Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы… Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и унижает его в глазах говорящего. Они не рисуются, они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не говорят: «меня не понимают» или я «разменялся на мелкую монету!», потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, фальшиво. Они воспитали в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть вокруг грязь, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу… Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться недостаточно вызубрить Фауста. Тут нужны беспрерывный труд, штудировка, воля…Тут дорог каждый час.
Казалось всё очень просто: ребёнок мал, а мир огромен. Малыш беспомощен, а родители всесильны. Мир не понятен, а родители знают всё. Вот с этих основ и начинается вхождение ребёнка в мир, и именно родители, старшие - оказываются Всемогущими Волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Их улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают картину Мира, понимание окружающих, правила поведения в обществе, из которых складывается сценарий жизни.
В первый день сентября особое внимание всех невольно привлекают первоклассники. Вот они в новеньких отутюженных формах, в белоснежных блузках, с блестящими портфелями и букетами цветов, смущенные, притихшие, счастливые, идут они с отцами, матерями, бабушками и дедушками первый раз в школу. У порога первоклассников встречает их первая учительница. Она поглядывает на своих будущих учеников. В этот праздничный день все они производят впечатление очень вежливых, аккуратных, дисциплинированных детей.
Но проходит торжественность и необычайность первых дней, и учительница приглядываясь к своим питомцам, начинает замечать, что у Пети уже появилось не одно масляное пятно в тетрадке и на пиджаке, у Зины учебники и тетради потеряли вид, Костя приходит в класс с грязными ушами ногтями. Дима грубо разговаривает с ребятами, бьёт их в перемену, шалит, толкает всех. Ира любит похвастаться, в перемену часто ест на виду и не делится, а бумажки разбрасывает где попало. Саша с шумом двигает стул и закрывает за собой дверь.
Что это? Поведение ребёнка, его маленький культурный уровень заложенный в небольшой период жизни до школы. Да это дурные привычки как сорняки, появляются и разносятся очень быстро если не вести борьбу с ними.
Упустили родители этих учеников время для воспитания первых элементарных навыков и привычек культурного поведения. Искоренять ошибки всегда труднее, чем сразу воспитывать так, как нужно…
В начальную школу дети должны прийти уже с рядом сформированных привычек культуры поведения:
-
Самообслуживание – следить за чистотой и опрятностью внешнего вида.
-
Заложены привычки вежливого отношения к старшим, должны быть приучены здороваться, и прощаться, благодарить, соблюдать тишину когда кто-то занят делом.
Но за повседневностью вы про это часто забываете или считаете не нужным и многие дети даже не представляют себе, что значит сказать «здравствуйте», «спасибо». Это говорит о том, что в семье не приняты такие выражения. Учитель старается при учить к этому своих воспитанников, но его труд сведётся к нулю, если не будет поддержки со стороны родителей, каждодневного труда.
Давайте заглянем в одну семью.
