Вот, наконец, наступило 1 сентября. Радостные мгновения сменились
школьными буднями. Привыкание или адаптация к школе у детей происходит
по-разному: одни включаются в учебное русло без особых проблем, другие —
еще долго остаются «детсадовцами», а у третьих что-то ломается
и их просто не узнать.
Чтобы предстоящие школьные трудности ребенка не стали
для Вас неожиданными, предлагаем Вам ознакомиться с типичными формами
проявления школьной адаптации и ответить на вопросы, если Ваш ребенок
уже пошел в школу.
1. Оцените настроение Вашего малыша с приходом
в школу:
а) всегда чем-то рассержен либо обижен;
б) находится часто в подавленном настроении, беспричинно плаксив;
в) безразличие к школьным проблемам;
г) резкие перепады в настроении;
д) спокоен и уравновешен;
е) находится в приподнятом, воодушевленном настроении.
2. Дайте оценку успешности усвоения школьных знаний:
а) допускает большое количество грубых ошибок, не успевает за темпом
урока;
б) часто ошибается, неаккуратен;
в) недостаточно успешен по одному из основных предметов;
г) невнимателен, нестабильная успеваемость, возможны ошибки;
д) редко ошибается, заинтересован;
е) учебный материал усваивает легко, самостоятелен, умеет найти свои
ошибки.
3. Какова активность ребенка на уроке?
а) замкнут, абсолютно не активен;
б) пассивен и невнимателен;
в) не всегда активен и внимателен;
г) редко поднимает руку, всегда сосредоточен;
д) активен, но часто ошибается, спешит ответить первым;
е) активен, самостоятелен и достаточно внимателен.
4. Охарактеризуйте поведение ребенка на уроке:
а) играет с игрушками, занимается посторонними делами;
б) неусидчив, болтлив, не всегда реагирует на замечание учителя;
в) скован и молчалив;
г) бывает несобран, замечание учителей мобилизует его на время;
д) исполнителен, иногда отвлекается;
е) всегда добросовестен, не нарушает дисциплину.
5. Оцените отношение ребенка со сверстниками:
а) агрессивен, вспыльчив, часто ссорится и ябедничает,
б) почти ни с кем не дружит;
в) в приятельских отношениях со многими, но часто ссорится и меняет
симпатии;
г) имеет друзей, дружелюбен, но пассивен в общении,
д) приветлив, легко вступает в контакт, иногда обидчив;
е) пользуется авторитетом, помогает слабым, общителен и добр.
6. Как Ваш ребенок ведет себя на перемене?
а) часто нарушает дисциплину;
б) пассивен, любит одиночество;
в) не может найти себе занятие, переходит от одних детей к другим;
г) поглощен подготовкой к уроку (готовит учебники, тетради, моет доску);
д) общается с некоторыми учениками;
е) охотно играет в коллективные игры.
7. Как Ваш малыш относится к учителю?
а) игнорирует учителя, может быть агрессивным к нему;
б) избегает контакта с учителем, при нем теряется и смущается;
в) старается быть незамеченным, исполнителен;
г) старательно выполняет требования учителя, ищет положительных отзывов,
боится отрицательных замечаний учителя;
д) очень дорожит расположением учителя;
е) проявляет дружелюбие, стремится общаться с учителем.
КЛЮЧ: Адаптировался ли Ваш ребенок в школе? 1 3 2 4 5 6 7
a 0 0 0 0 0 0 0
б 1 1 1 1 1 1 1
в 2 2 2 2 2 2 2
г 3 3 3 3 3 3 3
д 4 4 4 4 4 4 4
е 5 5 5 5 5 5 5 Подсчитайте общее
количество баллов.
0-13 баллов свидетельствуют о низком уровне адаптации Вашего ребенка
к школе, если через 1-1,5 месяца указанные признаки не исчезнут,
то Вашему ребенку будет еще труднее в школе. Обратитесь за советом
к школьному психологу.
14-20 баллов говорят о среднем уровне адаптации ребенка к школе, есть
некоторые проблемы, мешающие полному привыканию. Родителям необходимо
поддержать малыша.
21-35 баллов являются показателем полной адаптации ребенка к школе,
ее высокий уровень будет залогом школьных успехов. Безусловно, родители
хорошо подготовили ребенка к школе.
|