Цель урока:
- обучающая – научить применять
компьютерную информационную технологию
обработки числовой информации на примере
поведения фирмы?монополиста, максимизирующей
прибыль;
- развивающая – содействовать развитию
экономического мышления через анализ поведение
фирмы-монополиста; выбирать программное
обеспечение для решения конкретных
экономических задач развивать образное
мышление, развивать мыслительные операции
обобщения и систематизации;
- воспитывающая – воспитывать гуманные
отношения на уроке (т. е. отношение к другим
людям через товарищество, дисциплинированность,
вежливость, ответственность, честность),
повысить активность творческой деятельности
учащихся.
Этапы урока:
I. Организационный
– приветствие учащихся;
– проверка готовности к уроку;
– организация внимания.
II. Сообщение темы урока, постановка цели и
задач урока:
1. Сообщение темы урока.
2. Постановка цели урока – сегодня на уроке вам
предстоит построить модель расчета оптимального
объема выпуска товаров фирмой-монополистом
средствами компьютерной информационной
технологии, для этого необходимо применение
знаний, полученных на уроках экономики и
информатики;
3. Постановка задач урока:
- повторение основных понятий, связанных с
оптимизацией объема производства
фирмы?монополиста;
- повторение алгоритма построения графика
функции в электронных таблицах Microsoft Excel;
- применение программы Microsoft Excel для расчета
объема производства, максимизирующего прибыль и
оптимальной цены товара.
III. Актуализация опорных знаний:
Учащимся предлагается система вопросов по
экономике, связанных с поведением
фирмы?монополиста в условиях совершенной
конкуренции:
1.
Вопросы по экономике
- Что такое фирма?
- Какая фирма считается экономически
эффективной?
- На каких рынках по степени конкуренции могут
действовать фирмы?
- Какую фирму можно назвать фирмой?монополистом?
- Какие две главные задачи решает
фирма?монополист?
- Какой объем производства является оптимальным?
- В чем заключается условие максимизации прибыли?
- Чему равна максимальная прибыль
фирмы?монополиста?
Итог: Итак, фирма?монополист находит
оптимальный объем выпуска товаров, приравнивая предельную
выручку предельным затратам MR
=
MC MR
– от англ. marginal revenue (предельнная
выручка); MC
– от англ. marginal costs (предельные
затраты).
Функции спроса, предельной выручки и
предельных затрат представлены графически:
Равенство предельной выручки и предельных
затрат есть точка пересечения кривой предельной
выручки MR и кривой предельных
затрат MC. Точку пересечения
этих кривых проецируем на ось абсцисс и, таким
образом, получаем оптимальный объем
Q* выпуска товаров
фирмы?монополиста.
Затем нужно установить цену, при которой
потребители купили бы не меньшее количество
товара. Полученный оптимальный объем Q*
проецируем на кривую спроса (кривая P(Q)),
получаем точку, которую необходимо проецировать
на ось ординат – в результате получаем оптимальную
цену P*, установив ее,
монополист будет получать максимально возможную
прибыль.
2. Вопрос учащимся:
«Возможно ли
построить график функции кривой спроса P(Q) с
помощью компьютерных информационных
технологий?»
Алгоритм построения графика функции в Excel (составляется
совместно
с учащимися и выводится на экран)
- Построить таблицу значений.
- Выделить построенную таблицу
- Запустить мастер построения диаграмм (Вставка
– Диаграмма или соответствующая кнопка на
панели инструментов
- Выбрать тип диаграммы
- Пройти все шаги мастера, заполняя
соответствующие поля.
Далее выполняется построение графика функции
кривой спроса P(Q) в электронных таблицах Microsoft Excel,
если информация о спросе на продукцию некоторой
фирмы представлена следующей таблицей (см.
Алгоритм построения графика функции в программе
Excel):
Q |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
P(Q) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3.
Вопрос учащимся: «Как вычислить значения
предельной выручки?»
