Классный час, посвященный
вопросам безопасности детей, проводится вместе с родительским собранием
на ту же тему. Оба мероприятия построены по общей схеме: выделить в
них ключевые этапы и использовать методы активной групповой работы.
Главное правило для родителей и детей – проверка собственных
представлений на практике.
Мотивационный этап
Вовлечь детей на классном часе (а на
собрании – родителей) в активное обсуждение помогает вопрос, на который
участники ответят положительно. Например, для школьников возможен такой
вариант:
– Хотите ли вы избежать опасностей, которые могут подстерегать вас на улицах города?
А для родителей вопросы могут быть такими:
– Хотите ли вы научить своих детей избежать опасностей, подстерегающих на улицах города?
– Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок благополучно добирался из дома до гимназии и обратно?
Желательно использовать и статистические
данные по дорожно-транспортному и другим видам травматизма детей,
подкрепляя их рассказами о конкретных ситуациях, в которых неосторожное
поведение ребенка привело к несчастному случаю.
Выявление предварительных знаний
На классном часе
Прежде, чем обсуждать тему со
школьниками, важно выяснить, что они непосредственно знают об
опасностях, подстерегающих их на улицах городов. Лучше всего сделать это
в форме вопроса, обращенного ко всему классу:
– Какие опасности могут угрожать детям вашего возраста по дороге в гимназию, во время прогулок?
В ответ ребята перечисляют свои
варианты, а классный руководитель просит их объяснить, в чем именно
состоит опасность, и составляет список рискованных ситуаций на ватмане
цветными маркерами. По окончании "мозгового штурма” классный
руководитель будет иметь представление о том, какие знания есть у детей
его класса по данному вопросу, о каких опасностях они помнят.
Во время работы принимаются без обсуждения все мнения ребят.
Общий список опасностей сохраняется на видном месте во время классного часа и несколько дней после него.
На родительском собрании
Для активизации работы участники делятся на группы ( по форме фликеров).
После того, как родители разделятся на группы, предлагается им дать ответ на следующий вопрос:
– Какие опасности подстерегают ваших детей по дороге в гимназию, во время прогулок.
(Родители пишут ответы на листах ватмана).
Списки, составленные разными группами, сравниваются и дополняются.
Затем классный руководитель предлагает родителям еще одну задачу.
Задание для групп: определить, о каких из перечисленных в списке опасностях знают дети в классе? И что именно они о них знают?
Родителями пишут на листе ватмана. Списки, составленные разными группами, сравниваются и дополняются.
Новая информация
На классном часе
На данном этапе учитель дополняет и обобщает представления детей об опасностях городской среды:
• движущиеся автомобили;
• стоящие на обочине дороги автомобили, особенно автобусы (они закрывают обзор дороги);
• припаркованные во дворах автомобили (могут неожиданно поехать);
• деревья и кусты вдоль дороги (закрывают обзор дороги);
• подворотни и арки (из них могут неожиданно выехать автомашины);
• край тротуара (слишком близко от движущихся автомобилей);
• нерегулируемые перекрестки (опасность в момент перехода);
• тротуары, покрытые коркой льда, или глинистая сырая почва (опасность поскользнуться);
Классный руководитель просит детей объяснить, в чем именно состоит опасность этого предмета или явления.
Заранее готовится материал о том, какие необычные опасности могут подстерегать ребенка и как их можно избежать.
Основные опасности на улице:
– Серьезными источниками угрозы для жизни в городе являются автомобильный транспорт и нарушение правил дорожного движения.
На родительском собрании
После того как на предыдущем этапе
родители выскажут свои предположения о мнениях детей, классный
руководитель с помощью готового списка на ватмане демонстрирует
родителям список опасностей, составленный учениками на классном часе. Затем он комментирует его, показывая, что именно дети понимают под теми или иными опасностями.
Сравнение разных списков даст материал
для обсуждения, позволит понять, насколько объективно родители оценивают
ситуацию и представляют ли они уровень осведомленности детей.
Выработка убеждений
На классном часе
На этом этапе дети разбиваются на группы
по 4–5 человек. В группах распределяются роли: ведущего, докладчика,
секретаря, хронометриста.
Задание для групп: составить памятку безопасного поведения на улице для других учащихся школы.
