Типичные проявления
1 этап
«Нужна ли мне самостоятельность?»
5 класс - становится непослушным и негативным - сопротивляется проявлению заботы о нем и контроля - детские желания и поступки
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
- терпеливо проявлять внимание, участие - акцентировать внимание на
положительных качествах - осуществлять поддержку - повышать уверенность в
себе - обсуждать начало взросления
2-й этап
«Требую самостоятельности, хотя не знаю что это такое»
6-7 классы -борется за свою независимость - закрывается в комнате,
развешивает постеры - настаивает на правах, игнорирует обязанности -
часто не следит за своей речью, может обидеть Для успешного прохождения и
оптимизации развития - обсуждать необходимость равновесия прав и
обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей)
- сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка -
прощать и отделять реальные чувства от слов - осуществлять поддержку
3-й этап
«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»
8-9 классы - есть свое мнение, не всегда верное
- считает именно свое мнение истинно верным - не считается с мнением
родителей - поступает так, как хочет - есть стремление попробовать все,
что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.) - считает, что он
все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о
безопасности)
Для успешного прохождения и оптимизации развития
- аргументировать запреты - обсуждать: если ты поступишь так, то
какие будут последствия ( испортишь здоровье, можешь попасть в плохую
компанию, с тобой может случиться что-то плохое) - считаться с мнением
подростка (иначе он не будет считаться с вашим) -не считать свою позицию
на 100% правильной - поддерживать его, хвалить (возможно, иногда не
совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе) - не ругать его
друзей или тех, с кем он встречается ( бесполезно, вызовет только
отрицание и негатив) если только тех, с кем он уже расстался или
поссорился - в спорах пытаться договориться
4-й этап
«Проявляю самостоятельность»
9-11 классы - прислушиваются к мнению родителей - сами просят советов
- понимают свои реальные возможности - пытаются сами договориться -
воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для
подражания - действуют самостоятельно - переносят самостоятельность из
семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа) Для успешного
прохождения и оптимизации развития - поддержать подростка в его
начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к
действиям, к еще больши успехам) - предоставить ему право брать на себя
ответственность за свои поступки, за свою жизнь - минимизировать
контроль
- быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям. |