Желание иметь деньги появляется у детей, как только
они начинают понимать, что с помощью денег можно приобрести все желаемое. Это
желание перерастет в капризы, если вы не объясните детям, для чего нужны деньги
и как их правильно тратить.
Самое важное, рассказать ребенку о том, как
зарабатываются деньги и обо всех необходимых тратах (плата за квартиру,
питание). Если какая-то сумма откладывается на крупные приобретения, необходимо
объяснить ребенку, зачем это делается. В результате, дети будут представлять,
какая сумма может быть потрачена на их нужды.
В наше время практически во всех семьях детям выдаются
деньги на карманные расходы. Это учит их разумно тратить деньги, если выполняются
несколько условий.
• Нужно обсудить с ребенком сумму карманных денег и
включить в эту сумму все необходимые траты: проезд, еду в школе и т.д. Причем
сумма не должна зависеть от хорошего или плохого поведения ребенка и от его
успехов в учебе.
• Нельзя давать ребенку денег больше, чем вы можете
себе позволить только потому, что его одноклассник получает больше.
• Нельзя контролировать, как ребенок тратит ту сумму,
которая остается у него после необходимых расходов, но при этом нужно
перестать покупать ребенку игры, CD, DVD, так как
теперь он сам может накопить на нужную вещь, используя свои карманные деньги.
• Нельзя поощрять детей деньгами за домашнюю работу и
хорошие оценки. Иначе они будут все делать за плату, требовать от вас больше
денег и не научатся разумно тратить свои средства.
Конечно, умение разумно тратить деньги воспитывается
не сразу; в семье бывает разная финансовая ситуация; вначале ребенок может
тратить деньги неразумно и все сразу. Все эти проблемы решаются, если родители
обсуждают их вместе с детьми и находят разумный выход.
Детская зарплата
Почему не могут дети
Получать зарплату?
Каждый человек на свете
Должен видеть плату
За учебу и работу
И за все свершенья.
Принимает глупый кто-то
Странные решенья.
Если б деньги нам платили,
Мы бы гордые ходили,
Все себе бы покупали,
Чем заняться, мы бы знали.
Чтобы деньги получить,
Дети стали бы зубрить.
Начали б вовсю стараться,
Чтоб без денег не остаться!
Ладно, успокойтесь, шутка,
Улыбнулись на минутку?
Это просто рассужденье,
Детское о жизни мненье.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, поощрение за учебу и за выполнение
домашних дел помогает детям или, наоборот, портит их?
Поощряют ли вас деньгами родители и за что?
Как вы думаете, нужно ли детям давать карманные деньги
и сколько?
Творческое задание «Когда детям не нужна забота»
Поделите детей на группы. Попросите их представить,
что вышел закон о том, что все дети тоже должны получать деньги за разные
хорошие дела, например: за хорошие оценки, за помощь по дому, за честность, за
помощь пожилым людям; за спортивные достижения и т.д.
Каждая группа придумывает, сколько денег и за какие
дела должны получать дети. Затем педагог вместе с детьми обсуждает все мнения.
Зарплата детям
— Мама, сегодня две пятерки и четверка! — заявил Иван,
вернувшись из школы. — Как договаривались, по двадцать рублей за пятерку и
десятка — за четверку.
Мама достала из кошелька пятьдесят рублей и погладила
сына по головке:
— Молодец, Ванечка. Скоро ты лучшим учеником станешь.
Ваня, взяв деньги, пошел в свою комнату и аккуратно
сложил их в жестяную коробочку. Он пересчитал деньги и задумался: «Хорошо
было бы, если бы все дети получали деньги за отметки, хорошие дела и примерное
поведение! Можно таксу установить: перевел старушку через дорогу — получай сто
рублей; уступил кому-нибудь место — еще пятьдесят рублей. Я бы тогда богачом
стал».
— Ванечка, иди сюда, послушай, что по телевизору передают,
— позвала мама.
Мальчик вышел в гостиную и услышал, как красивая
дикторша говорила: «Неравенство в распределении денег будет уничтожено. Начиная
с завтрашнего дня все дети тоже будут получать зарплату. Автоматы по учету
добрых дел будут считать все хорошие дела, отметки и поступки. На все
устанавливается такса... »
— Ничего не понимаю, — заметила мама.
— Чего тут непонятного!? Дети будут получать зарплату!
— обрадовался Ваня.
— Давай обедать, а то мне некогда. Я тебе помогу на
стол накрыть, потом — все убрать, посуду помою, пол подмету и со стиркой
помогу. Вечером ты составишь список всех моих добрых дел, а то у нас пока нет
аппарата по их учету.
— Ванечка, ты же хотел погулять после обеда, а потом
уроки учить? — недоуменно спросила мама, но мальчик лишь махнул рукой.
