривая дорога не бывает хорошей. 9. По птичьему следу не
узнаешь, куда птица улетела. 10. Над бабушкиной избушкой висит хлеба
краюшка.
Качественные Относительные Притяжательные неопытный лисий Лисью тараканьих соломенной Птичьему чёрным бабушкина волчьего кривая хорошей
• Вернёмся к нашему тексту про летний вечер. Выпишите прилагательные, укажите разряд.
5. Итог. Что нового вы узнали об имени прилагательном?
6.Д/з. Подберите пословицы, поговорки или загадки, чтобы в них были качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
6. Орг. момент. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо, до свидания.
|