Цели:
- ознакомление младших школьников с ценностью «мудрость»;
- привитие интереса и любви к знаниям как источнику мудрости
человека;
- стимулирование у учащихся желания и интереса поиска мудрых
мыслей и выражений и использование их в повседневной жизни.
Методы: беседа, рассказ, игра, творческая работа.
Свойство мудрого состоит в трёх вещах: Первое — самому делать
то, что он советует делать другим, второе: никогда не поступать против
справедливости, третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих
его. Лев Толстой |
Ход часа
1. Круг радости
Предлагаю всем встать в круг, произнести хором слова:
Птица — счастья завтрашнего дня
Прилетела, крыльями звеня,
Выбери меня, выбери меня,
Птица — счастья завтрашнего дня.
Птица — счастья, конечно, иногда выбирает кого-то, но сегодня
мы будем выбирать то, что в будущей взрослой жизни должно помочь каждому
из вас быть счастливым человеком. В центре стоит сундучок, в нём лежат
сокровища. Подойдите, возьмите себе по одному сокровищу и скажите, что
вы с ним будете делать.
Дети берут «сокровища», а это слова, написанные на листочках: добро,
благодарность, справедливость, милосердие, взаимопонимание,
внимательность, чуткость, сердечность, любовь, искренность,
обязательность, добросовестность, аккуратность, щедрость, тактичность,
жизнерадостность, мудрость, рассудительность, ум, заботливость,
смелость, решительность, скромность. И садятся на место, затем,
отвечают, что они будут с этим сокровищем делать. Хранить, кому-то
подарят, будут носить с собой всегда, спрячут, преумножат и т. д.
Предлагаю, вам, ребята, послушать сказку народов Бирмы «Завещание
отца». В чём мудрость этой сказки?
2. Сказка «Завещание отца»
Сказка народов Бирмы. В далёкие-далёкие времена жил да был богач,
и было у него два сына. Занемог вдруг богач. Позвал перед смертью
он своих сыновей, разделил между ними своё имущество и напоследок
сказал:
— Милые мои сыновья! Ешьте всегда только вкусную пищу. Никогда
не ешьте того, что не вкусно!
Сказав так, отец испустил дух. Младший сын, следуя совету отца,
ел всегда только самые изысканные блюда и скоро промотал всё своё
состояние. Прослышал он, что старший брат его женился, и решил
отправиться к нему в гости.
— Брат мой, — обратился младший к старшему, когда увидел, что тот
живёт в покое и достатке, — помнишь ли ты завет отца? Я неизменно
следовал ему, ел только вкусную пищу, и, видишь, совсем обеднел.
Почему же тебе удаётся благоденствовать?
Отвечал ему старший брат:
— Я свято чту завет отца и ем только то, что вкусно, поэтому —
то я и становлюсь день ото дня богаче.
— Чем же ты питаешься? — спросил младший брат.
— После узнаешь, — ответил старший. — Ведь сегодня мы будем обедать
вместе.
И братья отправились в поле.
— Давай сначала хорошо поработаем, а потом вкусно поедим, — предложил
старший брат.
Младший брат усердно трудился наравне со старшим. Наступил полдень.
И он обратился к старшему:
— Брат мой! Не сделать ли нам перерыв, я что-то очень проголодался
— Хорошо, — согласился тот. — Раз ты устал да захотел есть, — самое
время прервать работу!
И братья принялись за еду. Отведал младший брат рис и соус
с приправами, а старший и спрашивает:
— Ну как, вкусно?
— Очень, — отвечает младший, — очень вкусно.
— Брат мой! Ты неправильно понял завещание отца. Есть вкусно, вовсе
не значит, есть вкусные вещи. Отец хотел сказать, что надо есть только
тогда, когда как следует, проголодаешься. А хорошенько проголодаться
можно, только поработав не за страх, а за совесть. Тогда любая еда
покажется вкусной. Тут дело нехитрое, да умное: и работе польза,
и деньги сохранятся.
Тогда — то и постиг младший брат мудрость отцова завещания.
— Как мудрое завещание отца помогло старшему брату?
— Какую пищу называют простой? Почему мудрее есть простую пищу?
3. Поговорим
Что мудрого читали вы, ребята?
Дети по очереди рассказывают о прочитанном произведении и указывают
на мудрость, которая прозрачно видна из текста.
4. Мудрый ответ на проблему
Несмотря на мудрые высказывания, которые вы читали, слышали,
у каждого человека в жизни встречаются моменты, требующие совета,
мудрого ответа. Предлагаю вам разделиться на три возрастные группы.
Каждая группа получает зонт, размер зонта зависит от возраста. Младшие
школьники получают маленький зонтик, среднее школьное звено — зонт
больше, старшеклассники — большой зонт-ширму. Зонт поможет вам скрыться
от проблем. Постарайтесь встать так, чтобы все вместились под зонтом.
(дети стараются прижаться друг к другу так, чтобы всем было комфортно
в тесном дружном коллективе)
Молодцы! Хорошо получилось у вас!
Задавайте свои проблемные вопросы тем людям, от которых желаете
услышать мудрый ответ.
Ребята задают вопросы тем людям, от которых желают получить мудрый
ответ.
Например:
Вопрос: «Почему иногда не любят тех, кто хорошо учится?»
