Одежда современных подростков многим взрослым нередко
кажется неприемлемой и порой даже вызывающей. Но в подростковом возрасте детям
более важно, как они выглядят в своем окружении, чем реакция на их внешний вид
родителей или других взрослых. Часто одежда подростков — это еще и знак
принадлежности к определенной группе сверстников. Порой подростки начинают
одеваться только в черное или увешивают себя всевозможными побрякушками и
железом. Некоторые юноши и девушки предпочитают спущенные широкие штаны,
одежду кричащих ярких тонов, странные прически.
Однако самое главное — не внешний облик подростка, а
его отношение к окружающему миру, его интересы и увлечения.
Не надо тревожиться, что ваша дочка начала
использовать косметику без меры, если при этом она хорошо учится и имеет серьезные
увлечения и планы на будущую жизнь.
Не волнуйтесь, что ваш сын увесил себя с ног до головы
всевозможными побрякушками, если он разбирается в компьютерах, изучает
программирование и увлекается техникой.
В любом случае резкими критическими замечаниями по
поводу внешнего вида подростка можно только отдалить его от себя. Как бы это ни
было трудно, нужно учиться уважать его личность. Нужно принимать его выбор
одежды, каким бы странным и отталкивающим они нам ни казался.
Главное, чтобы подростковая мода не стала единственным
смыслом жизни наших детей. В этом случае родителям надо срочно искать способы
и возможности сделать жизнь подростка более осмысленной, помочь ему найти
интересное занятие. Тогда увлечение тем или иным подростковым стилем пройдет с
возрастом и не окажет никакого дурного влияния на дальнейшую жизнь ребенка.
Мода
Для чего дана нам мода?
Чтобы радость и свободу,
Наслажденье приносить,
Модным здорово ходить!
Модных всюду замечают
И с улыбкою встречают.
Выслушают их всегда,
Это вам не ерунда.
Модный может погордиться,
Можно модному позлиться,
Все равно его прощают,
Потому что уважают, —
Так нам скажут наши дети.
Мы же вот что им ответим:
Модно добрым быть и смелым,
Модно — заниматься делом.
Модно другу помогать,
Взрослых модно уважать.
Эта мода всем нужна!
Очень важная она!
Вопросы и задания:
Чье мнение о моде — взрослых или детей, ближе вам?
Какой моде вы следуете в своей жизни?
Как вы думаете, почему взрослым часто не нравится подростковая
мода?
Что бывает модным всегда и для всех?
Творческое задание «Модный
костюм»
Поделите детей на группы. Каждая группа получает
задание разработать модную одежду для разных событий или занятий в жизни
подростка, например: костюм для школы, для летнего лагеря, для дня рождения,
для концерта, для похода, для занятий спортом и т.д. Затем группы представляют
проекты костюмов, и все обсуждают их. Можно назначить жюри, которое будет
выставлять оценки за костюмы.
Самая красивая
Зазвенел звонок. Мальчишки рванули к двери первыми, на
ходу запихивая учебники и тетради в рюкзаки. Две модницы — Катя и Настя,
аккуратно сложили свои вещи в сумочки и, весело болтая, пошли к двери. Только
несчастная Оля тихо плакала, уткнувшись в парту, из-за двойки за невыученное
стихотворение
— Плакса, вакса, гуталин, на носу горячий блин, — засмеялась
Катя, проходя мимо.
— Дурочка с косой, — подхватила Настя и больно дернула
Олю за толстую косу.
— У нас в классе две дуры, и обе с косами... заметила
одна из девочек, которые всегда окружали двух модниц.
Дружить с модными девочками было интересно и престижно
— ни у кого не было таких стильных вещичек из модных журналов, как у Кати и
Насти.
Наконец в классе остались только двое: всхлипывающая
Оля и тихоня Валечка.
Валечка подошла к плачущей девочке и застенчиво предложила:
— Чего ты так ...из-за какого-то стихотворения?
Хочешь, помогу выучить.
— Подруги называются, — еще громче заплакала Оля. — Я
вчера коробку конфет взяла у мамы без спроса, чтобы их угостить, а они
издеваются. Знаешь, как мне вчера попало, а сегодня еще больше попадет.
