В семьях «группы риска», как правило,
формируется личность противоречивая,
импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров.
Оградить ребенка от антипедагогического
воздействия такой семьи, сгладить
патологические процессы внутри семей «группы
риска» – одна из задач школы и родительского
актива.
Дифференцированный подход в работе с
родителями
Прежде всего, необходимо
дифференцированно подходить к работе с семьями
учащихся. Этот подход строится на выделении пяти
типов семей, сгруппированных по принципу
возможности использования нравственного
потенциала для воспитания.
I. Семьи с высоким уровнем
нравственных отношений. В них здоровая
моральная атмосфера, дети получают возможность
развивать свои способности. Частое
вмешательство педагога здесь не нужно, хотя
отдельные советы и предостережения, связанные с
особенностями воспитания в определенном
возрасте, не исключаются.
II. Семьи, характеризующиеся
нормальными отношениями, но при этом не
обеспечивающие положительную направленность в
воспитании детей. Дети могут быть в центре
особых забот родителей, в связи с чем у ребенка
развиваются эгоистические тенденции, что,
безусловно, требует внимания со стороны
педагога.
III. Конфликтные семьи.
Родители сами не могут разобраться в своих
отношениях, им не до детей. Ни о каком разумном
воспитании нет и речи, все пущено на самотек.
Нужно активное педагогическое воздействие,
чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять
растущего в ней человека.
IV. Внешне благополучные семьи,
в которых процветает бездуховность, отсутствуют
истинные нравственные ценности, эмоциональная
связь поколений часто нарушена. Но некоторые
дети хорошо усваивают семейную психологию
внешнего благополучия, поэтому воспитательная
работа с такими семьями особенно трудна.
V. Неблагополучные семьи, для
которых характерны грубость, скандалы,
аморальное поведение. Такие семьи требуют
постоянного внимания педагога, общественности. А
иногда и активного вмешательства, чтобы защитить
интересы детей.
Последние три типа семей являются
неблагополучными. Рассмотрим виды коррекционной
работы с ними.
В педагогически несостоятельной семье
занимаются воспитанием детей, но с
неправомерными подходами к воспитанию,
беспомощностью в построении взаимоотношений с
детьми. Главной целью воспитательных усилий
родителей нередко становится лишь достижение
послушания.
Ошибки родителей
подавление, унижение ребенка как
личности, нежелание считаться с его мнением;
пренебрежение к миру детских увлечений и
интересов; навязывание ребенку товарищей,
друзей, желательных для родителей, и способов
времяпровождения; нетерпимость к особенностям
темперамента детей и стремление «переломить»;
применение наказания, не соответствующего
тяжести проступка;
обеднение эмоциональных контактов с
детьми; педантичное прослеживание каждого шага
ребенка; требование неукоснительного исполнения
множества указаний, инструкций; одномерная
трактовка мотивов поведения подростка лишь с
негативным акцентом;
неумеренное проявление любви к ребенку
и требование от него ответного чувства, что
развивает умение подыгрывать взрослым,
порождает неискренность;
погоня за послушанием ребенка ценой
подкупа – обещаний подарков, развлечений,
удовольствий.
В конфликтной семье воспитательная
функция деформирована. Условия жизни могут
превысить предел адаптационных возможностей
ребенка, вызвать хроническое психическое
перенапряжение, что нередко приводит к бегству
из дома, бродяжничеству, создает питательную
среду для прямых десоциализирующих влияний.
Ошибки родителей
В асоциальной
(асоциально-криминальной) семье ребенок растет
в крайне неблагоприятной обстановке. Обычно
выделяют две формы десоциализирующего влияния –
прямое и косвенное. Если педагогически
несостоятельные и конфликтные семьи оказывают
на ребенка косвенное десоциализирующее влияние,
то асоциальные семьи воздействуют на него
напрямую – через асоциальные формы поведения
своих членов и негативные ориентации.
Следует иметь в виду, что степень
асоциальности семьи и отношение в ней к детям
могут быть различны. Один вариант – семья, где
родители не имеют постоянной работы, нет
устойчивого семейного уклада жизни. О детях не
заботятся, главное – чтобы не мешали, не
надоедали. Жестокость к детям проявляется в
отсутствии должной заботы, в пренебрежении их
интересами. Здесь господствует
равнодушно-отстраненный стиль отношения к
ребенку, непонимание его ценности. Нередко образ
жизни является воспроизводством негативного
опыта, который и отец, и мать приобрели в
собственной родительской семье. Другой вариант
– семья, где пьют запойно, родители дерутся друг
с другом и бьют детей, ведут паразитический образ
жизни, пропивают детские пособия, не гнушаются
воровством.