Ответ: «Болото всегда ненавидит гору, и чем выше гора, тем это больше
раздражает болото. А. Алексин».
5. Китайская народная сказка «Новогодний подарок»
Каждый встречает Новый год с радостью и надеждой. Сидели
за новогодним ужином старик и три его дочери. Девушки поднесли отцу
рюмку подогретого вина, и он с улыбкой сказал им: — Нет слов, как я вам
блогодарин, дети мои, за ваши заботы о доме, в котором мы живём. Сейчас,
как это принято, я поднесу вам по новогоднему подарку. Подарки мои
скромные, но от всего сердца, дадут вам возможность показать, на что
каждая из вас способна. Поднявшись с места, старик отпёр ларец и достал
оттуда три узелка, в которые были тщательно увязаны подарки.
Получив подарки, девушки поцеловали руку отцу и встали из-за стола.
Пожелали старику спокойной ночи и ушли к себе. Там они торопливо
развязали свои узелки. Когда старшая дочь увидела три медные монетки,
рот её скривился в усмешке.
— Под старость наш отец сделался скрягой. Только три медные монетки
и подарил мне. Что на них купишь? Будь они серебряные… — И она
вздохнула.
— И мне он подарил только три медные монетки. Только и хватит, что
на три порции мороженого летом! — проговорила средняя.
— Любой подарок от отца дорог. А ещё дороже мудрые слова, которые
он молвил! — сказала младшая, прижав узелок к сердцу.
Минуло двенадцать месяцев. Снова наступил новый год. На этот раз отец
подарил дочерям пёстрые шёлковые пояса. О прошлогодних мелких подарках
не было сказано ни слова. Старик словно забыл о них. Прошло ещё два
года. Настал третий новогодний вечер. Когда все, живые и здоровые, снова
собрались за праздничным ужином, старик обратился к дочерям:
— Скажите, дети мои, что вы сделали с подарками, которые я дал вам
три года тому назад?
Старшая рассмеялась и сказала?
— Я, отец, и не вспомню о монетках, которые я куда — то засунула,
да так больше и не нашла.
— Ничего не могу вспомнить о тех медяшках, кроме того, что купила
на них мороженого, которое тут же и съела,- сказала средняя.
А младшая сказала вот что:
— Я очень тебе благодарна, отец. На эти медные монетки я купила
тёлку, которая сейчас стоит у нас в хлеву. Её сёстры удивлённо
воскликнули:
— Разве можно купить тёлку за три медные монетки?
— Сейчас увидите как, — ответила младшая. — На эти монетки мне
удалось купить только желторотого утёнка. Я выкормила его. Он подрос
и превратился в утку. Всё лето я собирала и носила на рынок утиные яйца.
К осени я собрала денег и купила поросёнка. За год он вырос и стал
большим-пребольшим и жирным. Продав его, я получила столько денег, что
смогла купить телёнка. С прошлого года он вырос, и теперь у нас есть
тёлка. Через год она станет взрослой коровой, и каждый день к завтраку
у нас будет молоко и сыр. Вот что я сделала с тремя медными монетками,
подаренными мне к Новому году.
— Жить тебе и здравствовать долгие годы! — воскликнул отец, радостно
прослезившись. Обняв дочь, он поцеловал её в лоб. Для него это был самый
дорогой новогодний подарок.
Если вам дарят скромный подарок, вы радуетесь или огорчаетесь?
6. Игра «Мой мудрый подарок»
Дети дарят друг другу подарок, сопровождая его какой-либо мудростью.
Варганова Н. (дарит мягкую игрушку) — Дарить надо то, что чуть-чуть
жалко.
Семидьянова Л. (дарит сердечко, выполненное своими руками) — Я так
люблю себя, что могу полюбить тебя…
Мальцева Н. (дарит кисточку и краски) — рисовать картину жизни только
яркими красками.
Симонова Н. (дарит солнышко — медальон) — Свети всегда, свети всем.
Маркова А. (дарит сердечко, выполненное из пластилина) — сердце, тебе
не хочется покоя?
Мальченко К. (дарит свечу) — Огонь — символ тепла.
Величинский К. (дарит чистый лист бумаги) — Жизнь — как чистый лист
бумаги.
Ильеня Р. (дарит зеркальце) — Чаще смотрись в зеркало, чаще сам себе
нравься.
Сергиенко О. (дарит песню) — Любовь — это головоломка…
Зверев В. (дарит музыкальный номер) — Чтобы жизнь была безоблачной.
Трошин С. (дарит стакан воды к камнем) — Под лежачий камень вода
не течёт.
Богданов А. — Мы видим мир таким, какие мы сами.
Сызганов — Когда в друзьях согласья нет…
И т. д.
Я поняла, ребята, что ещё не всем хватает мудрости, чтобы без
затруднения сделать подарок и сопроводить его поучительными словами,
мудрым советом, пожеланием, с добрым намёком. И решила ещё раз открыть
волшебный ларец, чтобы взять подарок, который все годы своего
существования считался самым мудрым, самым безоговорочным помощником
в трудных житейских ситуациях.
Выносится ларец, а в нём книги. Каждый ребёнок выбирает по своему
возрасту и интересу одну книгу.
Круг «От сердца к сердцу»
Пожелаем счастья всем собравшимся в этом зале. (Все поют)
Мы желаем счастья вам
Счастья в этом мире большом…
|