Педагогическая деятельность - это
непрерывное общение взрослых с детьми, детей
между собой. Общение мощный фактор нравственного
развития ребят, их социализации, воспитания
толерантной личности; т. е. через общение можно
научить быть терпимыми к чужим мнениям, жить в
мире непохожих идей. Мы не устаем сегодня
повторять о гуманизации образования. Далеко не
всегда реализуются идеи гуманистической
педагогики в общении с детьми и их родителями.
Используются способы взаимодействия с детьми,
характерные для насильственных коммуникаций:
жесткое требование, неспособность принять
ребенка таким, каков он есть. Значит, нам, самим
воспитателям, надо учиться ненасильственному
общению и учить этому ребят, это значит научить
их дружить в детстве, в жизни.
Я предлагаю мастер-класс нетрадиционного
родительского собрания на тему: "Как воспитать у
детей навыки ненасильственного общения”. Для
выявления эмоционально-психологического
состояния детей, и изучения их потребностей, в
общении нужно провести анкетирование среди
детей (поставить знак "+” у ответа с которым
ребенок согласен).
1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со
взрослыми?
2. Чувствовал (а) ли ты когда-нибудь, что тебе
легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с
родителями?
с учителем?
3. Кто больше всего понимает тебя?
4. Видишь ли ты друга в своем учителе?
В своих родителей?
5. Хотел (а) бы ты быть таким человеком, как твои
родители?
Как твой учитель
II. Учитель знакомит родителей с
результатами анкетирования.
Родителям раздается памятка для родителей
"Способы коммуникации, которые следует избегать
в общении с детьми”.
- требование, приказ, команда;
- указание на то, что "ты должен”;
- упрек, обвинение;
- предупреждение, предостережение, угроза;
- нравоучение, нотация;
- готовые решения, категоричные подсказки,
советы;
- высмеивание, подшучивание, юмор "сверху вниз”
- выспрашивание, расследование;
- обобщения (" все вы ...”, "никто из вас ...”)
- игнорирование или отрицание чувств другого;
- уход от разговора, молчание.
III. Знакомство родителей и методиками
изучения степени осознания детьми их трудностей
в общении со сверстниками и взрослыми.
- Методика "Назови чувство”.
Ребенок должен называть те чувства, которые
испытывает очень часто редко никогда не
испытывал
- Методика "Тележурналист и зритель”
"журналист”- родитель "зритель”- ребенок.
Даются вопросы для обсуждения:
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- Вспомни свои любимые мультфильмы, назови их.
- Что тебе нравится в этом мультфильме?
- Назови героев, которые тебе особенно
понравились, запомнились, на которых тебе
хочется быть похожим.
- Попробуй объяснить, почему тебе понравился этот
герой, почему хочется походить на него?
- Расскажи одну из ситуаций мультфильма, которую
ты хорошо помнишь?
- Что ты чувствовал в этот момент? (При
проведении этой анкеты дети с интересом
включаются в работу, общаются откровенно, потому
что детям легче говорить о своих чувствах к
герою).
- Методика "Мне трудно общаться, когда...” (Перед
детьми незаконченные предложения, нужно
дописать их).
- Мне трудно общаться, когда мой одноклассник ...
- Мне очень тяжело, когда мои родители ...
- Мне становится очень трудно, когда учитель ...
- Я переживаю, когда незнакомый человек ...
- Мне очень трудно, когда ...
Учитель знакомит родителей с ответами,
преобладающими в анкетах анонимно.
1) когда мой одноклассник
- грубит мне, кричит на меня;
- дразнится;
- молчит;
2) когда мои родители
- ссорятся между собой потом не разговаривают
друг с другом;
- кричат на меня;
- сравнивают меня с кем-то;
3) когда учитель
- недослушивает меня;
- объявляет мои недостатки при всех;
- иронизирует надо мной или другими ребятами;
4) когда незнакомый
5) мне трудно, когда
- не понимают меня, не выслушивают;
- кричат на меня;
- сравнивают с другими;
(Эти ответы свидетельствуют о том, что дети
испытывают серьезные психологические
затруднения в ситуациях насильственного
общения).
Вывод: не следует применять в общении
способы насильственной коммуникации.
- Методика "Что ответить?” (Выбрать два
ответа: сначала самый неудачный затем самый
подходящий, лучший на ваш взгляд объяснить свой
выбор).
1) Мама смотрит дневник. Один тройки. А ведь на
носу Новый год. Не стыдно так закончить четверть?
Ответы: Ты переживаешь о моей учебе?
- Я сам(а) хотел (а) бы иметь отметки получше, да
только не получается.
- Опять начали воспитывать.
- Как это стыдно.
- Мама, я учусь не хуже всех.
2) Ваш одноклассник, пробегая мимо парты,
сбросил на пол ваши учебные принадлежности.
Ваши действия:
- Догоню и стукну, как следует, чтобы больше мое не
трогал.
- Крикну, что он - дурак, и соберу свои вещи с пола.
- Пройду и скажу, чтоб он положил все обратно на
парту.
(Анализируя наблюдения, объясняю что детям
свойственны многие эмоции, чувства, они могут
описать их с помощью свое эмоциональное
состояние).
IV. Родителям предлагается решить
педагогическую задачу, используя ту информацию,
которую они сегодня получили.
Ситуация №1. Дочь пришла из школы
и обращается к маме: "Мама, я хочу тебе
рассказать что- то важное” Как вы бы ответили и
что бы сделали на месте мамы?
Ситуация №2. Мать пришла с работы
непривычно, молчаливая, дочь занималась своими
делами. Окончив уроки, подходит к двери
- Мам, можно гулять?
- Как хочешь ...
- Хлопает дверь. Слышно, как дочь сбегает с
лестницы.
- А мать садится за стол и закрывает лицо руками.
- Почему мать закрывает лицо руками? Что бы
сделали ваши дети?
(После обсуждения делается вывод: более
эффективным методом воспитания является
откровенность и доверительность в общении с
детьми).
V. В конце с родителями подведем итог.
Проводится игра "Закончи фразу”
- Теперь я знаю ...
- В вопросах общения с ребенком я буду ...
- Мне больше всего запомнилось ...
- Я нашел ответ на ...
VI. Итог учителя.
Мы с вами решили сегодня несколько трудных
вопросов, возникающих в процессе общения.
Характер общения определяет здоровье человека,
его привлекательность, красоту, успех в учебе, в
работе и в личных отношениях с другими. Изучая
трудности и противоречия нравственного развития
детей, пришли к выводу мысли о том, что воспитание
отношения к общению как к огромной нравственной
ценности, развитие коммуникативных умений будут
способствовать нравственному становлению
личности, способности человека помогать друг
другу в решении трудных задач не только в школе,
но и во взрослой жизни. Очень многое зависит в
этом от нас: классных руководителей и родителей. |