Ход мероприятия
Классный руководитель пересказывает собравшимся родителям
произошедший в классе конфликт, не называя имен, места действия, не
давая своих оценок случившемуся. Родителям предлагаются листы с
вопросами, на которые необходимо дать ответы:
1. Ваша реакция на случившееся в детском коллективе?
2. Предполагаете ли Вы возможность того, что Ваш ребенок – участник подобного конфликта?
3. Чем объясняется такое предположение?
4. В какой роли, на Ваш взгляд, мог выступить Ваш ребенок?
- пострадавший;
- обидчик;
- равнодушный зритель;
- другое.
5. Если Ваш ребенок все-таки участник такого конфликта, какие меры Вы предпримите?
Обобщение и анализ полученного материала проводится родительским
активом. Пока идет обработка опросных листов, классный руководитель
предлагает родителям высказаться по вопросу, какие причины могли вызвать
подобный конфликт в детском коллективе.
После этого, вместе с результатами опроса, необходимо подвести
основные итоги. Классному руководителю очень важно в данной ситуации
объяснить родителям, что:
- опасно принимать желаемое за действительное;
- период взросления личности подростка требует самого серьезного
внимания к нему, постоянного открытого контакта с ребенком, создания
всех условий, необходимых для того, чтобы не только помогать справляться
с возникающими у него проблемами, но, главное, предупреждать их
возможное появление.
Только после созданного общего позитивного настроя родительского
коллектива классный руководитель информирует о том, что конфликт
произошел в их классе, что известны все участники события (ни в коем
случае не называет имен), что не все виновные нашли мужество признаться и
повиниться, что главной проблемой остается пассивная реакция всего
детского коллектива.
Классный руководитель просит родителей подумать, какие меры стоит
предпринять, чтобы сформировать у ребят личную ответственность за себя и
мир вокруг, а также активную веру в силу коллективного противостояния
злу.
Ими могут быть психологические тренинги, беседы, проводимые родителями, совместные с родителями классные мероприятия.
Подводя итоги собрания, классный руководитель просит каждого:
- побеседовать с ребенком о случившемся;
- расспросить его;
- высказать свое мнение о произошедшем событии;
- найти слова и примеры, убеждающие в необходимости поступать достойно в любой ситуации;
- учесть серьезные проблемы человеческого взросления, требующие разумного положительного вмешательства в жизнь детей.
Индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят
Беседа обычно проходит в откровенной и доброжелательной атмосфере. В
отличие от общего родительского собрания необходимо сразу сообщить
родителю о том, что среди виновных – его ребенок. При этом классный
руководитель должен сразу же объяснить, что задача, которую надо
постараться решить, – общая для школы и семьи. И состоит она вовсе не в
наказании, а в доказательном убеждении ребенка, что сложившийся конфликт
следует разрешить достойно и никогда больше не допускать возможности
его повторения в своей жизни и в жизни близких людей.
Далее следует попробовать смоделировать ход домашнего разговора с ребенком исходя из конкретных особенностей личности и семьи.
Настоять на категорическом исключении из методов разговора скандала,
крика, угроз, обвинений, каких-либо подозрений вообще, т. к. вина
ребенка не доказана, и значит, надо действовать на сознание и совесть
сына, пытаясь разбудить чувство ответственности и раскаяния.
Можно предложить следующие возможные формы разговора:
1. Поговорить с подростком о том:
- кто из одноклассников мог бы, по его мнению, совершить такое зло;
- почему, на его взгляд, это произошло;
- какую позицию в конфликте занял он сам и почему.
Что бы ни сказал на это ребенок, обязательно объяснить ему, в чем он
был в своих суждениях не прав, как стоило бы поступить в этом случае ему
и тем, кто виноват.
2. Пересказать случившееся, удивляясь, что узнали о событии не от
сына, а со слов классного руководителя, всем видом своим демонстрируя
абсолютную уверенность, что виновный – кто-то из одноклассников сына,
осудить его, посетовать, что неразумным своим поведением принес горе и
сложности себе и другим. Сказать, что выход, конечно, есть, но для этого
нужно мужество просто сознаться, и все поправится, ведь всем
свойственно совершать ошибки, надо только уметь их признавать и пытаться
обязательно исправить.
3. Рассказать сыну о своей очень острой, болезненной реакции, если
таким образом обидели бы его младшую сестру. Спросить его, стал бы он на
защиту родного человека и как бы отнесся к обидчику?
4. Обсудить конфликтную ситуацию всей семьей (со старшим поколением),
предлагая каждому высказаться (в т. ч. и сыну), как отреагировал бы он,
если бы виновным был кто-то из очень близких к семье людей. Вместе
предложить решение, наиболее благоприятное для всех участников
конфликта.
5. В беседе по поводу конфликта привести сыну убедительные примеры из
своей жизни, жизни своих знакомых или из литературных произведений,
доказывающие, что взрослый человек начинается с ответственности за свои
поступки.
В любом случае, как бы ни пошла домашняя беседа, нельзя доводить ее
до накала страстей, нельзя выпытывать информацию из ребенка, заставлять
его говорить, если он "уходит" от разговора. Можно вернуться к нему
позже, в другом варианте, например поинтересовавшись, как разрешился
конфликт.
Необходимо убедить родителей для обеспечения согласованности действий
обязательно рассказать все течение беседы классному руководителю.
Совместными усилиями можно скорректировать какие-то моменты или принять
нужное решение (например, даже о прекращении попыток убедить ребенка,
если он активно сопротивляется). |