При наказании подавляется натура ребенка, его индивидуальность. Однако
в реальной жизни каждому родителю все-таки приходится наказывать детей. Но сами
наказания должны быть разными, иначе они порождают массу комплексов.
Наказания не должны подавлять решительность и отвагу, порождать страх,
хитрость и лживость, унижать. Ребенка наказывать может только тот, кто его
любит.
Если девочка чувствует, что мать несправедлива по
отношению к ней, то она перестанет доверять ей. Но самое страшное, что, став
взрослой, она перестанет доверять себе, всегда будет сомневаться в своих достоинствах.
Не наказывайте ребенка, потерпевшего неудачу, когда он
сам огорчен и подавлен. Не наказывайте за неосторожность, а учите извлекать
урок из ситуации. Не наказывайте за неловкость, рассеянность, а тренируйте в
нем аккуратность и внимание. Не наказывайте ребенка публично - это удваивает
наказание, поскольку унижает перед другими людьми. Когда ребенок связан многими
запретами, то он постоянно в напряжении. Не третируйте ребенка, иначе он будет
избегать вас, убегать из дома, а, достигнув совершеннолетия, попрощается с
вами навсегда.
При подготовке к выполнению самостоятельной работы
ребенок должен сначала приготовить все необходимое. Линейка, ластик, остро
отточенный карандаш, циркуль, ручка — эти вещи нужны всегда. Когда все под
рукой, нет причин отвлекаться. Работа продвигается быстрее, приносит малышу
более глубокое удовлетворение.
Как же определить, нужна или не нужна ребенку сегодня
ваша помощь? Расспросите ребенка о том, как он собирается выполнять задание.
Убедившись в том, что ребенок правильно понял материал, заданный учителем на
дом, присядьте поодаль (на первых порах обязательно в поле зрения ребенка) и
займитесь своими делами: чтением, вязанием, шитьем, изредка поглядывайте, как
идет работа.
Иногда ребенок воспринимает присутствие взрослых во
время его работы как повод поговорить. Понимая, что вопросы, не имеющие
отношения к домашнему заданию, взрослые, вероятно, не одобрят, первоклассники
«удачно» выбирают тему для таких бесед: что было в классе, как решали такие
примеры, что сказала по поводу этого учительница... Приучайте первоклассника
не отвлекаться от работы.
У многих первоклассников чуть ли не с первых дней
обучения в школе появляются дополнительные тетради. Нужны ли такие тетради
вообще? На этот вопрос можно дать однозначный ответ: не нужны. Работа- в
дополнительной тетради приводит к перегрузке ребенка, к непроизводительным
затратам времени на подготовку письменного задания.
Но вот все уроки закончены. Помогите ребенку подвести
итоги: все ли сделано, удалось ли уложиться во времени, почему работа
затянулась. |