1. Угрозы
1. Если не сделаешь, лишишься прогулки.
2. Делай так, как тебе сказано, и не
задавай лишних вопросов.
3. Если не успеешь
своевременно сделать уроки, будешь наказан.
Такие выражения вызывают страх, чувство
зависимости, обиду, враждебность.
2. Приказы
1. Это тебе
говорит отец (мать), и ты должен слушать.
2. Не смей так
разговаривать со мной.
3. Немедленно выключи эту музыку.
4. Я не разрешаю (запрещаю)
тебе дружить с ...
5. Сколько можно
сидеть перед телевизором, немедленно за уроки.
6. Лучше помолчи
и послушай, что скажут старшие.
Такие высказывания говорят о превышении
власти над другим
человеком, тем самым уничтожают атмосферу равноправия.
3.
Критика
1.
Ты ничего не умеешь делать, ни на что не способен.
2.
Посмотри на себя, на кого ты похож?
3.
Ты не умеешь обращаться с вещами, они разбросаны у тебя, где попало.
4.
Даже не сомневался, что это сделал именно ты. Сколько раз я тебе говорила...
Такие высказывания не оставляют надежды
на исправление, лишают ребенка любви и поддержки со стороны
родителей.
4. Оскорбительные
прозвища
1.
Ты ведешь себя как осёл.
2.
Ты говоришь как последний дурак.
3.
Закрой рот, гадина.
4.
Бездельник чертов.
5.
Лгун несчастный.
Такие
выражения закрепляют в сознании ребенка модель
унижения других и разрушают его
самооценку, обозначаются на защитных механизмах.
5. Допрос
1.Сколько это стоило?
2.Сколько времени ты на это потратил?
3.Чем занимался целый день?
4.Почему пришел так поздно?
5.Где шлялся, я тебя спрашиваю?
Такие выражения способствуют проявлению недоверия
к ребенку.
6. Безапелляционные утверждения
1.Ты не хочешь вести себя, так как
положено.
2.Ты ведешь себя так мне назло.
З.Ты жадный и злой.
4.Если ты собираешься поступить именно
так, то отвечай за все сам.
5.Ты ведешь себя, как маленький.
6.Почему ты не можешь быть таким же, как
твоя сестра?
Такие выражения очень болезненно и вредно сказываются на психическом здоровье
ребенка.
7. Несвоевременные советы
1 . Если бы у тебя был порядок на столе,
то не пришлось бы волноваться и так долго искать то, что нужно.
2. Не сделал так, как я тебе говорил,
вот теперь и имеешь.
3. В следующий раз будешь слушать, что
тебе говорят старшие.
Такие выражения не способствуют извлечению
полезного опыта, не учат, а отталкивают,
раздражают.
8. Шантаж
1. Если ты не будешь обижать братика, то
я поведу тебя в кино.
2. Если ты выучишь уроки, то мы пойдем
кататься на лодке.
3. Если ты перестанешь рвать книги, то я
подарю тебе велосипед.
4. Если ты не будешь себя хорошо вести,
то советую тебе забыть о карманных деньгах.
Принцип «если..., то...» иногда дает
быстрый результат. Но он редко ориентирует ребенка на повторение попытки: ведь
в наших словах заключено сомнение. «Если ты выучишь уроки» означает: «Мы не
уверены, что ребенок на это способен».
|