— Не попадет, если мы выучим стихотворение, — возразила
Валечка и добавила. — Раньше носить косы считалось даже очень красиво. У меня
дома на портрете прабабушка с косами. Мама говорит, она была первая красавица,
на ней даже князь хотел жениться.
— Косу я все равно отстригу, а стихотворение мне не
выучить. Мама сто раз его мне читала, а я за ней повторяла. Бесполезно. Мама
сказала, что у меня для стихов память не подходит: зрительная — есть, а
слуховой — нет.
— Зрительная память — самое главное, — убедительно
сказала Валечка. — Ты только представь картинку: ты сидишь в домике и смотришь
в окошко. От снежных туч потемнело небо, ветер несет снежные вихри по полю. Он
воет, плачет в окошко стучит.
Валечка с чувством прочитала:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя... Оля закрыла глаза и
повторила.
— Ой, я представила, и сразу все запомнилось. Здорово,
— засмеялась она.
Девочки быстро выучили стихотворение, и вместе пошли
домой. По дороге Валечка рассказала, что у них дома есть альбомы с
репродукциями картин и две настоящие картины в рамах, а Оля пообещала показать
ей марки с картинами художников.
На следующий день Валечка еле несла в школу тяжелый
портфель с большим художественным альбомом внутри. Никто не обратил на девочку
внимания, когда она вошла в класс. Все ребята по группам что-то бурно
обсуждали, и самая большая группа была возле двух модниц. Оля тоже стояла
рядом с ними.
— Привет. Я тебе альбом принесла показать, — тихо произнесла
Валечка, проходя мимо.
Оля встряхнула новой короткой стрижкой и сделала вид,
что не слышит.
— Кать, возьми меня на съемки, я тебе свои ролики дам,
— услышала Валечка голос Оли, садясь на свое место за партой.
— Что за съемки? — удивленно спросила девочка соседа
по парте — обжору Борьку.
— К нам на урок режиссер придет. Он фильм снимает о современных
детях и о современной моде, — сообщил мальчик и добавил:
— Тебя это не касается, ты слишком тощая, да еще с ко
-сами.
Тут зазвенел звонок, и в класс вошли учительница и
молодой парень в потертых джинсах. Все дружно встали.
— Дети, поздоровайтесь. Это режиссер с телевидения,
ему нужна для фильма одна девочка — современная героиня, — объявила
учительница.
— Садитесь скорее, и давайте знакомиться, — весело
предложил режиссер.
— У нас даже две современные героини есть — Катя и Настя!
— выкрикнул кто-то.
— Спасибо, но я хочу познакомиться со всеми. Сделаем
так: выложите на столы из портфелей все, что не связано с уроками. А я пройду
по рядам, и вы мне об этих вещах расскажете, — предложил режиссер.
— А пирожки тоже нужно выложить? — спросил обжора
Борька.
— Все, что не связано с уроками, — повторил режиссер.
— Ну да, я рогатку три дня делал, а ее тут же конфискуют,
— крикнул драчун Петька.
— Даю слово, никто ничего не конфискует, — пообещал
режиссер, но учительница все-таки погрозила Петьке пальцем.
Ребята дружно принялись извлекать из портфелей их
тайное содержимое. Больше всего интересных вещей оказалось, конечно, у двух
модниц: наклейки, жвачки, модные журналы, косметика. Остальные девочки с
завистью смотрели на их богатство.
— Я могу любое модное платье достать, у меня мама работает
в Доме моды, — сообщила Катя режиссеру.
— А у меня папа сейчас во Франции и привезет мне все,
что пожелаю, — перебила Настя.
Валечка вздохнула и вытащила из портфеля свой толстый
альбом.
— Ты что... рехнулась?! — Борька покрутил пальцем возле
виска, но режиссер, увидев альбом, сразу подошел к Валечке.
— Интересно, зачем ты принесла в школу этот альбом? —
спросил режиссер.
— Валечка его вместо кирпичей таскает для упражнения
мышц, — крикнул Петька, и все засмеялись. Валечка покраснела, а сосед Борька
сочувственно произнес на весь класс:
— Зря ты помогаешь этому Петьке задачки решать.