Чтобы вычислить предельную выручку, найдем
сначала общую выручку: TR = Q*P(Q), затем
рассчитаем предельную выручку по формуле: MR = DTR / DQ = (TR2 – TR1) / (Q2 – Q1)
Итог: Мы рассмотрели построение
графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel
на примере кривой спроса, повторили формулу
расчета предельной выручки, и, таким образом,
готовы к выполнению следующих заданий.
IV. Обобщение и систематизация изученного
Задание № 1 (учебник И. В. Липсица
«Экономика», книга 2, М., 2001, стр. 108
–109) Затраты на производство деталей мебелипри
различных технологиях
Способ производства |
Затраты труда |
Затраты эл/энергии |
Затраты произв. оборуд. |
Всего затраты (10 дет.) |
Затраты на произв. 1 дет. |
Полностью ручной |
70 |
10 |
2 |
82 |
8,2 |
С использованием электроинструментов |
20 |
30 |
10 |
60 |
6,0 |
На основе компьютерного оборудования |
15 |
20 |
40 |
75 |
7,5 |
Представлена следующая диаграмма,
показывающая наиболее предпочтительную
технологию по сумме затрат, основанную на
использовании электроинструментов.
Контрольный
вопрос №3 (данный учебник, стр. 109)
Какой из способов производства,
охарактеризованных в таблице, будет наиболее
экономически эффективным, если заработная плата
повысится в 2 раза, а цена электроэнергии – в 2,5
раза?
Задание №2
Информация о спросе на продукцию некоторой
фирмы представлена таблицей:
Q |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
P (Q) |
13 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
а) Как вы считаете, данная фирма работает в
условиях совершенной конкуренции или является
монополистом?
б) Предположим, что предельные затраты фирмы
постоянны и равны 4 ден. ед. (MC = 4).
- Постройте графики спроса, предельной выручки и
предельных затрат.
- Используя построенные графики, определите
оптимальный объем выпуска и цену, которую
следует установить монополисту для максимизации
прибыли.
Задание № 3
Предположим, услуги копировального аппарата,
находящегося в приемной директора нашей школы,
предоставляет фирма?монополист.
Информация о работе данной фирмы представлена
в следующей таблице:
Цена за 1 лист копии (ден.
ед.) |
Количество заказов (шт.) |
Общий доход TR |
Общие затраты TC |
Прибыль |
7 |
0 |
|
300 |
|
6 |
100 |
|
400 |
|
5 |
200 |
|
600 |
|
4 |
350 |
|
900 |
|
3 |
600 |
|
1400 |
|
2 |
900 |
|
1900 |
|
Заполните таблицу. Найдите максимальную
прибыль фирмы?монополиста.
V. Подведение итогов урока:
- выполнение задач урока;
- информация о домашнем задании:
VI. Домашнее задание
1. Предположим, что спрос на некоторый
товар описывается линейной функцией, заданной в
общем виде: P (Q) = a – b*Q
а) Представьте данную кривую спроса графически.
б) Аналитически выведите функцию предельной
выручки, соответствующую заданной функции
спроса.
в) Представьте кривую предельной выручки
графически.
2. Дмитрий Ахимиков изобрел эликсир
жизни и установил монополию на его
производство и продажу. Предельные затраты
изготовления дополнительного флакончика
эликсира зависят от количества выпускаемых
флакончиков следующим образом: MC (Q) = 2*Q.
Известно также, что предельная выручка зависит
от количества проданных флаконов так, как
описывает формула: MR (Q) = 40 – 2*Q.
Сколько флаконов эликсира жизни должен
изготавливать и продавать каждый день
Дмитрий Алхимиков, чтобы получать максимальную
прибыль.
VII. Рефлексия:
Учащимся предлагается ответить на вопрос «Интересно
ли было содержание урока?» по следующим
категориям:
- интересно;
- 50 / 50;
- неинтересно.
|