Задание разделяется на подтемы:
– безопасность по дороге в школу и обратно;
– безопасность во дворе;
– безопасность при переходе дороги;
Памятка аккуратно оформлена на заранее
заготовленных цветных красивых листах, по окончании работы листы сразу
наклеиваются на ватман.
Правила безопасности для составления памятки:
• Ожидая зеленого света на пеpеходе, стойте подальше от кpая тpотуаpа: пеpекpесток – самое аваpийное место.
• Не маневpиpуйте на пеpекpестке вблизи
завоpачивающего тpанспоpта: у автобуса тpаектоpия боpта может опасно
отличаться от той, котоpую вы предполагаете. Есть риск, что подпиpаемые
сзади такими же тоpопливыми пешеходами вы не сможете отскочить, даже
если бы успели.
• Не вскакивайте в двеpь тpанспоpта,
котоpая вот-вот закpоется. Вас может прищемить дверьми, а в худшем
случае – пpотащит несколько метpов в опасной близости от колеса.
• Чтобы избежать уличных опасностей, не
ходите по улице с наушниками, то есть не слушайте попутно магнитофон или
радио: можно не услышать приближающийся автомобиль.
На родительском собрании
Определившись с предварительными представлениями детей и родителей, классный руководитель задает на собрании новый вопрос:
– Как вы думаете, от чего зависит безопасность ребенка на улице?
Затем внимательно выслушивает предположения родителей и спрашивает:
– Можем ли мы разделить все названные причины на две группы: объективные и субъективные?
Для дальнейшего обсуждения предлагается родителям следующую информацию.
Объективные причины, внешние по
отношению к ребенку (наличие светофора, состояние люков и т.д.), при
известной настойчивости удается изменить, но не сразу, и все равно
невозможно контролировать их полностью. Чем старше и активнее становится
ребенок, тем меньше взрослые могут его оберегать. Некоторые родители,
особенно тревожные бабушки, стараются постоянно и везде сопровождать
ребенка. Но подобное поведение, давая сиюминутную тактическую выгоду,
очень невыгодно стратегически. Дети все равно рано или поздно выйдут
из-под опеки, но не будут иметь необходимых навыков, которых не сумели
приобрести в свое время. Да и уважение товарищей могут потерять.
Группа субъективных причин напрямую
связана с личностью конкретного ребенка, с тем, насколько хорошо он
умеет видеть и понимать возможные опасности и избегать их. Грамотно
обученный правилам безопасности школьник сохранит эти навыки на всю
жизнь.
Для активизации нового этапа обсуждения классный руководитель обращается к родителям с вопросом:
– Скажите, пожалуйста, как вы обучаете вашего ребенка безопасному поведению?
Из ответов родителей обычно следует, что
они предупреждают детей о возможных опасностях, рассказывают с истории о
том, какие несчастья случаются с непослушными подростками, и учат, как
следует себя вести, а также строго-настрого запрещают совершать какие-то
опасные действия.
Классный руководитель записывает называемые во фронтальной беседе приемы и методы, которые используют родители, на доске.
– Запретив что-то ребенку, насколько вы уверены, что в ваше отсутствие он выполнит ваш наказ?
– Так что же нам делать? Как же добиться
безопасного поведения и соблюдения правил нашими детьми? Давайте
совместно попробуем решить эту проблему.
Дальше родители разбиваются на группы, каждая из которых получает задание. Оно является для всех групп общим.
Задание для групп: оценить приведенные методы воспитания по их эффективности.
Во время обсуждения выясняется, что
большинство детей воспринимает объяснения как нотации, отторгают их и
даже хорошо зная, как следует поступать, делают по-своему, положившись
на авось. Важно объяснить родителям, что такова психология ребенка: он
не верит, что с ним может случиться что-то плохое, а здоровье не
является для него такой же безусловной ценностью, как для взрослых.
После того как родители убедятся, что
объяснительные методы, внушение, запреты далеко не всегда приносят
желаемый эффект, классный руководитель предлагает им подумать, какие же
методы воздействия наиболее эффективны. В ходе обсуждения, скорее всего,
участники собрания придут к мысли, что лучшее решение – опираться на
личную активность ребенка, на его желание и способность исследовать
окружающий мир. Продолжая работу в группах, родители ищут активные
способы обучения детей.
