Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 28.04.2024, 06:58:01
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Реформа 1861г.
27.04.2011, 13:21:26

ТЕМА УРОКА: Реформа 1861г.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА: беседа с элементами самостоятельной работы.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • 1. Сформировать представление о причинах отмены крепостного права в России; сформировать представление о сущности основных положений крестьянской реформы 1861г., значения отмены крепостного права.
  • 2. Продолжить развитие навыков работы с документами; умение анализировать статистические данные, таблицы;
  • 3. Воспитание патриотизма и любви к Родине, акцентировать внимание учащихся на нравственном аспекте реформы.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник О.В.Волобуева «Россия и мир», стенд « История в лицах», Схема центральных и местных учреждений России, занимавшихся подготовкой крестьянской реформы, таблица Основные положения реформы 19 февраля 1861г., статистическая таблица, проверочные тесты.

ВПС: «Российское государство в первой половине XIX века», «Внешняя политика России в середине XIX века – Крымская война».

Основные понятия: объективные и субъективные причины отмены крепостного права, смягчение политического режима, временнообязанные крестьяне, отрезки, мировые посредники.

Персоналии: Александр II, великий князь Константин Николаевич, Ростовцев Я.И. Милютин Н.А.

Основные даты: 1855-1881гг.- правление Александра II; 19 февраля 1861г.- подписание Манифеста об отмене крепостного права. (Учащиеся получили опережающее задание подготовить материал о воспитании Александра II.)

 

 

ХОД УРОКА

План урока:

  • 1. Личность Александра II.
  • 2 Подготовка реформы.
  • 3 Отмена крепостного права.
  • 4 Историческое значение и итоги реформы.

Крепостное право – пороховой погреб самодержавия.

А.Х. Бенкендорф.

Вступительное слово преподавателя: Реформы 60гг. самое знаменательное событие в истории XIXвека и первая из них отмена крепостного права.

Крепостное право, по словам Бенкендорфа А.Х, пороховой погреб самодержавия, который может взорваться в любой момент. Наша задача с вами выяснить во время урока так ли это? Кто и что сделал, чтобы не допустить этого взрыва?

1. 18 февраля 1855г. при загадочных обстоятельствах умирает император Николай I. На престол Российского государства вступает новый император Александр II. Каким он был человеком? Был ли он способен провести назревшие в стране реформы? Ответы на эти вопросы мы можем найти в детстве Александра, в его воспитании.

Учащиеся подготовили нам материал о воспитании наследника престола.

рассказывают о воспитании Александра II.

В чем отличие подготовки к царствованию Александра II и его отца НиколаяI?

Преподаватель: Александру было уже 36 лет, когда он занял трон. Первым шагом правления нового императора было заключение тяжелого, но необходимого для России Парижского мирного договора, и прекращение Крымской войны.

2. С вступлением на престол Александра II постепенно общественный климат в стране начинает меняться. Общество почувствовало либеральность нового царя. В России наступает «оттепель» - смягчение политического режима. В 1856-1857гг. правительство вернуло из ссылки декабристов и петрашевцев. Они разъехались по городам России и приняли деятельное участие в подготовке крестьянской реформы. В 1858г было разрешено печатать статьи по крестьянскому вопросу. На раннем этапе общественного движения общество было ещё единым. Главная цель – освобождение крестьян.

И всё же если бы не личная воля царя, крепостная система могла и дальше существовать в России, кроме того, большинство помещиков выступали против отмены крепостного права.

В своей решимости освободить крестьян Александр II руководствовался разными соображениями. Сейчас разберем, какие это были причины.

Вспомните, какое внешнеполитическое событие показало императору, что крепостное право необходимо отменить?

Откройте учебник О.В.Волобуева «Россия и мир» стр. 316-317 найдите, какие еще причины были у Александра II, чтобы отменить крепостное право?

Преподаватель: В 1856г. Александр выступает перед московским дворянством ( зачитать раб. тетр. «Россия во второй половине XIX века»

В.Кириллов Стр5.) Как мы видим Александр отнюдь не либерал, он разделял убеждения своего отца, но он прагматик, т.е. человек, который превыше своих убеждений ставил решение самых насущных задач в соответствии с духом времени. Вернемся к выступлению перед дворянами.

Как вы поняли выражение Александра об отмене крепостного права «свыше, нежели снизу»?

Преподаватель: Правительство, стремясь решить острейшие общественные противоречия, пошло не по пути ужесточения режима, а изобрело тактику « упреждающей реформы». Кроме того Александр, проводя реформу, пытался решить и внешнеполитические задачи.

Какие? Найдите в учебнике ответ.