Сценка: Славик растёт в благополучной семье. Мама, папа, бабушка (мать мамы) Славик. Мальчик одаренный, занимается в музыкальной школе успешно. В общеобразовательной школе получает плохие отметки. - Какое значение имеет математика или география для будущего музыканта. Мама никого не допускает в процесс воспитания сына. Пусть мальчик привыкает к красоте. Воспитывает в сыне уважение к великим людям, желает чтобы он был похож на великих музыкантов. Порой забывал о главномю - Когда Славик кладёт ногу на стол )бывает и такое) мама спрашивает: - Сыночек, разве Вайнер так делал? Сними ножку со стола. Славик неохотно спускает ногу. Пообедав, не сказав «спасибо», выходит из-за стола. Мама напоминает: - Бетховен всегда говорил «спасибо2. Сын молча подходит к окну, открывает, кричит: -Колька! Дурак! Я выйду сейчас! Мама в ужасе восклицает: - Шопен никогда не разговаривал с друзьями грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь спать. После обеда это полезно. - Спи сама! Я гулять хочу! (сын отталкивает мать). Мать вслед. -Чайковский никогда не толкал маму! -Ты что, видела? Он умер в прошлом век.- Славик довольный убегает.(Откуда в нём эта грубость). Мама и бабушка считают, что общепринятые меры воспитания к мальчику не приемлемы. И когда отец вмешивается, на него смотрят как на человека недалёкого ума. При сыне мама говорит бабушке. -Что ты хочешь от этого идиота? Отец теряется, отступает. Чаще задерживается на работе, воскресенья проводит с друзьями. Сын убеждённый в своём превосходстве над отцом, относится к нему как к существу нищего происхождения. - Покормила бы этого типа, он весь день вкалывал…(реплика сына). О каких нормах культурного поведения в обществе можно говорить, если мальчик своего родного отца и мать не уважает. Упустили родители момент воспитания, да их самих воспитывать нужно. Поступая в школу, ребёнок начинает новую жизнь, которая связана с формированием более сложных навыков и привычек. Припомним некоторые из них: привычка своевременно приходить в школу, держать в порядке рабочее место, книги, тетради, выполнять правила сидения за партой, входа и выхода из класса, привычка обращаться по имени к старшим, выполнять требования дежурных, привычка прилично вести себя в коллективе. Эти навыки и привычки вырабатываются с первых дней пребывания в школе, однако они успешно закрепляются только тогда, когда родители и дома помогают детям следовать новым правилам поведения. Бывает и так. -Оленька, пора вставать, -ласково уговаривает мать свою дочку. Четыре раза ей пришлось подойти к девочке, прежде чем та поднялась. Оля пролежала в постели 15 минут лишних. Теперь девочку собирает в школу мать. Конечно, она не опоздала, принесла на уроки всё что нужно, явилась в школу опрятной. Учитель может похвалить Олю. Но пожалуй лучше было бы опоздать, пережить осуждение учителя и друзей, ведь она помешала ходу урока. Но в следующий раз Оля постарается сделать всё сама, ведь чрезмерная опёка родителей тоже очень вредна. Много внимания в семье стоит уделять тому, чтобы младшие школьники уважительно относились к старшим. Чтобы это стало привычкой он должен видеть вокруг себя образцы такого поведения. Также в младшем школьном возрасте дети должны приучиться соблюдать и целый ряд правил культурного поведения на улице, в общественном месте: не выходить на улицу в неряшливом виде, не толкать прохожих, вежливо пропускать вперёд старших, детей, женщин, в общественных местах не сорить, не бегать, не шуметь, терпеливо придерживаться очередей, здороваться со знакомыми. В школе учителя в самых разнообразных формах разъясняют ученикам значение этих правил в жизни человека.
Но этого недостаточно, чтобы у детей возникли и укрепились необходимые привычки правильного культурного поведения. Руководить практикой усвоения этих правил в семье, пожалуй проще.
Надзор взрослых за ребёнком нужен до тех пор, пока хорошее поведение не станет нормой.
Вера Алексеевна, мать третьеклассника Гриши, увидела из окна, что её сын и два товарища усердно рисуют что-то на стене соседнего дома. Она вышла и сказала строго: -Гриша, сейчас же пойди и вынеси ведро с тряпкой! Смывая своё «художество» со стены, Гриша практически усвоил, что делать этого нельзя. Педагогический прием, который даёт возможность убедить школьника на собственном опыте, что его нехорошее поведение доставляет много огорчений, как правило, является очень эффективными в воспитательной работе. Постепенно с помощью взрослых дети к 10-12 годам усваивают основные правила культурного поведения. Многие родители скажут, что это всё пустяки и Славик с мамой, и Оля которая любит поспать, и здравствуйте, что ребята вырастут и всё позабудется. Но рассуждая так они снова ошибутся в воспитании нет мелочей. Эту истину выражает поговорка: «Посейте поступок, поведение -пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу». Может быть это громко сказано, но грубость и фальш в поведении, вранье, встречаются на каждом шагу. Что же сделать, как помочь, уберечь, ребёнка от всего этого. В первую очередь будьте сами культурно воспитанными людьми.
Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».
Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только ответы «могу».
Можете ли вы:
-
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
-
Посоветоваться с ребёнком невзирая на его возраст?
-
Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
-
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
-
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
-
Поставить себя на место ребёнка?
-
рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
-
Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
-
Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
-
Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
-
Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?
-
Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты. Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе. В подростковом и старшем возрасте требования к культуре поведения возрастают. Теперь уже родители вместе с учителями могут помочь своим старшим детям уяснить, что внешнее поведение должно быть выражением его внутреннего мира, внутренней культуры. Сейчас принято отмечать день престарелых людей. Семиклассник Валера выделялся в классе исключительной воспитанностью. Был вежлив, деликатно относился к учителям, имел хорошие манеры. Было предложено помочь одной старушке. Согласились все и только Валера заявил: - С какой стати я пойду к какой-то старухе дрова рубить, мне и своих дел хватает. И вся культурность выражающаяся в умении держать вилку, и учтиво расскланится спрятала бессердечие, равнодушие к людям в этом ещё очень маленьком человеке. - Как же его научить уважать людей? В чём причина равнодушия? (высокое мнение, эгоист) Метод убеждения, личный пример в сочетании с требовательностью и контролем – вот путь воспитания у подростков внутренней культуры. Не надо быть навязчивыми. Сейчас в школе остро стоит вопрос культурного вида учащихся особенно подростков. Одеваться красиво, к лицу – это не значит одеваться дорого, вычурно. Нужного эффекта, можно добиться простой скромностью и аккуратностью, сочетанием красок. Ведь культура человека проявляется и в манере одеваться, говорить. Искажение этих манер воспитывает дурной вкус. Бичем в семейном воспитании, является грубая, бранная речь взрослых. К сожалению такую речь можно слышать и от детей. Ведь взрослые забывают, что зоркие, пытливые глаза детей всегда наблюдают за ними. Дети замечают и воспринимают всё, чем занимаются взрослые, о чём и как говорят, какую музыку слушают, какой образ жизни ведут. Именно под влиянием окружающей домашней обстановки у них складываются первые представления о культуре поведения. Поэтому мы и говорим: «Этот мальчик из культурной семьи, а эта девочка плохо воспитаны». Просто в одной семье подростку дали раскрыться, найти себя в круговороте событий, сулили понять выслушать в то же время вырабатывая ряд привычек без которых ему не обойтись. Они объяснили ему связь между поведением и его последствиями. Не делал его объектом постоянных угроз. А другой (ая) жили, как в песенке:
Выбрось бумажки и мусор, А то не получишь денег на танцы Если не вымоешь пол, Не танцевать тебе рок-н-рол Не болтай. ну-ка давай!
Ну, а что же делать, спрашивают родители, если у ребёнка в силу той или иной причины всё-таки выработалась какая-то дурная манера? Можно ли её искоренить? Можно. Но только надо набраться терпения т твёрдо помнить. «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от неё избавится… Но в том то и беда, что привычка, устанавливается понемногу и после продолжительной борьбы с нею также в течении времени искореняется».
Вы хотите, чтобы ваши дети были лучше вас, так не растите и не воспитывайте себе подобных, не топчитесь на месте, дети это податливая глина, только нужны умелые руки мастера, будьте этими мастерами.
Игра «Устами младенца»
Оборудование: два весёлых человечка, карточки с именами.
Задание – Интересная история о своих детях.
РАССУЖДАЛКИ
Очки
1в – 15 2в – 10 3в – 5
-
Если она в городе то всё моет, стирает, ходит в магазин. Если в деревне, то за всеми ухаживает.
-
Ей не очень легко. Ей надо помогать. А если созрел урожай то его надо убрать.
-
Она руководит собакой. Даёт ей разные команды.
