Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:50:28
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СОБРАНИЕ [109]
БЕСЕДЫ [22]
АНКЕТИРОВАНИЕ [18]

Eсли в семье необычный ребенок
12.08.2011, 20:04:44

Наилучший способ помочь детям - это помочь их родителям.

Томас А.Харрис

АГРЕССИЯ

А мы у себя в «студии» разберемся, что необходимо знать и делать, чтобы подобные случаи обходили нас стороной.

Подростковая агрессия, безусловно, является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Подобные дворовые триллеры, снятые самими же подростками активно гуляют по Интернету, шокируя своим цинизмом и жестокостью. Появился даже новый термин - буллинг, которым окрестили вековое явление: детская жестокость.

Подростковый возраст - время бурного и во многом противоречивого развития. Он богат на драматические переживания, проблемы, кризисы, конфликты с родителями и педагогами. На новый уровень выходят взаимоотношения со сверстниками. В этот период складываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Поэтому уже сам по себе подростковый возраст может оказывать значительное влияние на агрессивное поведение детей.

Это очень сложный момент в жизни семьи. Родители должны понимать, что как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно, выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам. Росту агрессивности у подростков способствуют следующие факторы:

1.  Эндокринный  взрыв,  резкое  нарастание  половых  гормонов,   главным
образом тестостерона у мальчиков,

способствующего росту агрессивности.

2.   Органические   поражения   головного   мозга   -   травмы,   арахноидиты,
менингиты и т. п.

3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей.

Родители развитию подростковой агрессии способствуют двумя основными способами.

Эмоциональное отвержение.

Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда "переживают вторую молодость" и занимаются устройством своих личных дел. Ужесточение контроля.

Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

По мнению психолога Марка Сандамирского активно изучающего проблемы детской жестокости, современные дети другие на физиологическом уровне. Они не способны ощущать чужую боль, сочувствовать. Умение сочувствовать не врожденная данность, а развивается в процессе общения. Большинство современных подростков предпочитают общению с ровесниками компьютер или телевизор, которые не способны развить в наших детях такие важные качества как сопереживание, сочувствие, эмпатия. Это еще одна из причин возникновения агрессивного поведения у детей.

В проявлении агрессивности мальчиков и девочек также имеются различия.

Девочки более чувствительны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто "подставляют" ребят.

Для иллюстрации привожу часто встречающийся эпизод из школьной жизни. Девочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно, видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять "кто первый начал" ей некогда.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случаях групповых "разборок" девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают "завести" мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают старающихся дурачков, что мы и наблюдали на экране.

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна. Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои агрессивные природные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные. Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу. Родителям важно научить ребенка защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей .

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в вашем ребенке -проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. И еще: ребенок учится тому, что видит у себя в дому. У агрессивных родителей вырастают агрессивные дети.

Как же обстоят дела с проявлением агрессивности у нас в гимназии? Среди учащихся начальной школы мною было проведено исследование анализ результатов которого показал, что 3% учащихся младших классов подвержены агрессии. Конечно, для окончательного вывода ответов одних детей недостаточно, необходимы еще наблюдения учителей и родителей.

В настоящее время учеными изучены условия воспитания,
способствующие возникновению и закреплению агрессивных проявлений.
В результате проведенных кросскультурных исследований обнаружены
некоторые         интересные          тенденции          нравственного         развития.

В сообществах, где родители отзывчивы на потребности ребенка, ласковы, не
строги,             отмечается             низкий             уровень             преступности.

Воровство наиболее распространено в сообществах, где для воспитания
послушания, ответственности и самостоятельности используются
преимущественно                     наказание                     и                      строгость.

Воровство и преступления против личности весьма распространены там, где воспитанием детей традиционно занимаются матери, где отсутствует возможность возникновения тесных эмоциональных связей с отцом. Преступления против личности, в том числе насилие, клевета, наиболее часто встречаются в сообществах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность.

На этом основании можно сделать вывод, что самое важное это создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности. В процессе воспитания агрессивного ребенка вам помогут следующие рекомендации.

