Знание особенностей семьи позволит классному
руководителю более точно предупредить и корректировать изъяны семейного
воспитания. 1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто
одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в
такой семье характеризуется холодностью, безразличием. Для
достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить
следующую стратегию: - Расположить мать к себе, заручиться доверием,
если она отнесется настороженно, не спешить обижаться; - Попробовать
посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и
контролировать свое к ней отношение; - Заинтересовать судьбой
подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее; -
Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному
желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в
душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении
повседневных жизненных проблем. Попробовать открыться ребенку,
рассказать ему о планах своей личной жизни.
2. Семья, где
господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило,
употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная
ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача
классного руководителя – терпеливо, без назидания и упреков доказать
родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить
внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за
отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей
пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в
изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в
более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать,
установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической
неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают
детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают
значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного руководителя – сформировать у родителей потребность в
педагогических знаниях через проведение с ним консультаций, включение в
систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. И
еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных
родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному
благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило,
растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти
качества поощряют.
Задача классного руководителя – изменить
ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать
внутренним духовным миром. Хорошо помогает «дипломатический подход» при
встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие,
опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни
других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.
5.
Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования,
граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто
физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут
жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя –
доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным,
отказываться от действий с позиции силы, относиться к нему как к
человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что
терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
|