Цели:
- Обсуждая тему, раскрыть значимость роли
родителей в воспитании ребенка.
- Помочь родителям осознать возможность их
непосредственного участия в жизни своих детей.
- Определить родительские приоритеты по
отношению к ребенку, которые помогут им
реализовать доверительные межличностные
отношения с ребенком.
В начале встречи родителям предлагается
возможность послушать стихи в исполнении детей.
Педагог: Эти стихи детские шуточные.
Но все они выражают детскую мечту о том, что бы их
кто-нибудь за что-нибудь похвалил.
Надо ли хвалить ребенка?
Наверное, неожиданно и странно прозвучит
рекомендация не хвалить ребенка. Хвалить надо, но
как? Что бы разобраться в кажущемся противоречии,
нужно понять тонкое, но важное различие между
похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением.
В похвале есть всегда элемент оценки: "Молодец,
ну ты просто гений!”, "Ты у нас самая красивая!”,
"Ты такой храбрый, тебе все нипочем”.
Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда
родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает
понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в
одних случаях, его осудят в других. Во-вторых,
ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать,
искать ее. ("А почему ты меня сегодня не
похвалила?”). Наконец, он может заподозрить, что
вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то
своих соображений.
А как же реагировать на успехи или правильное
поведение ребенка? Лучше всего просто выразить
ему ваши чувства. Используйте местоимения "Я”,
"МНЕ” вместо "ТЫ”:
ДОЧЬ: Мама, я сегодня в детском саду поливала
цветы!
МАМА: Я очень рада! (Вместо: "Какая ты у меня
молодец!”)
СЫН: Ведь, правда, я плохо выступил?
ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне
понравилось (то-то и то-то). (Вместо: "Ну что ты, ты
выступил, как всегда, блестяще!”).
Наведем отрывок из письма одной родительницы в
редакцию "Учительской газеты”.
"Я много читала статей и книжек про воспитание
детей. В некоторых встречались советы хвалить
детей, но они меня очень смущали. Дело в том, что я
сама через это прошла. Меня в детстве много
хвалили.
Привыкаешь к этому очень быстро, и меня
раздражало и огорчало, что, когда подросла, не
всегда отмечали похвальной оценкой, помощь по
дому и т.д. В школе, в университете я уже не могла
без хвалебных слов – у меня просто руки
опускались, ничего не хотелось делать пока не
заметят. Ждешь, в конечном счете, не результата, а
похвалы. И вот, сейчас я прочитала в
"Родительской газете” (Наконец-то! Реальный
ответ, как надо говорить ребенку. "Я рада, что ты
так сделал”, а не "Ты молодец”).
Теперь я буду использовать такой прием в
общении со своими детьми!”
Родители должны твердо запомнить: оценивать
можно только поступки ребенка, а не его самого.
Американский детский психолог Х.Дж. Джайнотт в
своей книге "Родители и дети” приводит пример
правильной похвалы: "Восьмилетний Джим хорошо
поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор,
сложил инструменты. Матери понравилась его
работа, и она сказала сыну: "В саду было так
грязно. Я даже не думала, что можно все убрать за
один день. Вот это работа!” Мальчик почувствовал
гордость от похвалы за конкретный поступок и с
радостью бросился помогать маме, чтобы заслужить
ее еще раз. Напротив, если бы он услышал слова:
"Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!”, то
это вызвало бы тревогу. Ребенок знает, что он не
такой уж чудесный, и, конечно, убедится в этом,
совершив какой-нибудь поступок. Вспомните,
наверняка не раз, когда в доме было все в порядке,
и вы говорили сыну: "Вот видишь, ты же можешь
вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня”, он
вдруг становился невыносимым. Это нормальная
реакция на переоценку. Из любви к вам он так
старался быть хорошим, вспоминая многочисленные
"нельзя”, что просто не выдержал. Часто это
случается после поездок в гости, где ребенок
"накрученный” до этого родителями, играл роль
примерного сына или дочери.
Не бойтесь, что у детей отсутствие общепринятой
похвалы разовьет комплекс неполноценности. Они
сами оценят себя и свои способности, если вы
похвалите конкретный поступок. Главное, не
забывайте этого делать, старайтесь замечать все,
что у ребенка хорошо получается.
Как избежать ошибок, найти меру в столь
жизненном вопросе как похвала?
Уважаемые родители, ваше участие, примеры из
жизни обогатят наш разговор. Пусть мнение детей
поможет вам в решении вопроса о похвале. (Включается
магнитофонная запись с ответами детей на
вопросы.)
Вопросы:
- Часто ли родители хвалят вас? За что?
- Какой вид похвалы вам больше всего нравится:
поцелуй, доброе слово, подарок и т.д.?
- Если бы вы были на месте родителей, за что и как
хвалили бы своих детей?
- Уважаемые родители давайте вместе с вами
обсудим следующие вопросы.
Вопросы:
- За что нужно благодарить и хвалить ребенка?
- Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку
чувство уверенности, заострять внимание на самых
малых успехах. Согласны ли вы с этим
утверждением?
- Чего надо опасаться во время похвалы?
Обсуждение проблемы родителями. Обмен опытом.
Чаепитие.
|