Тип урока: Комбинированный
Учебная задача. Вспомнить и повторить решение уравнений.
Цели урока.
Познавательная
Учащиеся актуализируют знания об уравнениях, полученные в начальной школе,
Развивающая
Развивают познавательную активность; логическое мышление,
творческие способности. Учащиеся путем сопоставления ряда примеров сами
формулируют определения уравнения, корня уравнения.
Воспитательная.
Учащиеся осознают, для чего необходимо научиться решать уравнения.
Оборудование.
Экран, мультимедийная доска, компьютер, магнитная доска.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Устная работа с использованием компьютера, индивидуальная работа двух учеников за доской.
3. Сведения из истории.
4. Работа с учебником.
5. Физкультминутка.
6. Решение номера из учебника, устная работа по закрепление на мультимедийной доске.
7. Самостоятельная работа (взаимопроверка)
8. Домашнее задание
9. Итог урока.
Ход урока.
5 класс
1. Мотивационно-ориентировочная часть
Организационный момент, контроль настроения.
Устная работа ( по компьютеру)
l 1 )28+ (72+51) А
l 2)65 + (4+35) Е
l 3)5112-(300+4112) Р
l 4)(949+345) -849 Н
l 5) 123 - (30+ 23) О
l 6)(145+28)-45 В
l 7) 25 +(43+75) С
l 8)57 - (10+27) Т
На магнитной доске таблица, которую надо заполнить.
700
|
151
|
128
|
104
|
445
|
143
|
20
|
128
|
70
|
р
|
а
|
в
|
е
|
н
|
с
|
т
|
в
|
о
|
2 человека вызываются с карточками за доску.
1 карточка.
Упростите и затем найдите значения выражения.
а) а+87+23 при а=39, 196
б) 147+х-47 при х=87,79
2 карточка.
а) у-39-31 при у=93,88
б) 59+х+141 при х=64,32
Проверка на доске двух заданий (оценки)
На компьютере задания:
а + 34
52 + х
Х-13 =48
С - 57
У + 41
-Выбери лишнее.
-Почему так решили? Объясните. (Это равенство)
-Кто помнит, как называется такое равенство? (Уравнение)
- Кто может сформулировать тему нашего урока? (Уравнение)
-Какую учебную задачу мы поставим?
-Вспомнить и повторить решение уравнений.
-Любое ли равенство можно назвать уравнением? Кто может дать определение?
(Нет, равенство, содержащее неизвестное число, называется уравнением)
-Придумайте свое уравнение.
- Как называется буква в уравнении? ( корень уравнения)
- Запишем тему урока в тетрадь.
Сведения из истории (о происхождении терминов и понятий)
Когда же и какие народы начали первыми пользоваться уравнениями?
Ещё за 3-4 тысячи лет до н.э. египтяне и вавилоняне, пользуясь
таблицами и готовыми выработанными рецептами, умели решать некоторые
уравнения. Разумеется, приёмы решения у них были вовсе не такими, как
теперь. Греки, унаследовавшие математические знания египтян и вавилонян
пошли дальше. Наибольших успехов в решении уравнений добился
выдающийся древнегреческий учёный Диофант (III век), которого по праву
называют «отцом алгебры». Диофант умел решать очень сложные
уравнения, примеряя для неизвестных буквенные обозначения, ввёл
специальный символ для вычитания, использовал сокращения слов. О нём потом писали:
Посредством уравнений, теорем Он уйму всяких разрешил проблем: И засуху предсказывал, и ливни - Поистине его познанья дивны.
2. Операционно-исполнительный этап
Открываем учебник на странице 58-60
-Находим главную мысль по данной теме и отвечаем на вопросы.
-Из учебника на доске решаем №372(д,е)
- По компьютеру задания.
- Назовите номера уравнений, в которых надо найти слагаемое, неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое?
l 1) х+17=60
l 2) а-51=60
l 3) 100-у=62
l 4) 78-х=78
l 5) х-0=82
l 6) 70-с=68
l 7) а+45=45
- Соедините линиями соответствующие части определений.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо
|
Из суммы вычесть известное слагаемое
|
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо
|
из уменьшаемого вычесть разность.
|
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо
|
к разности прибавить вычитаемое.
|
Чтобы найти неизвестный множитель, надо
|
частное умножить на делитель.
|
Чтобы найти неизвестное делимое, надо
|
произведение разделить на другой множитель.
|
Чтобы найти неизвестный делитель, надо
|
делимое разделить на частное.
|
Физкультминутка
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, А сейчас мы отдохнём, Сделаем зарядку. «1» подняться, подтянуться. «2» согнуться, разогнуться. «3» в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка. «4» руки шире. «5» руками помахать. «6» тихонько за парту сесть.
3. Рефлексивный этап
Самостоятельная работа на 2 варианта с проверкой в классе (за доской)
Вариант 1.
l 1) х+37 = 85
l 2)156+а =218
Вариант 2.
l 1) 85-х=36
l 2) а-94=18
Взаимопроверка самостоятельной работы. (Учащиеся обмениваются тетрадями)
- Некоторые уравнения можно решать, опираясь на свойства сложения и вычитания.
248-(у+123)=24
-Какое свойство можно применить при решении этого уравнения?
l 1) 248 - (у+123)=24
l 2) (х+98) + 14=169
l 3) (35+у) - 15=31
l 4) (24+х) - 21=10
l 5) (х+15) - 8=17
-Решением таких уравнений мы с вами займемся на следующем уроке, а сейчас в дневниках запишем домашнее задание: П.10, №395(а,б,в), №1,2 раб. тетрадь
Подведем итог урока
(Учащиеся говорят, что нового они узнали на уроке, выставляют оценки в листок самоконтроля и сдают его учителю).
Учитель выставляет отметки за работу на уроке, учитывая самооценку учащихся.
Контроль настроения.
|