Цель:
закрепить изученное о жанре публицистики - репортаже,
его отличии от информационной заметки;
развивать творческие способности учащихся: умение
трансформировать текст-повествование в репортаж, создавать фрагменты репортажа,
осуществляя выбор и организацию языковых средств;
учить работать в группе: адекватно оценивать свои
возможности и способности, учиться общаться;
закрепить умение работать с дискетой: вставить,
открыть, найти нужный документ;
развивать умение выполнять форматирование текста:
а) найти,
выделить и подчеркнуть нужную информацию;
б) удалить
лишнюю информацию;
в) вставить
заголовок в начале текста;
г) сохранить
изменения в тексте;
Оборудование:
1). Дискеты с заданиями для работы в парах и
индивидуально. 2). Раздаточные материалы: деформированный текст, разрезанный
на отдельные предложения, памятка «Как работать в
группе»,
карточки-задания для групповой работы.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. 2.Учитель русского
языка:
Наш урок посвящен одному из распространенных жанров
публицистики -репортажу. Повторить изученное о репортаже поможет следующее
задание: из набора предложений составьте текст (раздаются наборы предложений
каждому учащемуся):
1).Отличие репортажа от информационной заметки состоит
в том, что он отличается документальностью, ярко выраженным отношением автора к
происходящему. 2). Различают следующие виды репортажа: текстовой и
фоторепортаж, телерепортаж и радиорепортаж, репортаж-описание и
репортаж-повествование. 3). Он представляет из себя рассказ очевидца с места
события. 4). В репортаже освещается важное общественное событие, к которому
нужно привлечь внимание. 5). Репортаж -распространенный газетный жанр. 6).
Нужно отличать репортаж от информационной заметки.
Получившийся текст зачитывается учащимися, в случае
необходимости
Беседа: - Посмотрите внимательно, какая информация о репортаже
опущена в тексте?
В каком стиле речи строится репортаж?
Назовите структурные части репортажа. В чем
особенность зачина?
Какие типы речи используются в центральной части
репортажа?
Как называется профессия человека, ведущего репортаж?
Как отличить репортаж от информационной заметки? Что
значит понятие «документальность» ?
Форму какого времени глагола нужно использовать, чтобы
создать впечатление сиюминутности происходящего?
З.Целеполагание:
Учитель русского языка:
- наша задача - не только повторить все изученное о
репортаже; сегодня мы, опираясь на исходный текст- повествование, будем строить
репортаж, создавать зачин к данному репортажу, опираясь при этом на знание
композиции репортажа и языковых средств. При этом вам придется работать в парах
и группах, учиться сотрудничать друг с другом, понимать друг друга, одним
словом, общаться.
Учитель информатики:
- сегодня мы закрепим умение работать с дискетой:
вставить, открыть, найти нужный
документ; кроме этого закрепим умение форматировать текст. Что это значит?
Такие операции, как подчеркнуть нужную информацию в тексте, выделить ее,
удалить, напечатать заголовок к тексту, - это и есть форматирование текста.
Учитель русского языка: сейчас вам предстоит работать
в парах и группах. Вам помогут в этом добрые советы.
4. Работа
с памяткой «Как работать в группе».
1 .Будь уважителен и добр к каждому члену группы.
Выслушивай каждого. Говори по существу.
Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните,
все ли каждому понятно в нем?
Обсудите поставленный вопрос или задание.
Сформулируйте ответ точно и грамотно.
4.При необходимости разделите задание между членами
группы.
Аккуратно запишите ответы на черновике.
Если встретятся затруднения, обращайтесь за
разъяснением к учителю или товарищу.
ВНИМАНИЯ!
ТЕРПЕНИЯ! УДАЧИ! 5. Работа в парах и группах.
За компьютером работают три пары по 10 минут.
ЗАДАНИЕ № 1:
Внимательно прочтите текст. В нем соединились два
газетных жанра, освещающих одно и то же событие. Откорректируйте текст, чтобы у
вас получился репортаж. Озаглавьте свою работу (заглавие напечатайте над
текстом). Подчеркните в тексте моменты, подтверждающие документальность
происходящего.
Я стою у кромки океана. Волны одна за другой
вздыбливают свои вершины. Океан кричит, грозит и .. .ласково шелестит у ног. Сюда мы приехали с праздничного
парада. В маленьком шотландском городке Саутгемптоне состоялось карнавальное
шествие, посвященное Дню независимости. Организаторы приложили столько выдумки.
