Цель: научиться определять род имён существительных.
Задачи: - развивать орфографические навыки, владение
лингвистическими терминами;
- развивать распределение внимания,
произвольность;
- развивать операции мышления: анализ,
классификацию, обобщение;
- формировать умение делать умозаключения;
- развивать связную устную речь;
- формировать элементы
самоанализа и самооценки учащихся.
Оборудование: полоски с цифрами и буками, карточки со словами,
инструктивные индивидуальные карты, цветные карточки со словами, сюжетная
картина «Зимний лес».
План урока:
1.
Организация начала урока. Эмоциональный настрой.
2.
Каллиграфическая минутка.
3.
Орфографическая разминка.
4.
Актуализация знаний.
5.
Изучение нового материала:
а). постановка учебной задачи;
б). поиск решения;
в). самостоятельный отбор материала.
6.
Рефлексия урока. Итог.
1. Организация начала урока.
Эмоциональный настрой.
-
Мы продолжаем изучать родной язык. Прочитайте слова, записанные на доске:
Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.
-
Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке? (стереть «эгоизм» и «лень»)
-
Какими качествами вы уже обладаете?
-
На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и
приобретёт.
2. Каллиграфическая минутка.
-
Начнём урок с проявления аккуратности и трудолюбия. Посмотрите внимательно,
какие образцы для каллиграфической минутки записаны у вас в тетрадях
(двустрочное написание т с переходом
на ш
с соединительной межстрочной петлёй)
- Какие параметры письма мы отрабатываем в ходе
выполнения этого задания? (наклон, параллельность, размер)
-
На одной строке пропишите фрагменты с отрывом руки, а на другой постарайтесь
без отрыва…
-
Какую ещё букву можно здесь найти? (Ч)
-
Найдите самое красивое, правильное написание, отметьте «короной» королеву букв.
В ходе работы на уроке обращайте внимание на написание этих букв,
контролируйте правильность.
3. Орфографическая разминка.
-Для
начала проведём небольшую орфографическую разминку. В тетради на печатной
основе на стр. 6 прочитайте стихотворение
упр.7. На какие орфограммы здесь
пропущены буквы?..
-
Приготовьте синий, зелёный и красный карандаши для
обозначения орфограмм. Вставьте красным карандашом безударные гласные,
проверяемые ударением, синим – орфограммы согласных, а зелёным – орфограммы
словарных слов. (последующая взаимопроверка, выборочное чтение по группам с
доказательством)
-
Найдите имена существительные в этом тексте, которые подходят к этим схемам:
корень суффикс окончание; корень нулевое окончание;
приставка корень окончание
-
Какой части не достаёт в схемах разбора? (основы) Ко
всем ли схемам нашли слова? К какой схеме нет имени существительного? А какая
часть речи есть? (глагол)
-
Выпишите найденные слова, выполните их разбор ( сильные ученики - к одной схеме
несколько слов).
4. Актуализация знаний
-
Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? (имя сущ.)
1.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
2.
Имя существительное бывает только одушевлённым.
3.
Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
4.
Имя существительное изменяется по числам.
5.
Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
6.
Какое из слов имя существительное:
а)
радостный
б)
радость
в)
радоваться
-
А теперь сверьте выполнение задания с доской и оцените свою работу.
-
Расскажите всё, что мы знаем на сегодняшний день об имени существительном…
5. Изучение нового материала
1).Работа с инструктивными
картами
-
Сегодня мы дополним наши знания про эту часть речи. Прочитайте слова на
карточках. (на доске и в инструктивных картах учащихся)
Сн.жинка
ст.кло комн.та со.нце
пуш.к сне.
-
Знакомы они вам? Откуда? (из стихотворения в начале уроке)
(слабый
ученик вставляет пропущенные буквы самостоятельно на доске, остальные в картах)
-
Что общего во всех этих словах? (сущ., одуш., нариц., ед.ч.)
-
Задача: разделить эти слова на 3 группы. Кто может это сделать сразу без
подсказок? (работа в картах)
-
Кто затрудняется, может на 2 странице карты найти первую подсказку… А теперь у
кого возникли идеи, выполните деление… Если затрудняетесь, рассмотрите вторую
подсказку… А теперь?
-
Какие группы получились? Какой признак положили в основу деления?
-
Найдите в итоговой схеме слово – новое грамматическое понятие (род).
Так
сколько родов имён существительных в
русском языке?
-
Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский,
испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов
доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.
-
Добавьте схему при помощи подсказок в инструктивной карте так, чтобы она стала
правилом (допускается обсуждение и
взаимопомощь в парах)…
-
Итак, сформулируйте правило на основе опорной схемы…
-
Запишите слова, распределяя их по группам. (вариант – запись по памяти, для
сильных)
ФИЗМИНУТКА
(Детям раздаются цветные карточки со словами м.р., ж.р., ср.р.)
-
Не разговаривая друг с другом, найдите своих товарищей по роду и объединитесь в
группы.
- Допишите слова (2-3), которые вы запомнили
из образованных групп, распределяя их по
родам.
2). Развитие связной речи.
Составление текста.
-
Рассмотрите картину, которую я подготовила к сегодняшнему уроку. Определите
тему…
- Что изображено на переднем плане? Какое небо?
Какие краски использовал художник? Почему? Дайте заголовок к тексту, который мы
можем составить по картине.
-
Найдите объекты, относящиеся к мужскому,
среднему, женскому роду ( по рядам). Как вы это сделаете?
-
Составьте и запишите 2-3 предложения с найденными словами так, чтобы они
образовали небольшой текст.
-
Найдите в тексте все имена существительные и обозначьте их род. Какие
возникли сомнения в ходе выполнения задания? (как определить род
существительного множественного числа). Ответ на этот вопрос мы узнаем на
следующем уроке.
6. Рефлексия урока. Итог.
-
Вернёмся к началу урока (к словам – качествам). Где и какие качества нам
пригодились?
-Для
чего мы проявили их?
-Какова
была цель нашего урока?
-
Докажите, что мы достигли цели…
-Дома
занесите схему в «Запоминалочку», повторите изученное правило.
(задание
на выбор)
1).стр.23
упр.34
2).
Придумайте и запишите, распределяя по родам, по 5 имён существительных каждого
рода
3).
Составить мини-текст со словом из цветной карточки, род им.сущ.
|