(хозяйка)
-
Это такая штучка коричнево-салатного цвета. Если они болят то и человек более.
-
Это бывает у людей и у животных. Человек с этим ложится в больницу. С этим нельзя вставать.
-
Это такая вещь к старости она начинает барахлить. А молодые могут её отбить и тогда им ставят искусственную.
(почки)
-
Она бывает большая и маленькая. Её можно получить от мамы, например 3 раза в неделю, но её ни когда не получишь если сделаешь плохо.
-
Если муж или жена поругались или папа и мама, то они помирятся когда она будет.
-
Это бывает когда человек хорошо относится к ребёнку. Или другому человеку. И когда это бывает, то быстро засыпают.
(ласка)
-
Это бывает в магазине, на рынке, в аптеке, она бывает большая и маленькая.
-
Я маму на это часто подговаривал. У миллионеров этого больше.
-
Мы всегда рады, когда, это появляется из магазина в доме. Чем больше этого тем лучше.
(покупка)
ЗАГАДАЛКИ 1 минута (За каждое слово 1 очко)
Моё любимое занятие Относится к спортивным играм За одним бегают 11 человек (футбол)
Их много у прогульщиков (двойка) Это есть у велосипеда Тоже есть у машины Имеется у пианино, рояля (педаль).
Очень красивое у папы в машине Есть у парикмахера. В каждом доме в мягком уголке (кресло).
Много на небе. Они двигаются когда ветер. Очень легки, белы (облака).
Я пролил на брюки. Есть в папином «Москвиче». Его мажут на хлеб (масло).
Есть в каждом море. Имеют причудливую форму. Когда подносишь к уху то слышишь шум (ракушка).
Детская игра. Так зовут человека придумывающий машины. В ней есть гайки, болты. (конструктор)
Это бывает в Новый год. С бородой из ваты (Дед Мороз).
ОБЪЯСНЯЛКИ (Друг за дружкой)
1в – 75 2в – 50 3в - 25
-
Они бывают деревянные, резиновые.
-
В них сажают цветы.
-
Они есть в школах на спорт площадках.
-
Из-за них бывают аварии.
-
На них мальчишки делают разные упражнения.
-
Если в них проделать дырку, то папа разозлится (шины).
-
Есть у каждого , у одних большие, у других маленькие.
-
Это можно подглядеть в замочную скважину.
-
О ней всё время расспрашивают.
-
Это есть в море и в земле.
-
Есть у некоторых в дневнике.
-
Есть у каждого в классе.
-
Было бы не интересно, если бы этого не было. (тайны)
-
Когда голова заболела выпил.
-
Бывают жёлтые, белые, маленькие, большие.
-
Бывают с корочкой и без.
-
Их сейчас очень мало, но они круглые и горькие (таблетки).
-
Это есть в футболе.
-
Сколько угодно во дворе.
-
Самое интересное в спортивных новостях.
-
Об этом просят много зрителей.
-
Его забивают в ворота. (гол)
ОБГОНЯЛКИ Кто быстрее? (за каждое 20 очков)
-
Это дерево с толстыми большими листьями, на нём нет ни единой веточки, на нём растут финики, бананы, кокосы (пальма).
-
Ей можно вытаскивать что-нибудь из под дивана. На неё можно намотать тряпку и спахнуть паутину. Эта палка длинная с приспособлением на конце.(швабра)
-
Там жарко. Живут скорпионы и ящеры, верблюды. Там ярко светит солнце и много песка (пустыня).
-
Он сидит на стульчике, а перед ним кружок, на него он кладёт глину, начинает вращать круг, ногами, лепит крынки. (гончар)
-
Он живёт в море, зарывается в песок. Ест маленьких рыб, набрасывается на людей, если они далеко заплывают. Его едят акулы у него 8 ног. (осьминог)
-
Он бывает серого или коричневого цвета. У него 4 ноги, к ним прибивают подковы. На нё ездят небольшие люди. Это маленькая лошадка. (пони).
|