Многие дети мечтают о домашнем питомце, обещают
заботиться о нем, а на деле все получается иначе. Ребенок забывает накормить
своего питомца и даже гулять с ним.
Поэтому, прежде чем покупать ребенку домашнего
питомца, побеседуйте с ним и узнайте, почему он просит кошку или собаку. Чаще
всего ему хочется, чтобы в семье было существо, которое от него зависит и ему
подчиняется, о котором он может заботиться. Домашний питомец всегда принесет
ребенку пользу, если родители к этому серьезно отнесутся. Предложите ребенку
прочесть книгу о том, как надо ухаживать за животным, о котором он мечтает. Приготовьте
вместе с ним место для жилья и туалета животного.
Живое существо нельзя завести, а потом поиграть и
выбросить. Чтобы не было упреков, скандалов и разочарований, родители должны
знать, что заботиться о домашнем питомце первое время придется им самим.
Чувство ответственности за жизнь другого существа воспитывается примером.
Невозможно сразу научиться отвечать за своего питомца. Это происходит
постепенно, в процессе общения ребенка и домашнего питомца и по мере привыкания
их друг к другу.
То, что ребенок забывает заботиться о домашнем
питомце, не говорит о его безответственности. У ребенка хорошие намерения,
которые пока он еще не в состоянии выполнить сам. При умном руководстве
родителей домашний питомец — хорошая школа ответственности для ребенка.
Сначала ребенок должен нести такую долю забот о своем
питомце, которую он в состоянии выполнить, например один раз в день кормить
его. Постепенно обязанности ребенка по уходу за питомцем должны увеличиваться и
строго соблюдаться. В этом случае домашний питомец поможет вашему ребенку
стать добрее и заботливее.
Мечта исполнилась
Свершилось! Лошадь нам купили,
От счастья мы едва ходили.
С пушистой белоснежной гривой
Она изящна и красива.
Нам предстоит ее учить
Копытцами о землю бить,
Забавно ноги подгибать,
В галопе и рысцой скакать.
Она барьеры будет брать,
На спинке малышей катать.
Она не сбросит никого,
Добиться этого легко:
Мы каждый день часов по пять
Начнем ее тренировать,
А может, больше иногда —
Так нужно с лошадьми всегда.
Мы маме с папой объясним,
Что воспитать ее хотим,
А чтобы воспитать кого-то,
Необходимо много пота.
Сердиться станет мама наша:
— А школа, а уроки ваши!?
Учеба — главная задача!
Но папа скажет нам: «Удачи!»
Вопросы и задания:
О каком домашнем животном вы мечтаете?
Как бы вы убедили родителей завести домашнее животное,
если они этого не хотят?
Чему учит детей домашнее животное?
Как вы думаете, что изменится в жизни героев
стихотворения
после того, как у них появилась лошадь?
Творческое задание «Когда
детям не нужна забота»
Поделите детей на группы. Каждая группа получает
карточку с рисунком какого-либо домашнего животного, например: лошади,
обезьянки, черепахи, попугая, кошки, собаки и т.д. Дети составляют рассказ,
как нужно ухаживать за данным домашним животным, чтобы ему жилось хорошо.
Дружок
День рождения закончился, и друзья Саши разошлись.
День прошел весело, но вечером мальчик загрустил. «Опять нет щенка! Мама
обещала, папа обещал, и все-таки не купили. Каждый раз они обещают в следующий
раз купить. Я никогда не дождусь этого следующего раза», — с отчаянием думал
Саша. Сейчас мальчика не радовал даже новый гоночный велосипед, подаренный
родителями.
Саша уснул в слезах и на следующее утро старался не
думать о щенке. Было воскресенье, и мальчик пошел кататься в парк. На дальней
аллее дорогу ему загородили двое подростков с коробкой.
— Ну-ка, покажи велик! — приказал старший. Он поставил
коробку на землю и резко дернул руль.
