Цель: совершенствовать навыки выполнения рисунка в нетрадиционном формате.
Задачи: закреплять навыки соотнесения изображения с
форматом листа бумаги, использования альтернативных способов рисования
для передачи замысла, совершенствовать навыки передачи эмоционального
содержания образа цветом; развивать зрительную память, цветовое
восприятие; воспитывать чувство сопричастности при создании коллективной
композиции.
Тема коллективной работы: На лугу
Форма организации совместной деятельности: совместное взаимодействие.
Принцип организации коллективной композиции: фриз-коллаж с динамическим изображением.
Материалы, инструменты: разноцветные листочки бумаги
для игры, картонная коробочка, бумага для рисования, акварельные
краски, кисти, фломастеры, ножницы, цветная проволока (кусочки по 10 –
12 см), открытки с изображением луговых цветов, клей ПВА
Ход урока
В начале урока ученикам предлагается небольшая художественная
разминка в виде игры «Цветные ассоциации». К уроку учитель заготавливает
разноцветные квадратные листочки бумаги и помещает их цветной стороной
вниз внутрь картонной коробочки. Перед началом игры учитель сообщает
тему «Весенний луг» и предлагает каждому ученику, вытянув из коробочки
один листочек бумаги, высказать свои ассоциации с данным цветом.
Например, ученик вытянул листочек голубого цвета и всем сообщает, что
это небо; листочек коричневого цвета – земля и т.д. Учитель также
является участником игры. Для себя листочек он специально положил на дно
коробки. Когда до него доходит очередь, он достает разноцветный листок
бумаги и предлагает свою версию ассоциаций – луг. Педагог просит
учеников высказать свои ассоциации с этим удивительно разноцветным
листочком. Ребята могут предложить различные варианты: радуга, цветы,
бабочка и т.д. Учитель соглашается с этими вариантами и предлагает
посмотреть ребятам, как из этого кусочка бумаги может получиться
замечательная бабочка. Педагог легким движением складывает пополам
листик бумаги и вырезает бабочку.
Используя изображение учитель выстраивает беседу о природе родного края, об особенностях весенней природы, о бабочках.
Рекомендации по организации и выполнению совместной работы
На практической части урока учитель предлагает детям поработать в парах
(или в группах по 4 – 6 человек) над созданием летнего луга. Каждая
группа ребят будет создавать одну композицию. Творческий процесс можно
разделить на несколько этапов:
- Изображение летнего неба (фон).
- Создание разноцветных мотыльков.
- Закрепление мотыльков на проволоке.
- Закрепление мотыльков с проволокой на фоне.
- Вырезание луговых цветов из открыток.
- Закрепление цветов на фоне.
- Объединение индивидуальных работ в коллективный фриз.
Ребята между собой распределяют обязанности. Пока одни ученики на
вертикально расположенном листе изображают акварельными красками летнее
небо, другие внимательно слушают информацию о технологии создания
луговых бабочек способом монотипии, третьи вырезают цветы, четвертые
создают пружинки-держатели для бабочек.
Для создания изображения бабочки нужно взять 1/8 часть листа бумаги
формата А-4. Предложенный формат бумаги ребята складывают пополам. На
полученной заготовке прорисовывают половинчатое изображение бабочки
(форму бабочки создают самостоятельно или по шаблону, предложенному
учителем) и вырезают его. Для того чтобы изображение на крылышках
бабочек было совершенно одинаковым, рекомендуется использовать технику
изображения – монотипию. Раскрыв сложенную заготовку, ее смачивают водой
и наносят акварельными красками рисунок только на одну часть
развернутого изображения. Работать нужно быстро, чтобы вода не успела
высохнуть. Когда рисунок создан, изображение бабочки вновь складывается
пополам и прижимается рукой, чтобы рисунок, созданный на одной стороне
заготовки, отпечатался и на другой. Раскрыв сложенную заготовку,
обнаруживаем совершенно одинаковый узор на одном и на другом крылышке.
Когда бабочка просохнет, тонкой кистью можно будет нанести
дополнительный узор на крылышки (точечки, кружочки и т.д.), четко
прорисовать туловище и усики.
Для создания пружинки необходимо концы проволоки (10-12 см) с двух
сторон закрутить в виде улитки, а для того чтобы бабочки легко
покачивались над цветочками, необходимо саму проволоку изогнуть
зигзагообразно, создав пружинку.
Выслушав внимательно учителя, ученики приступают к выполнению указаний и по аналогии создают еще несколько бабочек.
В это время другие участники группы вырезают из открыток цветы, создают фон, формируют проволочные пружинки.
Следующим этапом работы является совместное взаимодействие по
формированию композиции. Участники группы закрепляют бабочек на
пружинках: прикрепляют один конец цветной проволочки к изнаночной
стороне бабочек, к брюшку, наклеив сверху проволоки кусочек бумаги, а
второй конец пружинки таким же образом закрепляют на фоне в нижней части
листа.
Когда все бабочки прикреплены, в нижней части фона ученики размещают
луговую растительность, прикрывая при этом места закрепления проволоки.
Вырезанные из открыток цветочки приклеиваются на поверхность листа
бумаги точечно, что дает возможность лепесткам быть свободными и создает
впечатление пышности и объемности изображения.
В конце урока ребята вместе с учителем соединяют работы в одну общую – фриз.
Юные художники рассматривают созданное произведение, высказывают свои
впечатления о проделанной работе и отвечают на вопросы учителя: - Какие чувства вызывает данная композиция?
- Есть ли созвучие зрительного образа и душевного восприятия?
А затем вместе с учителем играют в «Ассоциации» на тему: «Мое настроение».
|