Преподаватель: Александр II проявил волю и, в постоянной борьбе с консерваторами, ему удалось опереться на либерально мысливших представителей государственного чиновничества, которые помогли проводить реформы. Среди них на первых ролях оказался брат царя великий князь Константин Николаевич, тетя царя Елена Павловна, один из руководителей Главного комитета по крестьянскому вопросу Я.И.Ростовцев, его коллега Н.А.Милютин, военный министр Д.А.Милютин. ( Подробнее об этих людях вы можете узнать, прочитав информацию на стенде «История в лицах»).

Обратите внимание на схему подготовки крестьянской реформы

Почему император в центре схемы?

Какие учреждения занимались подготовкой крестьянской реформы?

3. Преподаватель: Итак, подготовка реформы приобрела необратимый характер. 19февраля 1861г. в годовщину вступления на престол Александр II подписал Манифест о даровании свободы крепостным крестьянам: « Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». Также были подписаны «Положения». Всего документов по реформе было около 20.

Познакомьтесь с основными положениями реформы самостоятельно, заполните таблицу по учебнику стр. 317-319. А затем проанализируем основные условия освобождения крестьян.(10мин)

Заполнение таблицы

Основные условия освобождения крестьян

Место для ответа

1. Какие гражданские права получили крестьяне


2. Сельские общества крестьян


3. Мировые посредники, их роль и полномочия


4. Какие наделы земли получили крестьяне:

а. черноземных губерний

б. нечерноземных губерний


5. Повинности крестьян


6. Выкупные сделки и платежи


Анализ работы: 1. Какие гражданские права получили крестьяне?

2. На каких условиях получили землю?

3. Посмотрите по таблицы как изменились

размеры крестьянских наделов после реформы 1861г

губернии

находились в пользова-нии бывш. помещеч. кр-н до 1861 г ( в т.дес)

отведено им в надел

( в тыс.десятин)

Увеличение (+) или (-) уменьшение размеров кр-ого землеполь-зования после 1861 г.

В т.десят.

В %

Астраханская

45.8

52.1

+ 6.3

+13.8

Владимирская

1289.1

1130.7

-158

-12.3

Вологодская

500.9

507.8

+6.9

+1.4

Воронежская

730.5

572.9

-157.6

-21.9

Почему крестьяне Астраханской губернии получили земли в пользование больше, чем было у них до реформы?

Как эти участки называли?

3.а Крестьяне, каких губерний получили меньшие наделы? Почему?

3.б Как назывались отобранные у крестьян участки?

Перечислите повинности крестьян? Кого называли

временнообязанными?

Как осуществлялись выкупные сделки и платежи?

4. Давайте вместе подведем итоги.

Как вы думаете, для дальнейшего развития страны эта реформа сыграла положительную роль, или не сыграла ни какой, а может даже и отрицательную?

Ответ: Реформа открыла перед Россией возможности быстрого капиталистического развития, конституционного развития.

Но в то же время реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки - земля оставалась собственностью помещиков, крестьяне не получили в собственность землю, а значит, не имели возможности перестроить свое хозяйство по-новому.

Преподаватель: совершенно верно и это в дальнейшем вызовет серьёзную социальную проблему. Но главный итог реформы – нравственный. В чём нравственное значение реформы?

Ответ: было отменено крепостное рабство, крестьяне стали свободными людьми.

Преподаватель: какие у вас возникли вопросы по изученному материалу?

Для закрепления выполняем проверочный тест.

«Отмена крепостного права в России»

1.На каких условиях реформа 1861г. Предоставляла землю крестьянам?

  • а) полностью за счет государственной казны;
  • б) бесплатно;
  • в) за выкуп при содействии правительства.

2.Что получили крестьяне в 1861г?

  • а) свободу от государственных повинностей;
  • б) личную свободу;
  • в) право выхода из крестьянской общины.

3.Какие крестьяне считались временнообязанными?

  • а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;
  • б) крестьяне сибирских губерний;
  • в) государственные крестьяне.

4.Что такое отрезки?

  • а) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;
  • б) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861г;
  • в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в1861г. нормой;

5.Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861г крестьянин единовременно должен был внести 20 – 25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?

  • а) государство;
  • б) земство;
  • в) помещики.

6.Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?

  • а) 70 лет;
  • б) 10 лет;
  • в) 49 лет.

7.До реформа1861г. Крестьянами управляли помещики. Кто выполнял эти функции после отмены крепостного права?

  • а) специально назначенные правительственные чиновники;
  • б) мир, или сход, во главе со старостой;
  • в) староста, избираемый сходом.

Взаимопроверка: обменялись выполненными тестовыми заданиями. Ответы я читаю, вы ставите за правильный ответ 1балл.

Домашнее задание:1. Подумайте, как крестьяне восприняли реформу?

Почему?

2. Почему крестьянская реформа считается самой важной в цепи преобразований Александра II? Комментирование и выставление оценок за урок.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Носик | Теги: урок истории, поурочные планы, открытый урок, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 1938 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0