РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Переходный» возраст продолжается..."
22.12.2010, 14:42:35
Давайте оформим
приглашения на первое родительское собрание:
Уважаемые родители (ФИО)!
Вы вместе с детьми
вступаете в новый период взросления. Как он будет проходить, вы узнаете на
нашей встрече. Надеюсь на ваше понимание и жду вас 12 сентября в 19-00 в том же
кабинете.
(Подпись).
«Переходный» возраст
продолжается..."
1. Вступительное слово:
— Я поздравляю всех вас с
началом нового учебного года, надеюсь, что мы успешно продолжим воспитание
наших детей.
Ваши дети -
восьмиклассники - вступают в новый подростковый возраст, который таит в себе
множество конфликтных ситуаций. В 13-14 лет состояние подростка очень
противоречиво. У них появляется много страшных мыслей. Это тот возраст, когда
снова и снова возвращаются детские страхи, только уже в гораздо более острой и
осознанной форме: понимание конечности жизни, вечные вопросы типа: «Зачем я
живу?», «Что есть я?», «Кому я нужен?», «Придет ли ко мне любовь?», «Что из
меня получится?». Появляется растерянность перед жизнью.
Или возникают комплексы:
«Я некрасива», «Я слишком толстая» (у девочек, например), «Я маленького роста»
«Я плохо одет» (у мальчика). И все, что кажется пустым, вздорным для взрослых,
приобретает колоссальное значение для подростков. И беда, если ему негде найти
понимание. И шумное общение, и громкая музыка, и вызывающая прическа - все это
во многом от стремления заглушить чувство дискомфорта и просто страха.
Мы, взрослые, часто
недооцениваем степень физиологического напряжения, дискомфорта в этом возрасте.
Плаксивость, раздражительность, огромная потребность высказаться, «выплеснуть»
свои чувства, поделиться своими проблемами. Просто раз, другой, третий,
обращаясь за советом к вам, они, быть может, сталкиваются с вашей
раздражительностью, нетактичностью, с фразами типа: «Некогда мне, потом
поговорим». И подросток ищет общения на стороне, среди сверстников, «уходит в
себя».
Но совета сверстников
часто бывает недостаточно - нужен человек более старший, опытный, у которого бы
все это было позади. Родители, старший брат, бабушка...
Поэтому самое важное в
разрешении конфликтных ситуаций - взаимная терпимость:
• Будьте терпимы к чужому
мнению. Надо как-то договориться.
• Помните: у них, ваших
детей, сформировались свои правила поведения - по вашим они не хотят жить.
Найдите компромисс.
Бывают такие ситуации,
когда по вине подростка конфликт с родителями не может разрешиться.
Сталкиваются самые близкие люди. Отец и сын, мать и дочь. Причем и та, и другая
сторона наверняка желают друг другу добра. Казалось бы, в чем же дело... Как
быть?
• Просто задумайтесь над
собой. Вы не правы, когда стремились создать своего подростка по своему образу
и подобию. Вы подавили в нем личность, индивидуальность.
• Прекратите
«нашпиговывать» нотациями своих детей. Подростки к ним особенно нетерпимы.
• И еще посмотрите, а
живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно
видят.
Папа говорит сыну:
«Неряха, бездельник, никогда не поможешь маме по дому», - а сам за всю жизнь ни
разу мусорного ведра не вынес.
и «Господи, какая
ленивая», - жалуется мама на дочь.
Вы когда утром торопитесь,
всегда убираете вещи в шкаф и моете посуду? «Но я же спешу на работу!» Значит,
себе вы нашли оправдание, а дочери — нет?
Бывает и другое. Вроде бы
родители очень правильные, добропорядочные, а тоже получается «сбой», если в
доме скучно, тоскливо. Только и слышишь: «Ты почему не поставил эту вещь на
место?», «Ты не то читаешь», «Делай так, потому что так делаю я», «Я всегда
училась на «отлично», «Я всегда делала зарядку» и тому подобное. Но дети ваши
не хотят повторять вашу жизнь, и это вполне естественно.
• Не отнимайте у своих
детей стремления жить своей жизнью. Иначе будет просто скучно в вашей семье.
Я попросила наших ребят
определить, в какой цвет «превратились» бы их папы и мамы. Одни выбрали черный,
другие - синий, третьи - серый. Это - ничто, пустота, скука. А они, ваши дети,
не хотят быть серыми, хотят вырваться. Как угодно, но только «раскрасить» свою
жизнь. Это могут быть и компании с отклоняющимся от общепринятого типом
поведения, которые ломают скамейки и бьют стекла. Хулиганство как форма
протеста! И наркотики, алкоголизм, бродяжничество...
Видимо, все это происходит
от того, что личность и собственное «Я» еще не сформированы. Знайте: в этом возрасте
и появляются страшные девизы: «Лишь бы не было скучно», «Живем один раз, бери
от жизни все, пока ты молод - и никаких проблем».
Этот возраст не случайно
называют трудным, потому что в наших подростках пока «ноль самосознания». Они
вообще часто не понимают, кто они такие, что им от этого мира нужно.
Они не понимают, что
одежда может быть и формой протеста, формой самоутверждения. «Ну что «барахло»
на себя надел, цепь, бляху, серьгу в нос - и все? И ты уже счастлив, и больше
ничего не нужно», - часто сетуют родители.
Конечно, страшно, что свою
энергию подростки направляют на «убийственные дела». Сломанные скамейки, камни,
брошенные в окна идущих поездов, испачканные надписями заборы, искореженные
телефонные будки, дикие драки...
И все же можно направить
эту энергию на хорошие дела: что-то смастерить, вскопать огород...
•Давайте нормально, естественно поможем
подросткам прожить период «отторжения» от родителей. Смиримся с тем, что пока
им важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители и учителя. У них пока
очень размыты границы «я». Верьте: агрессия их пройдет, если мы будем их любить
и такими.
2. Выступление психолога
об итогах тестирования.
3. Ответы на вопросы.
4. Индивидуальная работа
(предложить родителям подготовить к следующему собранию в виде небольшого
сообщения ответ на вопрос: «Секреты нашего воспитания».