Саша словно не слышал. Он завороженно уставился на
коробку, из которой пытался вылезти черный меховой шар с белыми лапками и белой
грудкой.
— Он похож на медвежонка! — восхищенно заметил Саша.
Старший подросток пинком отправил меховой шар обратно
в коробку. Щенок завизжал, и Саша крикнул:
— Ты с ума сошел? Он же маленький!
— Не выступай, пацан, а то получишь! — спокойно заметил
старший подросток.
— Все равно утопим. Никто не купит, у него задняя лапа
волочится, — деловито объяснил младший.
— Как э-э-то... топить? — от волнения Саша даже стал
заикаться. — А гд-де хозяева?
— Хозяева были, да сплыли, — хихикнул младший. А старший
окинул взглядом велосипед и предложил:
— Хочешь, отдадим за велик.
Сердце у Саши застучало, но он проговорил с горечью:
— Мне родители только вчера этот велосипед подарили,
они обидятся.
— Ну, тогда мы утопим эту падаль, — буркнул старший
подросток и опять пнул щенка.
Щенок снова завизжал, и сердце мальчика оборвалось. Не
глядя на ребят, он сказал:
— Хорошо, берите велик.
Старший подросток взобрался на велосипед, который был
ему явно мал, а младший, гогоча, побежал следом. Меховой черный шар тихо лежал
в коробке и скулил.
Саша взял щенка на руки. Тот прижался к мальчику и принялся
сосать его палец.
— Ты голодный, малыш, — ласково прошептал Саша. Мама
дала ему денег на мороженое, и мальчик купил пакет молока.
Щенок выпил весь пакет и стал совершенно круглый. Два
часа Саша просидел в парке на скамейке, пока щенок спал у него на коленях.
— Лаечка. Выглядит хорошо, будет у тебя умный друг, —
заметил пожилой человек, сев рядом на скамейку. Он рассказал Саше много
интересного о воспитании щенка и ушел. Тут мальчик вспомнил, что надо
возвращаться домой. Тихо открыв входную дверь, Саша хотел проскочить в свою
комнату, но мама встретила его в коридоре.
— Где ты был так долго? Мы волновались! А это что? —
удивилась мама, увидев щенка.
— И где, скажи, пожалуйста, твой велосипед? — вмешался
папа.
Саша покраснел, как помидор, и все рассказал. Родители
ругали сына весь вечер. Он плакал, но ни за что не соглашался идти с отцом
искать велосипед. Щенка выбросили за дверь, он визжал на лестничной площадке,
не переставая. Саша бил кулаками в запертую дверь и умолял родителей, чтобы ему
вернули щенка. В конце концов, отец швырнул щенка в Сашину комнату и
пригрозил:
— Ты под домашним арестом, пока я не решу, что делать.
На следующий день все началось сначала! Папа угрожал,
мама ворчала.
— Вы знаете, я мечтала на лето вернуться в свой дом, в
деревню. Одной мне тяжело, но если Саша с щенком поедет со мной, мы справимся,
— вдруг предложила бабушка.
— Да, я поеду, на все лето, — с надеждой воскликнул Саша.
— Я буду помогать бабушке и щенка воспитывать. Ему лучше на улице расти.
— Сначала верни велосипед, — мрачно приказал папа.
Саша взял щенка и вышел во двор.
Он не знал, куда идти, и бесцельно слонялся по улицам.
Щенок то смешно ковылял рядом, путаясь в ногах, то дремал на руках у Саши,
пытаясь сосать его палец.
Уже стемнело, когда Саша увидел знакомого подростка,
стоявшего возле одного дома.
— Ей, парень, верни велосипед, — закричал Саша, бросаясь
к подростку.
— Вали отсюда! Не видел я никакого велосипеда, — зашипел
тот, нервно оглядываясь.
— Как не видел?! Я же обменял щенка на... — громко принялся
объяснять Саша.
