Сегодня поговорим о том, что касается всех родителей
школьников - как сделать так, чтобы ребенок смог самостоятельно делать
домашние задания дома.Если мы задумаемся над тем, что значит правильно
организовать учебную работу ребенка дома, то сразу увидим, что эта
задача двоякая. С одной стороны, мы должны, как уже сказано
выше, помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить и устроить
место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков на
каждый день и на всю неделю. С другой стороны, надо задуматься не
только об этих внешних условиях деятельности, но и об условиях
внутренних, о самом школьнике: он должен проникнуться ощущением
неукоснительности приготовления уроков, приобрести стойкую привычку
садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, а также умение
быстро включаться в работу, вести ее не отвлекаясь и в хорошем темпе.
Из дальнейшего станет ясно, что эти две стороны дела очень тесно
связаны. Добавим еще, что перечисление нельзя считать исчерпывающим.
Родители, которые думают над «научной организацией труда» своего
маленького школьника, непременно откроют для себя еще какие-то важные
моменты, которые сказываются на успешности работы именно их ребенка.
Важно помнить лишь, что мелочей в этом деле нет: незаметные на первый
взгляд внешние неудобства или внутренняя ненастроенность ребенка на
уроки, до поры до времени проявляющаяся открыто, — и то и другое может
оказаться серьезной помехой. Поэтому принцип должен быть такой: прежде
чем требовать успехов от малыша, надо убедиться, что у него есть условия
добиться успехов. У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков.
Говоря о привычке, мы имеем в виду во что. Какая бы ни была хорошая
погода какая бы интересная передача ни шла по телевидению, какие бы
гости ни нагрянули с визитом, короче говоря, что бы ни слу чилось, —
уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания
неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять
ма ленькому школьнику с первых его шагов Возможно, многим родителям
может по казаться излишним придавать этому такс уж большое значение,
поскольку, как правило, на первых порах ребенок скорее жаждет, чтобы ему
задали что-нибудь на дом Это действительно так. Но когда пройдут первые
школьные переживания и жизнь войдет в привычную колею, трепетное
отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится,
что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. И первое, что может
здесь прийти на помощь ребенку, — это понимание того, что уроки
приготовить просто надо, вот и все. Привычка заниматься, и
заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего
человека. Понятно, что при это он может учиться с различной степенью
успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать
трудности; но про него не скажут с тяжким вздохом: «Не хочет учиться...» Итак, сформировать привычку заниматься — дело первостепенной важности.
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий
должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному
и серьезном делу, вызывающему уважительное отношение со стороны
взрослых. С этого, пожалуй и необходимо начинать. А ведь нередко
приходится наблюдать семьи, где мама считает возможным несколько раз
прервать занята сына или дочери (выясняется, что надо срочно сбегать в
магазин за хлебом, вынести мусорное ведро; не говорим уж о том, что их
всегда прерывают, если согрет обед ил ужин). Иной раз и папа предлагает
отложить уроки, чтобы вместе посмотреть по телевизору «Клуб
кинопутешествий» или «В мире животных» (ведь эти передачи очень насыщены
информацией, полезной ребенку для общего развития!). Бывает
нелегко убедить родителей в том, что таким образом они воспитывают у
школьника отношение к урокам как маловажному и второстепенному делу, что
лучше самой сходить в булочную, лучше лишний раз разогреть еду (кстати,
ничего страшного не произойдет, если школьник сделает это сам, — ему
уже пора уметь это), чем вырабатывать у ребенка представление, что уроки
стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и
обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с самого
начала дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на
одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые.
Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел,
которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошел
он гулять во двор — его в любой момент могут позвать домой с прогулки.
Начал он играть со своими игрушками — ему могут велеть кончить игру и
идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни
папа, ни мама практически никогда не прерывают! Естественно, у этого
дела (точнее — у этой деятельности) появляется в глазах ребенка совсем
особый статус. Если его занятия нельзя прервать, подобно тому как нельзя
мешать взрослому, когда тот работает, если старшие стараются его не
тревожить и не шуметь и не позволяют (пусть с извинения- ми) делать это даже гостям, — значит, уроки столь же важны, как работа, которую выполняют взрослые.
При этом очень важно соблюдать два условия.
Первое из них мы косвенно только упомянули: ребенок должен быть еще в
дошкольном возрасте приучен к тому, что когда родители заняты, им нельзя
мешать Между тем нередко приходится видеть семьи, где ребенок, не умея
себя занять, непрерывно требует внимания взрослых, чем бы они были
заняты, не давая им ни минуты покоя. Не говоря уже о неудобствах для
взрослых, вряд ли это полезно и для самого ребенка. Второе условие: создайте в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому. Как
же такое уважение воспитывать? Честно говоря, ответить на такой вопрос
сложно. Если в самой семье по-настоящему уважают умственный труд, то
скорее всего все произойдет само собой. (Вспомните свидетельство Сергея
Есенина о том, каким уважением был окружен его дед, деревенский
грамотей, с каким почтением смотрели на него, когда он усаживался
читать. Если нет — родителям надо бы прежде всего пересмотреть свою
позицию.
И быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их собственные дети, учась.
|