Ваня быстро съел обед, убрал за собой тарелку, вымыл
свою ложку и подмел крошки возле своего стула. Вечером мама с Ваней долго
писали список его хороших дел, и только после этого мальчик спокойно уснул.
На следующий день улицы города представляли собой
странное зрелище. Дети ходили тихо и спокойно. Всюду слышалось: «Здравствуйте,
спасибо, всего вам доброго, благодарю вас... » В автобусах к любой старушке
бросалось сразу несколько детей, и каждый спешил уступить ей свое место.
— Я первый эту бабушку увидел, она должна сидеть
здесь, — слышался злой шепот.
— А я первый вскочил...
— Деточки, — удивлялась бабушка, — о чем вы спорите?
Вокруг же полно свободных мест.
В школе тоже было непривычно тихо. Никто не прыгал, не
кричал, не толкался. Только первоклассники еще не поняли новых законов и бегали
вприпрыжку друг за другом.
Ваня шел по коридору школы и внутренне ликовал.
Наконец-то у него появилась возможность заработать много денег. Он подумал, что
очень скоро накопит денег не только на мопед, но даже на машину. Замечтавшийся
Ваня не заметил одноклассника Сережку. Тот несся по коридору и врезался в Ваню
на полном ходу.
Оба мальчика кубарем покатились по полу.
— Эх ты, из-за тебя мировой рекорд перемещения из класса
в класс не состоялся, — расстроено воскликнул Сережка, вскакивая и потирая
ушибленный лоб.
— Балбес, ослеп что ли?! Ты что, не слышал про новые
законы? — закричал Иван.
— Прости, я не хотел в тебя врезаться, — извинился Серега.
— А новые законы не для меня, я плохо себя веду да и учусь неважно.
— Ты просто лентяй и не хочешь трудиться. Бери пример
с меня, — строго сказал Иван.
В этот момент с потолка, из ящичка с глазком, раздался
металлический голос:
«Сергей: бег по коридору — минус десять рублей, извинение
— плюс десять рублей; самокритика — плюс двадцать рублей; общий заработок —
двадцать рублей.
Иван: два оскорбления — минус двадцать рублей; самомнение
— минус двадцать рублей; общий результат — минус сорок рублей, заработка нет».
Раздался щелчок, и голос смолк.
— Стой, ты неправильно посчитал, я вчера дома десять
хороших дел сделал. Весь день трудился. Вот список, — Иван дрожащими руками
вытащил из портфеля список.
Металлический голос снова произнес:
«Иван: недоверие к законам — минус двадцать рублей;
хвастовство — минус двадцать рублей. Общий результат — минус восемьдесят
рублей, заработка нет».
Ваня чуть не заплакал. Он так расстроился, что не мог
слушать объяснения учителя и получил двойку. Потом рассердился на соседку по
парте и обозвал ребят на переменке.
В общем к концу занятий его общий результат вырос до
минус двести рублей.
Злой и заплаканный Ваня вернулся домой.
— Сынок, что случилось? — удивилась мама, открыв
дверь. — А я сегодня с работы отпросилась и купила торт, чтобы отпраздновать
твой первый рабочий день.
— Отстань от меня со своим тортом, — грубо ответил Ваня.
— Я вообще больше в школу не пойду, буду учиться дома, по компьютеру.
К ужасу мальчика из ящичка с глазком, который оказался
теперь на потолке и в их квартире, раздался металлический голос:
«Иван: оскорбления мамы — минус сто рублей, отлынивание
от школы — минус сто рублей; общий результат — минус четыреста рублей. В конце
месяца все минусы будут вычитаться из зарплаты родителей».
— Я не успела тебе сказать, Ванечка, что приходил
монтер и установил у нас аппарат по учету добрых дел, — дрожащим голосом
сообщила мама и потом спросила:
— Я не поняла по поводу денег. Почему у меня вычтут
четыреста рублей?
Мальчик покрылся холодным потом и проснулся. Мама
стояла над ним и говорила:
— Сыночек, проснись. Хочешь чая с пирожком? Ты так
устал, что уснул сидя.
Ваня поднял голову и увидел, что сидит за столом в своей
комнате.
— Мам, давай попьем чай здесь, а то мне не нравится аппарат
по учету добрых дел, — предложил мальчик.
— Какой аппарат? — удивилась мама.
Ваня выскочил в гостиную, на потолке ничего не было.
— Ура! — закричал мальчик, — попьем чай, а потом я вымою
посуду и доделаю уроки.
— Отлично. Я тебе за это десять рублей дам, — предложила
мама.
— Не надо, мам, — попросил сын. — Разве тебе платят за
то, что ты меня любишь?
Вопросы и задания:
Почему Ваня не смог заработать денег, хотя он старался
делать хорошие дела?