— Расскажи, пожалуйста, о своем альбоме, — попросил
режиссер.
— Я его для Оли принесла. Там есть портрет девушки с
косами, похожий на мою прабабушку. У нас дома есть такая картина, но картину же
не принесешь. Я хотела показать, что раньше это было красиво, — тихо
проговорила Валечка.
— Но сейчас это не важно, — еще тише заметила девочка,
взглянув на Олину стрижку.
— Ребята, поднимите руки, кому еще, кроме Петьки, Валечка
помогает учиться? — спросил режиссер.
Ребята поднимали руки один за другим.
— Вы тоже поднимайте руки, вы же у Валечки сколько раз
списывали домашнюю работу, — крикнул Петька двум модницам.
— Хорошо, ребята, спасибо, достаточно. Мне пора на студию,
— попрощался режиссер.
Уже выходя из класса, он обернулся и спросил:
— Валя, можно к тебе домой зайти вечером? Нужно договориться
с твоими родителями, когда ты можешь приехать на кинопробы.
Девочка молча кивнула головой. Щеки у Валечки пылали,
и вдруг все увидели, какие у нее необыкновенно добрые серые глаза и венец
пушистых волос над выпуклым лбом.
— Вот это да! Валька-то, оказывается, красавица!? — изумился
Петька.
Вопросы и задания:
Почему режиссер выбрал для фильма Валю?
Чем эта девочка отличалась от других детей?
Как вы думаете, всегда ли красивый внешний вид говорит
о внутренней красоте?
Что важнее для подростка: быть красивым внешне или внутренне?
Представьте, что вы режиссер и вам предложили снять
фильм о современной молодежи, кого из своих знакомых вы взяли бы на главную
роль?
Диалог «Модный вид»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль матери, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают
его по вопросам.
Мать:
Ты совсем оброс, Андрей,
Стричься нужно поскорей.
Ты забыл, что ты мальчишка,
А мальчишки носят стрижки.
Сын:
Стрижку я носить устал,
Волосы растить я стал.
Это новый стиль — свободный,
Непривычный он, но модный.
Мать:
Твой, сыночек, внешний вид
Обо многом говорит!
В школе все учителя
Скажут, мать плохая я.
С виду сын мой не опрятен,
На штанах десятки пятен,
Их теперь не отстираешь!
Мать свою ты огорчаешь!
Сын:
Мама, на штанах — не пятна,
Повторяю тебе внятно.
Я штаны разрисовал,
Чтоб их вид моднее стал!
Мать:
Не пойму я молодежь,
Далеко, сынок, пойдешь!
Ручкой пишешь на себе,
Как не совестно тебе?
Сын:
Мама, посмотри дневник,
Я не худший ученик.
Я не приношу проблем,
И не стыдно мне совсем!
Вопросы и задания:
Почему мама расстроилась из-за внешнего вида сына?
Кто в вашей семье следит за модой?
Ругают ли вас за внешний вид?
Как бы вы объяснили родителям, что такое молодежная
мода?
Диалог «Как стать красивой»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль матери, другой — дочери. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают
его по вопросам.
Мать:
Торчишь у зеркала весь день,
Учить уроки тебе лень.
Тебе же, дочь, всего двенадцать,
Нельзя часами красоваться!
Дочь:
Сейчас, глаза свои докрашу.
Я тушь купила, как у Даши.
Я испытать ее должна,
Смотри, как мне идет она!
Мать:
Твоим глазам тушь не нужна,
Ужасно портит их она.
Становишься вульгарной ты,
Здесь никакой нет красоты.
Дочь:
Чем ярче вид, тем ты видней,
Тогда вокруг полно парней.
Не обзовут, не оттолкнут.
Помогут, сумку донесут.
Мать:
Ты и без краски хороша —
Юна, прекрасна и свежа.
Старайся к людям быть добрей,
Чтобы всегда иметь друзей!
Дочь:
Подружки красятся давно —
Их мамам это все равно.
А ты меня всегда ругаешь,
Мою свободу притесняешь!