ГИПЕР АКТИВНОСТЬ

Для начала следует отметить, что не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего он порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен.

В   чем   же      кроется   главное   отличие   ребенка   живого,   активного   от гиперактивного?

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях -дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться.

Понятие "гиперактивности" включает в себя следующие признаки:

1.  Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

  1. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  2. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда - то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  3. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем - либо на досуге.
  4. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  5. Часто бывает болтливым.

Говорить о гиперактивности можно только в том случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении не менее шести месяцев.

Но также не всегда непоседливый, слишком активный и невнимательный ребенок диагностируется специалистами как гиперактивный. Порой это бывает временной реакцией маленького человека на большие эмоциональные нагрузки. Например, развод родителей, потеря кого-нибудь из близких, отрыв от семьи и т. д. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего начинают замыкаться, ведут себя заторможенно и пассивно, ребенок, наоборот, становится перевозбужденным и чересчур активным. Он просто не может найти себе места. Много говорит, двигается, его ничего не интересует (потому и кажется невнимательным), он никого не слушает, из-за чего и получает бесконечные замечания и наказания. А это, в свою очередь, усиливает угнетенное, тревожное состояние ребенка. Получается замкнутый круг, который, если его вовремя не разомкнуть, действительно может закончиться серьезными заболеваниями.

Гиперактивность может быть отдельным симптомом совершенно других заболеваний и состояний, в частности умственной отсталости. Если у ребенка есть только гиперактивность, это ,скорее всего, связано с его индивидуальными особенностями, в частности с темпераментом и здесь не идет речь о патологии

Причиной гиперактивности могут быть различные заболевания, в том числе нервной системы, но наиболее часто - дефекты воспитания. Последние можно подразделить на три группы - три крайности воспитания: очень строгий (подавляющий) стиль, излишняя опека, отсутствие единых требований, предъявляемых всеми членами семьи.

К сожалению, все еще встречаются так называемые социально запущенные семьи по отношению к ребенку, когда им вообще занимаются мало, часто без причины наказывают, предъявляют непосильные требования. Если при этом дети являются свидетелями ссор между родителями, да к тому же один из них или оба страдают алкоголизмом, то причин для гиперактивности и других невротических расстройств более чем достаточно.

Из таких семей редко обращаются за медицинской помощью или приводят ребенка тогда, когда у него уже имеются выраженные патологические черты характера.

Одной из частых причин гиперактивности у детей является противоположный тип воспитания, когда им разрешается делать все и дети не знают вначале никаких запретов. Такой ребенок является кумиром в семье, постоянно гипертрофируются его способности. Но вот на определенном этапе родители убеждаются в том, что воспитание было неправильным и поэтому решают изменить отношение к ребенку, предъявить ему определенные требования и ограничения, ломать старые привычки, укоренившиеся годами. Известный советский педагог А. С. Макаренко писал о том, что воспитать ребенка нормально и правильно гораздо легче, чем перевоспитать. Перевоспитание требует больше терпения, сил и знаний, и не у каждого родителя все это найдется. Нередко в процессе перевоспитания ребенка, особенно если оно проводится не совсем правильно, возможно возникновение у детей различных невротических реакций, в том числе и гиперактивности, негативизма, агрессивного поведения. В большинстве подобных случаев не требуется специального лечения, достаточно правильно построить свои взаимоотношения с ребенком, быть постоянным до конца в своих требованиях.

Имеются также достоверные указания на то, что в возникновении детской гиперактивности определяющую роль играют наследственные факторы. Как правило, родители гиперактивного ребенка в детстве были такими же как он, или имели подобные неврологические нарушения.

С чрезмерным активным поведением связан синдром диффицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).Этот синдром включен в психиатрическую классификацию психических болезней. Клиническую картину СДВГ определяют кроме повышенной двигательной активности, расстройство внимания и импульсивность поведения, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой. Такие дети испытывают проблемы в общении с другими детьми. Это в свою очередь приводит к психической неустойчивости, обидчивости, неадекватной самооценке, может сопровождаться стремлением к бродяжничеству, проявлениям агрессивности, сексуальной расторможенности. Причиной данного нарушения специалисты назвали минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин).