Не успел он договорить, как откуда-то выскочил старший
подросток, и оба они бросились бежать. Саша, прижав к себе щенка, помчался за
ними.
Добежав до парка, ребята пролезли через дыру в заборе
и устремились к старому, заколоченному кафе. Они отодвинули фанеру и влезли в
разбитое окно. Саша последовал за ними.
— Верните велосипед, я заплачу за щенка. Я копил деньги,
а еще... — Саша не договорил.
— Заткнись! — оборвал его удар кулака. Саша полетел в
угол.
— Сиди тут! Вылезешь, убью, — пригрозил Саше старший
подросток, и ребята куда-то ушли. Мальчик забился в угол, прижимая щенка к
себе.
Прошло несколько часов, вернулись знакомые подростки
вместе с двумя другими. Они принесли еду и какие-то вещи в мешках. Ребята
поели, покурили и улеглись спать. О Саше все словно забыли, и он сидел, затаив
дыхание. Когда все уснули, Саша на цыпочках подошел к окну. Он отодвинул лист
фанеры, но вдруг его плечо сжала железная рука.
— Ай-яй-яй! Деткам нельзя гулять так поздно, — пробормотал
один из подростков по прозвищу Черный, и мальчик снова отлетел в угол.
Весь следующий день Саша один просидел в заколоченном
кафе, привязанный цепью к какой-то трубе. Уходя, Черный кинул Саше горбушку
хлеба и пробурчал:
— Сам пришел, не звали. Папу-маму звать не советую,
если, конечно, жить хочешь.
Саша долго плакал. Горбушку он честно разделил с щенком.
Стемнело, и мальчик наконец уснул. Проснулся Саша от жесткого голоса Черного:
— Мальчишку завтра ночью увезем на дачу, к моей бабке.
Будем приучать его к работе, а щенка утопим.
На следующий день ребята снова ушли. Саша с трудом
дотянулся до разбитого окна.
Цепь резала ногу, но он сумел приоткрыть лист фанеры и
вытолкал щенка на улицу.
Щенок долго визжал, а мальчик уговаривал его:
— Беги, Дружок, беги! Спасайся, беги, уходи.
Часа через два визг стих. Подростки снова вернулись,
когда стемнело. Дрожа от страха, Саша стал объяснить, куда подевался щенок.
Вдруг дверь открылась, мощный фонарь ослепил ребят, и громкий голос приказал:
«Стоять на месте!»
Подростков увезли в милицейской машине. Мама плакала и
обнимала Сашу. От голода и волнения у мальчика подкашивались ноги. Папа взял
Сашу на руки, и они отправились домой.
— Слава богу, ты нашелся. Мы всю милицию на ноги подняли.
Твой щенок нам помог. Днем я вышел во двор, а щенок там. Затявкал и к парку
побежал, а я за ним. Он и привел меня к развалюхе. Милиция давно уже этих
воришек искала, вот и устроила засаду, — рассказывал папа.
— Папа, а где щенок? — прошептал мальчик пересохшими
губами.
— Дома ждет тебя, не бойся, — ласково ответил папа.
Мальчик обхватил отца за шею и крепко прижался к нему.
Осенью Саша вернулся с бабушкой из деревни. Дружок
подрос и не отходил от Саши ни на шаг. Лапа его выправилась, и он прекрасно
бегал. Как-то, гуляя в парке, Саша услышал знакомый голос:
— Ей, пацан, меняешь собачку на велосипед?
Саша увидел знакомого подростка с его велосипедом, а
щенок зарычал, оскалив зубы.
— Ух ты, — попятился подросток. — Классная собачка.
Меня отпустили, я у бабки живу, а старший брат в закрытый интернат попал.
Саша молчал. Щенок продолжал рычать.
— Слушай, вот твой велосипед. Мы не успели его
продать. Хочешь, на щенка обменяю.
— Оставь себе, я друзей не меняю, — спокойно ответил
Саша.