В празднике приняли участие шотландские фермеры, пожарники, оркестры, все
жители этого городка. Первыми после выхода Мэра Саутгемптона по главной улице
шествуют самые уважаемые горожане - пожарники. Гудят, блестят медью машины,
пожарные в ярких пиджаках строго вышагивают рядом. Интересуюсь у стоящего рядом
полисмена: «Сэр, сколько у вас пожарных»? «В нашей округе около 40 команд», -
гордо ответил он. Следом за пожарными по улице шагают шотландские оркестры.
Затем показываются семейства фермеров. Они, как настоящие ковбои, верхом на
лошадях, в широкополых шляпах. Еще в колонне идут ветераны войны, члены клуба
собаководов, спортивные команды. Словом, все жители Саутгемптона, которые
где-то учатся, где-то работают, чем-то увлекаются. Праздник!
ковбой - в Северной Америке: пастух, пасущий стада
верхом.
В ходе работы учитель информатики дает консультацию
учащимся.
ЗАДАНИЕ № 2: (за столами группа из трех человек работает на
черновиках).
Прочитайте внимательно сочинение ученика. Составьте и
запишите зачин к данному репортажу. Озаглавьте его.
Мы с бабушкой попадаем в переполненный народом
вестибюль. Поднимаемся по широкой лестнице. Мне кажется, что все говорят
слишком громко. Сколько картин, знакомых по книгам и журналам. Узнаю их издали,
как старых друзей. Я спешу из одного зала в другой, от одного художника к
другому, не скрывая своего восхищения, восторга.
Вот молодой человек замер в каком-то сладком
оцепенении перед «Золотым плесом» Левитана. А вот девушка задумчиво смотрит на
«Аленушку» Васнецова. Здесь все, как в другом мире...
В следующее воскресенье я снова приду в картинную
галерею.
вестибюль - большое помещение перед входом во
внутренние части какого-нибудь
общественного здания
Левитан, Васнецов - русские художники
галерея - музей, помещение для выставки картин
Консультирует учитель русского языка.
6. Затем следующие трое учащихся работают за компьютерами
(10
минут).
ЗАДАНИЕ №3:
Прочитай те начало репортажа, Подчеркните те части
текста, в которых указывается, что, где и когда произошло. Попробуйте по
данному началу озаглавить репортаж. Напишите варианты заголовков.
Этим летом мне посчастливилось совершить поездку в
город Балтимор. Теперь я знаю, где живет Кинг-Конг. В городе Балтиморе, на
крыше музея - научного центра специальных эффектов.
Вместо билетов здесь прикрепляют к тебе наклейку с
фирменным знаком. У входа предупреждают: «Трогать руками...можно все»! Вот это
музей! Детвора горохом рассыпалась по трем этажам. Экспонатов - масса. Учитель информатики дает
консультацию учащимся.
ЗАДАНИЕ № 4: (за столами работают две группы по 3 человека на
черновиках).
Опираясь на данный текст - повествование, составьте
небольшой репортаж о том, как вы побывали на фабрике беловых товаров, где
изготовляют обыкновенные ученические тетради. Не забудьте озаглавить свой
репортаж.
Миллион тетрадок для миллиона школьников каждый год
выходят из цехов тетрадочных фабрик. Они называются фабриками беловых товаров.
Интересно смотреть, как на ваших глазах машина-великан превращает громадные
рулоны бумаги а аккуратные тетрадки.
Перво-наперво принимаются за дело машины-ножницы. Они
мигом разрезают бесконечную длинную бумажную ленту на ровные большие, с
простыню, листы.
Потом наступает очередь машины-линейщицы. Ее
обязанность разлиновать бумагу то в косую линейку, то в одну линейку, то в
клеточку.
Большой разлинованный лист машина режет на листики
помельче и, отсчитав ровно шесть, сама вкладывает каждую шестерку в обложку.
Теперь очередь за малым. Остается перегнуть листы
пополам, чтобы получилась тетрадка. Швейная машинка, которая шьет
металлическими скобками, скрепляет эти листы.
И тетрадка готова!
(по Г.Юрмину).
Консультирует учитель русского языка.
7. Итоги урока. Учитель русского языка:
Что интересного было на уроке?
Что получилось, какие встретились трудности?
Чем интересен жанр репортажа?
Учащиеся сдают дискеты с выполненными заданиями
учителю русского языка, оценки будут объявлены на следующем уроке.
Учитель информатики подводит итоги, оценивает успехи
учащихся.
8.Домашнее задание:
Перенести в тетрадь по развитию речи записи с
черновиков.
|