В дальнейшем обсуждении родители с
помощью классного руководителя приходят к выводу, что объяснения должны
быть наглядными. Например, можно пройти с ребенком путь до гимназии,
показать ему все опасные места и продемонстрировать, как нужно себя
вести. Возможный вариант задач, которые стоит решить вместе со
школьником, – выбрать наиболее безопасный путь через дорогу,
остановиться и осмотреться перед опасной подворотней и т.д. Родителям
необходимо тренировать навыки безопасного поведения вместе с ребенком до
уровня условного рефлекса.
Еще более эффективным способом будет
попросить детей самостоятельно прокомментировать опасности дороги и
способы их избегания. Если дать ребенку возможность найти решение
самому, он будет горд и благодарен взрослому за доверие и уже не забудет
решение, которое нашел сам под ободряющим взглядом отца.
Невозможно дать инструкции на все случаи жизни, а навыки критического мышления пригодятся потом в течение всей жизни.
В конце этого этапа занятия классный
руководитель знакомит родителей с результатами работы детских групп,
продемонстрировав составленные учениками памятки безопасного поведения.
Применение навыка на практике
На классном часе
На завершающем этапе занятия классный
руководитель предлагает детям еще раз вернуться к общему списку и
выделить в нем те опасности, которые встречаются наиболее часто и могут
привести к тяжелым последствиям для здоровья. Несомненно, что это
ситуации, связанные с автомобильным транспортом. Важно не только
перечислить потенциальные опасности, но и заранее продумать, как их
избежать.
Для новой совместной работы детям лучше
образовать новые группы. В одну группу надо объединиться ребятам,
которые идут в гимназию одной дорогой.
Задания для групп:
• составить схему своего пути от дома до школы;
• отметить на этой схеме самые опасные участки;
• описать источники опасности и способы ее избегания;
• выделить красным цветом наиболее опасные участки пути;
• отметить красными восклицательными знаками источники повышенной опасности;
• определить, насколько безопасен обычный путь до гимназии; можно ли выбрать более безопасную дорогу.
Схемы микрорайона лучше заранее найти и
распечатать, так что детям останется только нарисовать возможные пути
следования и оценить уровень их опасности.
Завершив работу, группы рассказывают,
какие опасности встречаются им на пути и как ребята намерены их
избегать. Готовые схемы с условными обозначениями подписываются членами
группы и помещаются на лист ватмана.
Активная рефлексия
На классном часе
В качестве рефлексии можно предложить
ученикам оценить уровень опасности, которому они подвергают себя по
дороге от школы до дома. Для этого детям нужно определить и назвать
вслух, какие из перечисленных правил они раньше нарушали.
В заключение ребята дают ответы на следующие вопросы:
– Что вы сегодня узнали нового о своей безопасности?
– Что вы узнали нового о себе?
На родительском собрании
Учитель предлагает родителям применить на практике знания,
полученные в ходе собрания. Для этого взрослым надо проделать работу,
аналогичную той, которой занимались их дети на классном часе.
Предварительно родители образуют новые
группы, объединяясь по принципу близости места жительства. Те взрослые,
чьи дети ходят в школу одной и той же (или похожей) дорогой, попадают в
общую группу.
Задания для групп:
• схематично нарисовать дорогу к дому;
• отметить на этой дороге все опасные участки;
• описать опасности и способы, позволяющие их избежать.
Те, кому задание покажется слишком легким, а дорога – короткой, могут разработать несколько вариантов безопасного пути.
После того как работа закончена, родители знакомятся с результатами деятельности детей.
Далее учащиеся и родители делятся на команды и с ними проводится игра-викторина «Азбука улиц и дорог» (разработка прилагается)
По окончании игры подводятся итоги.
Активная рефлексия
На родительском собрании
В конце собрания родители получают еще
одно задание, уже индивидуальное: им предлагается наметить для себя, как
провести со своим ребенком "работу над ошибками”, используя полученные
новые знания о способах эффективного обучения.
В заключение желательно, чтобы все участники собрания ответили на вопросы:
– Что вы сегодня узнали нового о безопасности вашего ребенка?
– Что вы узнали нового о способах обучения безопасному поведению?
– Какие планы на будущее у вас возникли в связи с обсуждаемой темой?
|