Цель урока: дать представление о значении общества для человека.
Дидактические материалы: раздаточный материал «Всем детям нужна...», текст рассказа Р. Брэдбери «Каникулы» (сокращенный вариант).
ЭТАПЫ УРОКА
I. Практическое задание
Учитель раздает ученикам карточки раздаточного материала «Всем детям
нужна...» и предлагает вставить вместо точек пропущенные буквы, чтобы
получились слова, перечисляющие важные для детей права.
II. Беседа
Учитель:
— Слышали ли вы о людях, которые живут отдельно ото всех, в одиночестве, например, в лесу, на острове? (Да, слышали.)
— Много ли таких людей? (Нет, не очень.)
Они так сами захотели — жить отдельно? (Кто-то сам, а у кого-то так вышло, работа такая.)
— А как вы думаете, скучно ли таким людям без других людей, без общества? (Наверное.)
— А кто-нибудь из вас хотел бы жить один?
— Сегодня мы обсудим, почему и зачем люди живут вместе. Но сначала я
прочитаю вам историю одной семьи, как ее написал американский
писатель-фантаст Р. Брэдбери.
«Мужчина, его жена и семилетний сынишка сидели на берегу моря и смотрели на воду.
— Мы одни, папа? — спросил мальчик.
— Да.
— И больше никого, нигде?
— Больше никого.
— А прежде на свете были люди?
— Зачем ты все время спрашиваешь? Это было не так уж давно. Ты и сам помнишь.
— Плохо помню. — Мальчик просеял между пальцами горсть песка. — Людей
было столько, сколько песка тут на пляже? А что с ними случилось?
— Не знаю, — ответил мужчина, и это была правда.
...В одно прекрасное утро они проснулись, и мир был пуст. А дело было так. Как-то вечером он сидел с женой на террасе и сказал:
— А замечательно было бы... проснуться завтра — и во всем мире ни души, начинай все сначала!
— Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал? — спросила жена.
— Наверное, да. Только без насилия. Пусть просто все исчезнет с лица
Земли, оставив только саму землю, и моря, и все, что растет — цветы,
траву, плодовые деревья. И животные пусть остаются. Все оставить, кроме
человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток,
хотя его никто не задевает.
— Но мы-то должны остаться. — Жена тихо улыбнулась.
— Хорошо было бы. — Он задумался. — Впереди сколько угодно времени.
Самые длинные каникулы в истории. Только ты, я и Джим. Взять корзину с
сэндвичами, три бутылки воды, дальше, как понадобится, пополнять запасы в
безлюдных городах, и впереди нескончаемое лето...
Долго они сидели молча на террасе. Наконец она спросила:
— А нам не будет одиноко?
Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была
просто-напросто лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков,
маргариток, вьюнков. Сначала они приняли это удивительно спокойно. Муж
встал с кровати, выглянул в окно и равнодушно, словно речь шла о погоде,
заметил:
— Все исчезли.
Он понял это по звукам, которых город больше не издавал. Они завтракали
не торопясь, потому что мальчик еще спал, потом муж выпрямился и сказал:
— Теперь мне надо придумать, что делать.
— Что делать? — спросила жена. — Разве ты не пойдешь на работу?
— Ты все еще не веришь, да? — Он засмеялся. — Не веришь, что я не буду
каждый день выскакивать из дома в десять минут девятого, что Джиму
больше никогда не надо ходить в школу? Все занятия кончились! Больше
никаких карандашей, никаких книг. Пошли! — И он повел ее по пустым и
безмолвным улицам города. — Они не умерли, — сказал он. — Просто ушли.
— А другие города?
Он зашел в телефонную будку, набрал номер Чикаго, потом Нью-Йорка, потом Сан-Франциско. Молчание. Молчание. Молчание.
— Все, — сказал он, вешая трубку.
— Я чувствую себя виноватой, — сказала она. — Их нет, а мы остались.
И... я радуюсь. ...Никакой трагедии нет. Они исчезли. И теперь мы никому
и ничем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми.
...Сейчас, сидя на берегу моря, муж рассматривал атлас и говорил:
— Через месяц, в мае, доберемся до города Сакраменто, потом двинемся в
Сиэтл. Пробудем там до первого июля, июль — хороший месяц — в
Вашингтоне, потом, как станет холоднее, обратно. Здесь поохотимся, там
порыбачим. Когда-нибудь пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом
давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут — находка...
Он смолк и хотел уже захлопнуть атлас, но что-то светлое мелькнуло в
воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый
комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его
лицо. Глаза его подозрительно блестели, и по одной щеке тянулась
влажная дорожка. Она ахнула. Взяла его руку и крепко сжала. Он стиснул
ее руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:
— Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то
образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум, гам, ненависть,
ужасы и кошмары, злые люди и бестолковые дети, суета, надежды, чаяния и
любовь. Правда, было бы хорошо?
Она подумала, потом кивнула. И тут оба вздрогнули. Потому что между
ними, держа в руке бутылку из-под воды, стоял их сын. Лицо мальчика было
бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца там, где оставила след
слезинка.
— Ты... — сказал он и вздохнул. — Тебе, папа, тоже не с кем играть?
Жена хотела что-то сказать. Муж хотел взять руку мальчика. Мальчик отскочил назад.
— Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны!
Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами.
Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.
— Не надо, оставь его.
И тут оба оцепенели. Потому что мальчик на берегу, не переставая
плакать, что-то написал на клочке бумаги, сунув клочок в бутылку,
закупорил ее железным колпачком, размахнулся, и бутылка, описав крутую
блестящую дугу, упала в море.
«Что, — думала мать, — он написал на бумажке?»
Бутылка плыла по волнам. Мальчик перестал плакать. Потом он отошел от
воды и остановился около родителей, глядя на них так, словно он
примирился со временем, стихиями и этими людьми. Они смотрели на него,
смотрели дальше, на залив и затерявшуюся в волнах светлую искорку —
бутылку, в которой лежал клочок бумаги с каракулями.
«Он написал наше желание? — думала женщина. — Написал то, о чем мы сейчас говорили, нашу мечту?»
III. Подведение итогов
Учитель:
— Как вы думаете, ребята, что написал мальчик в своей записке? (Он просил, чтобы вернулись люди.)
— А что вы написали бы на его месте? (Наверно, то же самое.)
— Для чего люди нужны друг другу? (Одному просто не выжить, ведь нельзя в
одиночку ни дом построить, ни еду запасти, ни инструменты заготовить,
ничего.)
— Как можно выразить одним предложением чувства после такого рассказа? (Сказать спасибо, что человек не одинок.)
|