Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:43:46
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УРАВНЕНИЯ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА
04.04.2012, 21:48:24

Цели урока:

  1. Формирование умений работать с термометром, мензуркой, динамометром и калориметром, определять цену деления измерительных приборов.
  2. Развитие умений применять знания о количестве теплоты, уравнении теплового баланса на практике, выдвигать гипотезы, планировать исследовательскую деятельность, проводить анализ полученных результатов.
  3. Воспитание аккуратности, внимательности, последовательности в действиях, развитие наблюдательности, культуры речи, формирование умения четко выражать и отстаивать научное мнение.

Оборудование: микролаборатория-1 (6 шт.), колбы с водой (6 шт.), калориметры (6 шт.), неизвестные тела (№ 1, № 2, № 3), чайник, нитки, спиртовки (3 шт.), спички (3 кор.), плоскогубцы (3 шт.), магнитофон, карточки, кодоскоп.

ХОД УРОКА

I. Вступление.

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

Каждому из нас знакомы эти строки. Удивительно точно подметил А.С. Пушкин характер научной деятельности! Любому открытию сопутствуют опыт, талант открывателя и даже случай.

А были ли в вашей жизни открытия? Что означают для вас слова "я сделал открытие”? Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть открытие. Вот что по этому поводу говорил Б.Л. Пастернак:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

На сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся совершить небольшие, но зато самостоятельные открытия. Для этого надо быть настойчивым и внимательным. Вам понадобятся те знания, которые вы приобрели ранее по теме "Основы термодинамики”.

II. Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация.

Я предлагаю вам проверить самих себя. Для этого вам предлагается схема 1, построенная таким образом, что отдельные ее элементы нарушены. Попробуйте их восстановить (во время работы учеников тихо звучит инструментальная музыка).

А теперь проверим, как вы усвоили изученный материал. Заполните схему 2. Вспомните, какие тепловые процессы мы с вами изучали? Я не буду ставить вам оценку, а попрошу это сделать самим. Для этого на схеме 3 "Моя самооценка” отметьте крестиком уровень своих знаний по данной теме. Кто допустил ошибку, не огорчайтесь. В конце урока каждый получит дифференцированное домашнее задание на отработку различных элементов схемы; на повторение формул и понятий; на действие по заданному алгоритму (по отдельным понятиям и формулам), а также задания повышенной трудности. Ваша задача состоит в том, чтобы выбрать те задания, которые помогут вам отработать обнаруженные на уроке пробелы.

III. Основная часть урока. Исследовательская деятельность учащихся.

А сейчас необычная часть урока. Предыдущая часть урока показала, что вы можете приступить к решению задач, которые иногда ставит перед нами жизнь.

Представьте себе, что класс – это научно-практическая лаборатория и в этой лаборатории 3 отдела (3 ряда), в каждом отделе 2 творческие группы по 4 человека. В лаборатории имеется свой ученый совет, который состоит из представителей от каждой творческой группы. На столах приборов нет, все они находятся на складе, функцию которого выполняет демонстрационный стол. Приборы каждая группа будет выбирать самостоятельно, но вы должны знать, что на каждый отдел приходится по одной спиртовке, а чайник один на всю лабораторию. Я являюсь коммерческим директором бани на улице Терновского и предлагаю выполнить следующий заказ: какое из тел (камень, кирпич, фарфор), предложенных нам различными фирмами, лучше подходит в качестве нагревательного элемента.

Итак, как вы будете решать данную проблему?

Сначала необходимо выдвинуть гипотезу, а затем ее экспериментально проверить. Можно провести теоретический расчет. Если результаты эксперимента согласуются с теорией, то это означает, что гипотеза верна. Напоминаю схему (демонстрация схемы через кодоскоп) цикла научного познания:


Учащиеся выдвигают несколько гипотез, после обсуждения приходят к выводу, что необходимо измерять удельную теплоемкость тел. Гипотеза: в качестве лучшего нагревательного элемента подойдет то тело, у которого удельная теплоемкость больше. Первому отделу выдается тело № 1, второму – № 2, третьему – № 3. Отделы выбирают приборы и, обсуждая, предлагают способы определения удельной теплоемкости тела: а) с помощью спиртовки, б) с помощью чайника (по группам). Отделы могут совещаться.

Изобразим тепловые процессы графически:


После получения рабочей формулы ребята приступают к эксперименту, в процессе выполнения которого, они могут неоднократно приходить на склад за невыбранным сразу оборудованием (в процессе выполнения эксперимента звучит инструментальная музыка). Полученные результаты заносятся в таблицу (на доске).

Результаты исследования

Творческая группа

1-й отдел (тело № 1)

2-й отдел (тело № 2)

3-й отдел (тело № 3)

Первая 246 Дж/кг °С

(работа со спиртовкой)

1844 Дж/кг °С

(работа с чайником)

1216 Дж/кг °С

(работа с чайником)

Вторая 598 Дж/кг °С

(работа с чайником)

726 Дж/кг °С

(работа со спиртовкой)

326 Дж/кг °С

(работа со спиртовкой)

Эксперимент поставлен, результат получен. Я прошу учёный совет обсудить результаты, полученные в ходе эксперимента, и вынести свое решение по его результатам и по использованию тел № 1, № 2 или № 3 в качестве нагревательного элемента в бане, а все остальные участники эксперимента также обсуждают результаты и выносят решение, но самостоятельно (тихо звучит инструментальная музыка).

Решение ученого совета:

1) считать результаты, полученные в ходе эксперимента (работа со спиртовкой), всех трех отделов неверными, так как мы не знаем температуру, до которой было нагрето тело на спиртовке;

2) анализируя результаты, полученные в ходе эксперимента (работа с чайником), можно сказать, что тело № 2 больше подходит в качестве лучшего нагревательного элемента, однако следует отметить, что тело № 1 было пористое, поэтому стоит усомниться в результатах эксперимента 1-го отдела. Слишком большие погрешности, которые связаны: а) с наличием в порах тела воздуха; б) с проникновением в поры тела воды;

3) тело с большей удельной теплоемкостью подходит в качестве нагревательного элемента, так как оно еще и компактно (будет занимать мало места).

Спасибо ученому совету. Ребята, у кого еще есть дополнения? Может быть, кто-то хочет опротестовать решение ученого совета? Хочу обратить ваше внимание на то, что экспериментально определить тело с большей теплоемкостью можно и с помощью спиртовки. Для этого необходимо взять тела № 1, № 2 и № 3 одной массы и нагревать их в пламени спиртовки одно и то же время, при одинаковых условиях. Затем опустить их в калориметры с равным количеством воды или положить на лед. Там, где больше всего вода нагреется или лед растает, у того тела удельная теплоемкость больше.

IV. Подведение итогов исследовательской деятельности на уроке.

Ребята, чем запомнился вам этот урок? Какое значение он для вас имеет?

Мы еще раз экспериментально доказали, что уравнение теплового баланса позволяет решать многие практические, жизненные задачи.

Навыки, которые вы приобрели, помогут вам в жизни.

Мы убедились в том, что эксперимент не всегда идет гладко? и не всегда получается ожидаемый результат, но даже неверный результат – это тоже результат, если ты его действительно осознал.

Мы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания, умения, навыки, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а природные явления станут для вас более понятными и привлекательными.

Все известно вокруг,
Тем не менее
На Земле еще много того,
Что достойно порой удивления
И твоего и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали.

Категория: ФИЗИКА | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, урок физики, учителю физики, конспект урока, формулы, физический опыт, методическая копилка, физика в школе, законы физики
Просмотров: 1861 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 145
Гостей: 145
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0