Вопросы и задания:
Почему маме не нравится, что ее дочка красится?
Почему девочки любят краситься?
Нравится ли вам, когда люди красятся?
Как еще человек может подчеркнуть свою красоту?
Зачем нужна мода?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Человек наряжается модно, чтобы привлекать побольше
внимания, чтобы выделяться.
♦ Человек выглядит модно, когда у него хорошее лицо.
♦ Я думаю, что детям раннего и подросткового возраста
мода не нужна, потому что они не ходят ни на какие вечеринки.
♦ Глупость — брать чужую моду. Дети должны сами придумывать
для себя одежду. У меня дома есть два блокнота одежды моей модели.
♦ Если человек одет модно, то все думают, что он
богатый, а если не модно — то все думают, что он небогатый. Я думаю, что в
школу надо прилично одеваться.
♦ Модная одежда, конечно, красива на человеке, но иногда можно и не модничать.
♦ Некоторые дети
стараются модно одеваться, но если некоторые люди не могут позволить себе
модно одеваться, это не значит, что они ужасные. Мода — не главное, главное — доверие и дружба.
♦ Мне нравятся: кеды, джинсы, белая футболка, ветровка,
кепка.
♦ Мне очень нравится мода, но в школе лучше не
модничать, а одевать то, что тебе удобно.
♦ Мода — это красота. Вещи — это не важно. Важна
внутренняя красота.
♦ Мода портит человека. Он начинает думать, что он
самый крутой. Он начинает бросать своих бывших друзей, потому что они не
такие, как он.
♦ Модный вид ничего не дает человеку, только от подруг
зависть.
♦ Дети должны в школе быть не модно одеты, потому что
школа — это не показ мод. В школе надо учиться, а не хвастаться.
♦ Я думаю, что если мальчики будут одеваться в костюмы,
а девочки в сарафаны, то это будет очень, очень красиво и модно.
♦ Я люблю одеваться по-модному, я предпочитаю носить
яркое. Мне подходят красные, розовые, белые, голубые и желтые цвета. Я советую
вам всегда одевать яркие цвета.
♦ Если взрослые модно одеваются, то и дети имеют право
модно одеваться.
♦ Мода нам нужна, чтобы с первого взгляда люди видели в
нас нормального человека.
♦ Мода нужна, чтобы девочки влюблялись в мальчиков, а
мальчики влюблялись в девочек.
♦ Да, мода нужна, чтобы девчонки заглядывались.
Дети средней школы
♦ Я вообще не следую никакой моде, в нашей семье самая
модная — мама.
♦ Я бы хотела быть модной, но у родителей нет денег.
♦ Мне плевать на моду, хотя, может быть, я бы хотел
иметь красивую и удобную одежду.
♦ У каждой группы свой стиль, и я люблю быть стильным.
♦ Я слежу за модой. Большое значение имеет, как ты
выглядишь.
♦ Для меня унижение быть не модной и выглядеть белой
вороной.
♦ На модную девочку все заглядываются. Модным людям все
завидуют. Если бы артисты не были модными, было бы неинтересно на них
смотреть.
♦ Наверное, нужна, чтобы кому-то нравиться. Но я
предпочитаю одеваться как мне удобно, как нравится, независимо от моды. В целом
считаю моду довольно бессмысленной.
Катаева Марина, 12 лет, Украина, г. Черкасы
Зачем нужна мода
Я никогда не была модной. У мамы не хватало денег на
новые, красивые вещи. Когда я была маленькая, мне от этого невесело было, а
потом я сделала вид, что мне наплевать. Конечно, у меня были хорошие вещи, но
мало, а потом к нам приехала бабушка из Москвы. Она привезла мне модную голубую
куртку и модные высокие сапоги. Я увидела куртку, и у меня даже дух захватило
от радости. На следующий день я надела куртку и сапоги и пошла в школу. Я шла,
и мне было очень весело. Мне казалось, что все на меня смотрят. Некоторые
девочки стали меня называть воображалой и задавалой, но я ничуть не
расстроилась. Наоборот, мне стало еще веселее. Так я поняла, что мода нужна
человеку. Она делает его красивее и сильнее. |