Дети живут в нетерпимой обстановке
(пьяные дебоши, сексуальная разнузданность),
лишены элементарного надзора, ухода, запущены,
физически слабы, следствием чего является плохое
психическое состояние. Для многих детей из таких
семей характерны задержки психического
развития, что осложняет их пребывание в школе.
Дети нередко ведут «челночный» образ
жизни: после очередного «воспитательного»
мероприятия бегут из дому, а потом возвращаются,
что ухудшает их и без того шаткое положение в
школе.
Индивидуальная работа с
неблагополучными семьями предполагает
несколько этапов:
установление контакта с членами семьи;
выявление существа семейных проблем и
причин их возникновения;
определение плана вывода семьи из
тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи
и поддержки со стороны школы, других служб,
стимулирование родителей к самопомощи;
реализация намеченного плана,
привлечение специалистов, способных помочь в
разрешении тех проблем, которые семья не может
решить самостоятельно;
патронирование семьи, если оно
необходимо.
Помните!
Нередко, как показывает опыт работы,
налаживание контакта с неблагополучными семьями
достаточно сложно, что не должно, однако,
ослаблять активность педагогов и других
участников учебно-воспитательного процесса.
Педагогически несостоятельная семья
нуждается в коррекции целей и методов
воспитания, представлений о родительском
авторитете. Важно, чтобы с помощью педагогов,
психологов родители осознали ошибочность своего
стиля воспитания. Беседы, преследующие эту цель,
требуют большого такта, ибо родители, как
правило, остро переживают свое педагогическое
фиаско. Начинать разговор следует не с обнажения
негативных проблем, а, наоборот, с выявления
позитивного. Анализ и осознание родителями
собственных педагогических заблуждений – это
часть решения проблемы. Важно убедить родителей
в необходимости более глубокого узнавания
своего ребенка, его психологических и возрастных
особенностей, характера отношений с другими
детьми.
В работе с конфликтной семьей
ведущая роль принадлежит психологу и
психотерапевту. Важно выявить основные причины
конфликтности, среди которых:
личностные особенности родителей
(высокий уровень невротизации, психические
расстройства, алкоголизация, крайний
эгоцентризм, озлобленность, себялюбие,
властность при низком уровне интеллекта);
кризис супружеских отношений, ситуация
развода, вызывающая повышенное напряжение в
отношениях с ребенком;
резкое падение уровня жизни семьи,
депрофессионализация родителей, утрата работы,
вызывающие стрессовые состояния, обострение
отношений между супругами.
Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных
и тем более асоциально-криминальных семьях.
Устойчивое кризисное состояние таких семей
питает сложное переплетение
социально-экономических, психологических,
педагогических, патологических факторов. Это
определяет комплексный характер подхода к
решению проблем подобных семей: школа действует
при поддержке учреждений здравоохранения,
различных служб, ориентированных на работу с
людьми, испытывающими зависимость от алкоголя,
наркотиков и т.д.
Спектр возможных вариантов помощи
семье, которые могут обсуждаться с ней,
достаточно широк:
помощь в решении медико-социальных
проблем членов семьи (побуждение родителей к
лечению от алкоголизма, наркомании, соматических
заболеваний и содействие в его организации;
оздоровление детей в условиях
специализированных медицинских учреждений);
содействие родителям в восстановлении
социального статуса (трудоустройство, помощь в
профессиональном самоопределении, укрепление
родительского статуса);
правовая поддержка (предоставление
информации о правах и льготах, помощь в их
получении);
содействие в создании более
благоприятных условий для жизни и развития детей
(помещение их в стационар или школу-интернат;
организация с помощью разных структур различных
видов материально-бытовой помощи; облегчение
доступа к определенным социальным услугам);
психологическое оздоровление семьи
(коррекция внутрисемейных отношений,
преодоление проблем общения членов семьи).
Также советуем обратить внимание на
аномальные отношения в семье, аномалии
ближайшего окружения ребенка, аномалии качества
воспитания, неблагоприятные события в жизни
ребенка.
|