Вступительное слово
Родители – первые воспитатели для своего
ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь
народная мудрость не зря гласит: "яблоко от
яблони не далеко падает”, "он сын своего отца”,
"впитал с молоком матери”.
Мысль о том, что задача учителя, в качестве
профессионального педагога, помочь родителям
воспитать достойного, образованного гражданина
нашего общества, но не заменить родителей, я
стараюсь донести до каждого из родителей.
Во время обучения ребенка в школе мы (дети,
учителя и родители) составляем треугольник <Рисунок
1> (при этом я не умаляю роль общественных
учреждений, домов культуры, соседей и др.).
Главной вершиной треугольника, конечно же,
является ребенок. Его задача, познавая новое,
открывать самого себя для себя (что я могу, умею,
на что я способен). А задача взрослых – помочь ему
в этом очень нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если
подломится одна ножка? Упадет!
А что сказано в басне И.А. Крылова "Лебедь, рак и
щука”? "Когда в товарищах согласья нет, на лад их
дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только
мука”.
Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия
для того, чтобы ребенку хорошо жилось и
работалось в его "втором” доме – в школе.
Участие родителей в школьной жизни детей имеет
большое значение и для ребят, и для меня, и для
самих родителей.
Особое значение играют родительские собрания.
Правильно построенное общение родителей и
учителя – это залог успешного воспитания
школьника Благородным Человеком. Общаясь с
родителями, я лучше узнаю детей, знакомлюсь с тем,
чем "живет и дышит” семья, и мне становятся
более понятны "детские трудности”. Беседы,
анкеты, встречи со школьным психологом,
обсуждения статей, обмен опытом по вопросам
воспитания, помогает родителям познавать, лучше
понимать своих детей, а порой и самих себя.
Перед собой я ставлю задачу подготовить и
провести собрание так, чтобы родители не
пожалели о времени, проведенном в стенах школы и
шли с собрания в надежде на то, что следующая наша
встреча будет не менее полезной и интересной для
него чем та, на которой он только что участвовал и
вынес несколько полезных "открытий” о своем
ребенке, о секретах воспитания.
Возможно, кому-то из коллег покажется
интересным фрагмент одной из наших встреч
(занятия – тренинга) с родителями.
Поскольку собрания обычно проходят вечером, то
для создания уютной обстановки в подсвечнике
горит свеча.
Фрагмент собрания
- Уважаемые родители, для проведения
сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу
вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к
пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? –
забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник
Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди Васю ночь стояли у дороги и ждали восхода
Утренней Звезды; надо было встретить Путника
Вечности.
- Нет он… И этот не он… И тот не он… - говорили
люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не
он. У второго не было длинной белоснежной бороды
– тоже не он. Третий не держал в руках посох и не
выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то
запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им
был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно
от него зависит спасение человеческого рода. А
почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
- Душа ребенка – это полная чаша (на доске
чаша, вырезанная из листа ватмана <Рисунок 2>).
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими
чертами характера он должен обладать? Какими
качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки
вырезаны из ярких открыток), поместите его в
чашу и назовите качество, которым вы хотите
наделить вашего ребенка? (При помощи скотча
родители, называя качество, "помещают” сердечко
в чашу. <Рисунок 3>)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым,
здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у
ребенка! А какими должны быть взрослые люди,
среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не
расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными,
справедливыми, заботливыми…
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть
отрицательная черта характера, которая мешает
нам быть лучше. У одного это лень, у других –
жадность, лесть, тщеславие, высокомерие,
трусость…
Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: "Главная
ошибка родителей в том, что они пытаются
воспитывать детей, не воспитывая себя!”
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться
хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем
листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на
"чашу избавления” (это может быть тарелка,
поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в "огне
очищения”! (Здесь нам пригодится горящая
свеча.)
- Чувствуйте, как неприятен запах наших
сгорающих пороков, и как легче, и свободнее
становится на душе.
Давайте подведем итог нашей встречи.
- Кто же является Путником Вечности, способным
спасти человечество?
- Ребенок.
- Каким должен быть этот Путник?
- Благородным Человеком.
- Кто же воспитывает его?
- Мы, Взрослые.
- Наша задача воспитывать Благородного
Человека, т.е. рождающего Благо!
Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит
начать воспитывать …
- Себя!
|