Как вы думаете, подобные аппараты по учету добрых дел
помогли бы детям лучше себя вести?
Почему в конце сказки Ваня отказался от денег,
предложенных мамой?
Если бы вы были родителями, как бы вы поощряли своих
детей за хорошие дела?
Диалог «Что я заработал?»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль матери, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают
его по вопросам.
Мать:
Если выучишь урок,
Заработаешь, сынок,
От меня машинку, слышишь?!
И веди себя потише.
Сын:
Предложенье принимаю
И к урокам приступаю.
Только, если можно, «Шкоду»,
Марка эта входит в моду!
Мать:
Если уберешь игрушки,
Завтра под своей подушкой
Тайный ты найдешь сюрприз —
Это за работу приз.
Сын:
Под подушкой приз, ура!
За работу мне пора.
Ты поторопись с призами —
Быстро справлюсь я с делами!
Мать:
Если с братом поиграешь,
Я в долгу не буду, знаешь.
Разрешу в кино пойти,
Ты меня не подведи.
Сын:
Обожаю я кино,
Поиграю — решено.
Я не подведу тебя,
Человек серьезный я.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему мама награждает мальчика за любую
помощь?
Правильно ли она поступает?
Ответственный ли человек герой стихотворения?
За какие свои дела вы никогда бы не взяли награду?
Нужны ли детям деньги?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Конечно, деньги нужны детям, чтобы иногда покупать
еду, вкуснятину и игры.
♦ Да, деньги нам нужны, но больше миллиона, точно.
♦ Мне не нужны деньги.
♦ Деньги детям, конечно, нужны, мне, например, нужны
деньги на наушники для плеера.
♦ Деньги нужны детям, 50 000 рублей, чтобы ходить по
магазинам.
♦ Нужны, потому что если надо что-то купить, не надо
просить у других, а можно купить на свои деньги.
♦ Очень много нужно детям денег, примерно одна тысяча,
чтобы купить себе вещь.
♦ Я думаю, что деньги детям нужны всегда, но я их трачу
только тогда, когда чего-то очень хочется.
♦ Детям не нужны деньги, потому что они тратят на
всякие пустяки.
♦ Детям не надо давать деньги, потому что можно слишком
избаловать своего ребенка.
♦ Нужны на еду, каждый день мои родители дают мне сто
рублей на еду.
♦ Конечно нужны, и побольше, чтобы тратить на всякие
игрушки.
♦ Детям нужно 10 000 000 000 000 000 00 рублей!
♦ Чтобы быть богатым, нужны деньги, но самое главное
для человека — это книги, богатый ты или нет.
♦ Да, мне нужно тысячу рублей на игры и где-то 2300
рублей на компьютер.
♦ Мне нужно сто рублей в неделю.
♦ Нет, не нужны, за деньги любовь не купишь.
♦ Деньги детям не нужны, это не детские игрушки. Надо
сказать родителям, и они тебе купят.
♦ Мне нужно за пятерку тысячу рублей.
Дети средней школы
♦ Мне всегда дают, если мне надо на проезд или на
мороженое, а больше мне не надо.
♦ Мне нужны, я всегда коплю деньги, чтобы купить
какую-нибудь нужную и дорогую вещь, которую родители мне не покупают.
♦ Мне нужны деньги, я их коплю и иногда выручаю маму,
если у нее все деньги кончаются.
♦ Конечно нужны, без денег ты ничего не можешь.
♦ Нужны, мама мне не может иногда купить необходимые
вещи, и я подрабатываю летом.
♦ Когда сам зарабатываешь деньги, это совсем другое. Я
думаю, что в школе должна быть возможность для детей зарабатывать деньги.
Например, в столярной мастерской дети могут делать вещи на продажу. Тогда все
будут стараться, даже малыши.
Катаева Марина, 12 лет, Украина, г. Черкасы
Зачем нужны деньги
Конечно, деньги в наше время нужны. Моя мама совсем не
умеет их расходовать. Она может пойти в магазин и все истратить. Конечно, это
не такие большие траты, она мало зарабатывает, но все равно она не считает
деньги. Поэтому приходится считать мне. Может, покажется странным, но без меня
мама не накопила бы даже себе на приличное пальто. Когда она получает получку,
я ей сразу говорю, чтобы она отложила на пальто или другие вещи , и она
слушается. Я бы хотела, чтобы денег не было, но тогда начнется хаос. Если у
человека нет денег, ему сложно жить, во-первых, ничего себе нельзя позволить,
во-вторых, нет уверенности, как жить через месяц. Когда я вырасту, я хочу много
зарабатывать. Тогда у меня накопится большая сумма. Я их не буду тратить, но
буду жить спокойно и не бояться. Деньги нужны человеку, чтобы жить уверенно.
|