Относительно развития таких детей можно сказать следующее. Дети с СДВГ имеют трудности не только в поведении, но и в учебе. Они не в состоянии в полной мере соответствовать школьным требованиям, несмотря на часто встречающийся у них хороший общий уровень интеллектуального развития. На уроках таким детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут сами организовать и завершить работу. Навыки чтения и письма у нбих значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из - за невнимательности. При этом ребенок не склонении прислушиваться к советам взрослых. Возрастная динамика СДВГ такова: его проявления постепенно уменьшаются, к 12 - 14 годам почти исчезают и трансформируются. В поведении остается лишь суетливость, импульсивность реакций. Дефицит внимания при этом сохраняется практически на всю жизнь. Диагноз СДВГ ставит врач, поскольку есть еще целая группа состояний, по симптоматике схожих с СДВГ. Исправление ситуации происходит совместными усилиями врача, психолога, родителей и педагогов.А для начала попробуйте придерживаться следующих рекомендаций.

РЕКОМЕНДАЦИИ (слайды)

ОДАРЕННОСТЬ

Очень приятно в очередной раз пролистывать успехи наших гимназистов. На районных предметных олимпиадах в прошлом учебном году наши дети завоевали 22 призовых места, четверо учащихся гимназии представляли район на областной олимпиаде и приехали победителями. Ильичева Дарья и Михович Ирина защищали честь области на республиканской олимпиаде по русскому языку и биологии. Отмечается также и рост поступлений в/этом году. Но не только в учебе достигаем мы успехов. В просторном и красивом зале тренируются наши юноши и девушки, чтобы достойно выступить на соревнованиях. Наши пионеры активны в конкурсных программах, пионерских сборах. В конкурсе «Вперед мальчишки!» команда 5-классников заняла 1- место. Наши дети очень активные и творческие. Ни один утренник и ни один праздник не обходится без наших талантливых певцов и танцоров. В их неповторимости вы сегодня уже убедились. За успехами наших детей стоят труд, внимание и забота педагогов и конечно же родителей. Главное вовремя заметить маленькую одаренность и создать условия для ее развития.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого - то награждает щедро, не скупясь, а кого - то обходит стороной. Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как - то Монтень, заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Каковы же ранние проявления одаренности?

Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Она все замечает!»- говорят родители) и быстрое восприятие («Он все на лету схватывает!», ненасытное любопытство и отличная память, хорошо развитое воображение( «Он играет с воображаемыми друзьями»).

Одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим   развитием   познания,  психосоциальным   развитием   и физическими данными.

В области опережающего развития познания отмечается следующее: 1.Повышенная любознательность. Таким детям необходимо исследовать окружающий мир. Они засыпают взрослых вопросами: «Как это устроено?», «Почему так происходит?!.Ученые утверждают, что у одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена.

2.Способность прослеживать причинно - следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков. Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.

3.Отличная память, котрая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опят, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

4.Большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы.Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии,придумывают слова.

5.   Повышенная концентрация внимания на чем - либо,упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна.

6. Яркое воображение,высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

1.  Сильно развитое чувство справедливости,проявляющееся очень рано.

  1. Хорошо развито чувство юмора.Обожают несообразности ,игру слов, часто видят юмор там,где сверстники его не обнаруживают.
  2. Попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам».
    1. Преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В    области    физических    характеристик    для    одаренных    детей свойственны:

1.Очень высокий энергетический уровень.

2. Низкая     продолжительность     сна.     Большинство     родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки:

"Талант всегда пробьется". Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и одаренность не терпит застоя и самоудовлетворенности. Она существует только в динамике - или развивается, или угасает. А для того, чтобы она не угасла необходимо придерживаться следующих рекомендаций. РЕКОМЕНДАЦИИ (слайды).Терпения в нелёгком труде воспитания.

Категория: СОБРАНИЕ | Добавил: Носик | Теги: сценарий родительского собрания, план родительского собрания, как провести школьное родительское, беседа с родителями, тема родительского соб
Просмотров: 1495 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0