Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:22:13
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Решение тригонометрических уравнений
06.04.2011, 22:16:54

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Цели:

Обучающие:

  • повторить все типы тригонометрических уравнений;
  • отработать навыки решения различных типов уравнений;
  • сформировать умение применять при решении уравнений нужный способ;

Методические: показать различные формы и методы контроля и самоконтроля качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися;

Развивающие: развитие логического мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать;

Воспитательные: воспитание настойчивости в приобретении знаний и умений, умения принимать самостоятельные решения.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня ребята мы повторим с вами различные виды тригонометрических уравнений, научимся проводить анализ заданий и способов их выполнения, будем находить наиболее рациональные способы решения уравнений и попытаемся самостоятельно оценить свои знания.

Прежде чем перейти непосредственно к нашей работе, мы сформируем экспертную группу (3-4 человека), участники которой на втором этапе нашего урока помогут мне оценить ваши знания, проверят домашние задания и решения примеров классной работы, подведут итоги предстоящей устной работы.

II. Устная работа.

1) На интерактивной доске появляется слайд со следующим текстом:

Задание: Назовите уравнения из второго столбца, решениями которых являются выражения из первого столбца. Отметьте на доске при помощи стрелок получившиеся соответствия.

При проверке на доске появляется слайд с тригонометрическим кругом, учащиеся объясняют свой выбор, опираясь на выведенное изображение.

2) На интерактивной доске появляется слайд со следующим текстом:

  1. arcsin (–1) arctg (–1)
  2. arcsin  arcos ()
  3. arcos  arcsin
  4. arcos (–) arcsin (–)
  5. arcsin  arcsin

Задание: В тетради под номерами 1-5 впишите знаки сравнения, чтобы получились верные высказывания.

На доске появляется слайд с правильными ответами. Учащиеся отмечают, сколько заданий они выполнили правильно. При помощи тригонометрического круга дети обосновывают свой выбор.

3) На интерактивной доске появляется слайд со следующим текстом:

Задание: При помощи тригонометрического круга решите уравнения из 1-го столбца и установите соответствие с выражениями из второго столбца.

На доске появляется слайд с правильными ответами. Учащиеся отмечают, сколько заданий они выполнили правильно.

4) Так как при решении тригонометрических уравнений постоянно используются формулы и наша дальнейшая работа невозможна без знания некоторых их них, то предлагаю вам проверить свои знания при помощи диктанта.

Диктуем начало формул и предлагаем учащимся закончить их.

I вар        II вар
1) sin 2x   1) cos 2x
2) sin (α + β)   2) cos (α + β)
3) cos α – cos β   3) sin α – sin β
4) sin x = a   4) cos x = a
5) cos2   5) sin2

На доске появляется слайд с правильными ответами и учащиеся, поменявшись тетрадями, проверяют работу соседа.

5) Учитель: Давайте вспомним, какие виды тригонометрических уравнений мы знаем. Называя каждый вид, придумайте пример уравнения, который ему соответствует.

  1. Уравнения, сводящиеся к квадратным.
  2. Уравнения, решаемые разложением на множители.
  3. Однородные уравнения.
  4. Уравнения, решаемые введением нового аргумента.

III. Решение тригонометрических уравнений. 

1) Предлагаем учащимся уравнения, которые можно решить несколькими способами, и вместе разбираем эти способы. Дети, предложившие тот или иной способ, решают задания у доски.

1) cos x – cos 2x = 0

I сп cos x – 2cos2x + 1 = 0
x = 2π.n,
x
= ± + 2.n, n є Z
II сп –2sin (– )sin = 0
x = 2π.n,
x
= , n є Z

2) 3sin x – 2cos x = 3

I сп 6sin.cos  – 2(cos2 – sin2) = 3(cos2 + sin2)
sin2 – 6sin  . cos  + 5cos2 = 0
tg2 – 6tg  +5 = 0
tg = 1,
x = + 2π.k, k є Z

tg
= 5,
x
= 2arctg 5 + 2π.n, n є Z
II сп sin (x – arctg) = 3
x – arctg  = (–1)k arcsin  + π.k, k є Z
x = (–1)k arcsin  + π.k + arctg , k є Z

Обращаем внимание на то, что решая уравнение разными способами, мы можем получить различные ответы.

2) Учитель: Сейчас я прошу вас сдать тетради экспертной группе, которая приступит к проверке домашних заданий и подведет итоги проверки и самопроверки устной работы.

Следующие задания вы будете выполнять на листах.

Каждый из вас получил карточку с уравнением. Обдумайте способ, которым его можно решить. Проверьте, правильно ли вы выбрали способ. Для этого переверните карточку и посмотрите на цифру внизу (заранее дети не знают о том, что способ указан на карточке). После того как вы решите уравнение, обратитесь в экспертную комиссию, которая проверит правильность вашего решения. Обменяетесь карточкой со своим соседом, проверьте друг у друга решения. Затем объединитесь в четверку с учениками, сидящими за задней партой, решите уравнения, предложенные им, проверьте решения.

1   8 cos2 x + 6 sin x – 3 = 0
8 (1-sin2 x) + 6 sin x – 3 = 0
8 sin2 x – 6 sin x – 5 = 0
sin x = t
8t – 6t – 5 = 0
t = ,
t = –
sin x =  – нет решений
sin x = –
x
= (–1)n+1 + π . n, n є Z
 
2 3 sin2 x + sin x . cos x = 2 cos2 x / : cos2 x
3 tg2 x + tg x – 2 = 0
tg x = m
3m2 + m – 2 = 0
m = –1,
m =
1) tg x = –1
x = arctg (–1) + π.n
x =
+ π.n, n є Z
2) tg x =
x
= arctg + π.k, k є Z
 
3 1 + cos x = cos2 x
1 + cos x = – (2 cos2x – 1)
2 cos2x + cos x = 0
cos x (2 cos x + 1) = 0
1) cos x = 0
x
= π/2 + π.n, n є Z
2) cos x = –
x
= ± 2 + .k, k є Z
 
4 cos 2x – sin 2x =
a2 + b2 = 2 = 2
cos 2x –  sin 2x =  
sin Y cos 2x – cos Ysin 2x =
sin (Y – 2x) =
Y – 2x = (-1)n .  + π.n
–2x = (–1)n  –  + π.n
x
= (–1)n+1  + , n є Z
sin Y=
Y =

Учитель: Вы увидели, что в каждой четверке представлены все виды тригонометрических уравнений, о которых мы сегодня говорили.

Итак, подведем итоги. Сегодня мы повторили способы решения простейших тригонометрических уравнений, вспомнили формулы и определения обратных тригонометрических функций и способы их сравнения, решали 4 вида тригонометрических уравнений разными способами и поняли, что при решении разными способами необязательно получаются одинаковые ответы. Кроме этого мы работали над своей самооценкой и оценивали своих одноклассников. Предоставим слово экспертной комиссии. Выставляем оценки за работу на уроке.

IV. Домашнее задание.

Учитель: Используя дополнительную литературу, учебник, свои знания, придумайте 5 заданий для своих одноклассников, напишите их на отдельном листе, не забыв предварительно решить. На следующем уроке мы проведем самостоятельную работу, используя ваш материал, и вы сами проверите работы своих товарищей.

Категория: МАТЕМАТИКА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, конспект урока, в помощь учителю, примеры, учителю матеиатики, геометрия, методическая копилка, уравнение, урок математики, алгебра
Просмотров: 2632 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0