Тип урока: Урок изучения новых знаний
Цели урока:
1.Дать представление о членистоногих как об одной из
наиболее организованной
группе
беспозвононочных животных, об их классификации.
Раскрыть особенности внешнего
строения ракообразных в связи со средой обитания
2.Продолжить формирование умений работать с
биологическими объектами при выполнении лабораторной работы, делать выводы,
вытекающие из лабораторных наблюдений.
3.Прививать любовь к природе, понимание
необходимости ее охраны.
План урока: I.
Изучение нового материала (37 мин)
II. Закрепление (5мин)
III. Домашнее задание. Подведение итогов урока (3мин)
Методы обучения: По источнику знаний - словесные, наглядные, практические. По логике
изложения - индуктивные. По способу мышления учащихся – репродуктивные,
проблемно-поисковые. По способу управления деятельностью учащихся – работа под
руководством преподавателя.
Средства обучения: Коллекции членистоногих. Коллекция «Речной рак». Таблицы по зоологии.
Аппликация «Классификация животных». Интерактивная доска.
Формы работы: Индивидуальная,
парная. Фронтальная.
Ход урока
1.
Изучение нового
материала.
А. « Мозговая атака»: что мы
знаем о членистоногих, о чем говорит название этой группы животных? На основе
ответов заполняется 1 графа таблицы (учитель
пишет на интерактивной доске, а ученики в тетради).
Тип членистоногие.
Что мы знаем о
членистоногих?
|
Морфофизиологическая
характеристика членистоногих.
|
1
2
|
1Наличие эластичной прочной
хитиновой кутикулы
2Сегментированное тело
делится на отделы
3.Членистые конечности
4.Классы: ракообразные,
паукообразные, насекомые, многоножки.
|
После обсуждения информации о
членистоногих с использованием таблиц и коллекций, учитель открывает вторую
половину таблицы, закрытую «шторкой». Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.
Б. «Мозговая атака»: что мы
знаем о ракообразных? На основе ответов учащихся заполняется 1 графа таблицы
(на интерактивной доске и в тетрадях). После беседы с учащимися с использованием
таблиц, коллекций учитель открывает
вторую половин таблицы, закрытую (шторкой). Учащиеся переносят таблицу в
тетрадь.
Класс ракообразные
Что мы знаем о
ракообразных?
|
Морфофизиологическая
характеристика класса ракообразных.
|
1.Строение тела
2.Покров тела
3.Органы головы
4.Строение конечностей
5.Среда обитания
6.Образ жизни
|
1. Головогрудь и брюшко.
2.Прочная хитиновая
кутикула, пропитанная солями кальция, железа, кремния.
3.На голове видоизмененные
конечности: антеннулы, антенны, мандибулы (верхние челюсти), 2 пары
максилл(нижние челюсти).
4.Множество членистых
конечностей, мультифункциональных.
5,6.Донные или планктонные
жители всех типов водоемов. Около 40 тысяч
видов.
|
В. Выполнение лабораторной
работы по инструктивной карте.
Лабораторная работа.
«Внешнее строение речного рака»
Цель: на примере строения речного рака определить
характерные признаки класса ракообразных
1.
Рассмотрите речного рака. Чем покрыто тело
рака?
2.
Найдите отделы
тела рака: головогрудь и брюшко, борозду между головной и грудной частями.
3.
На голове найдите
органы чувств: глаза, антенны и антеннулы, ротовые органы.
4.
Установите особенности строения конечностей
рака, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются, какую
функцию выполняют.
5.
Рассмотри брюшко,
какое строение оно имеет?
6.
Заполните
таблицу:
Особенности внешнего строения рака
Признаки
|
Особенности строения и выполняемые функции.
|
1.Покров тела.
2. Размеры тела.
3.Отделы тела.
4.Органы головогруди брюшка
|
|
7.Сделайте
вывод о признаках класса ракообразных на примере строения речного рака.
Г.Сравнение речного рака с
кольчатыми червями. Формулирование выводов о родстве этих животных. На основе
вывода о родстве кольчатых червей и ракообразных подведение учащихся к выводу о
происхождении ракообразных от древних кольчатых червей.
2.Закрепление нового
материала. Учащиеся под руководством учителя делают вывод:
Речной рак – типичный
представитель класса ракообразных типа членистоногих, имеет характерные для
класса и типа черты строения:
А.хитиновый покров, членистые
конечности(признаки типа).
Б.отделы тела головогрудь и
брюшко.
В.множество конечностей, (5
пар ходильных членистых конечностей- у десятиногих).
Г.2 пары усиков: антенны и
антенуллы.
3.Домашнее задание. Текст
учебника стр. 115-117. Повторить внутреннее строение дождевого червя.
Подведение итогов урока (выставление оценок активным учащимся)
|