— Ладно, так бери, бабка мне всю плешь проела: «Отдай
да отдай велосипед мальчику». Я тебя все лето искал.
Мальчик протянул Саше велосипед и добавил:
— Я себе такую же собаку заведу.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, если бы Саша просто нашел щенка, а не
выменял его на велосипед, разрешили бы родители держать его дома?
Как вы думаете, правильно ли поступил Саша?
Откуда берутся бездомные животные?
Что должно измениться в нашем обществе, чтобы
бездомных животных не стало?
Почему Сашины родители в конце концов разрешили мальчику
завести собаку?
Диалог «Бедная Юта»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль матери, другой — дочери. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают
его по вопросам.
Мать:
Собака в дверь опять скребется,
На воздух, на прогулку рвется!
Ну, сколько можно повторять —
С собакой ты должна гулять!
Дочь:
Я сочинение писала,
Потом рисунок рисовала,
Потом мне Пашка позвонил,
Со мной он долго говорил.
Мать:
Собака — это не игра,
Ей в туалет давно пора.
Всегда у нас одно и то же,
Часами ждать она не может.
Ты, кстати, с ней гуляешь мало,
Бока все Юта отлежала.
Запомни, каждый день она
Активно двигаться должна.
Дочь:
Мне, мама, трудно с ней гулять —
С детьми я не могу играть!
За Ютой нужен глаз да глаз,
С характером она у нас!
Мать:
С собакой ты должна играть,
Когда ведешь ее гулять!
Наверно, с папой мы сглупили,
Что Юточку тебе купили!
Дочь:
И вовсе нет, я с нею сплю,
За шерстку нежно тереблю.
Она мне тапочки находит,
К дверям встречать меня приходит.
Мать:
А в миске снова нет воды,
Попробуй не попей-ка ты
Полдня, а то и целый день,
Погубит Юту твоя лень!
Вопросы и задания:
Как вы думаете, стоило ли родителям покупать дочке
собаку?
Как бы вы научили героиню стихотворения ухаживать за
собакой?
Расскажите, как вы заботитесь о своих домашних
питомцах.
Что должны делать родители, если ребенок не выполняет
своих обещаний и не ухаживает за домашним питомцем?
Нужны ли детям домашние животные?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Уважаемые родители! Не отказывайте детям в покупке
домашних животных! Пусть сбудется их мечта!
♦ Я люблю гулять со своей собакой Дымкой. Даже если не
хочется гулять, Дымка тянет меня к двери и хватает зубами мою куртку. Мне
становится весело и хочется гулять.
♦ Мама хотела завести кота, а мы с сестрой не хотели,
но когда она принесла пушистого белого котенка, я сразу поняла, что это наш
кот.
♦ Мне жалко всех бездомных животных, потому что они
несчастные и бедные, но родители даже не разрешают мне их гладить. Когда я
вырасту, я сделаю для них дом.
♦ Я изобрела новый метод дрессировки — суперласковый, и
пишу книгу о своей собаке.
♦ Когда мне грустно, моя собака меня утешает. Она
подходит и садится ко мне близко и лижет мои руки или лицо, бок и нос.
Дети средней школы
♦ Конечно нужны. Я не представляю, что у меня нет моей
собаки Жульки.
♦ Мой лучший друг — собака, я с ней даже в лес хожу,
когда мы приезжаем на дачу.
♦ Не многие дети могут иметь лошадь, но у меня она
есть, и я самая счастливая.
♦ У меня есть собака, но мне нравятся все животные. Я
их понимаю и мечтаю работать с животными, но родители мне пока не разрешают
мечтать об этой профессии.
♦ У животных, как у людей, у каждого свой характер, но
они все-таки добрее, чем люди.
♦ У нас была кошка, а моей младшей сестре подарили
щенка. Было очень смешно наблюдать, как кошка стала воспитывать щенка. Била его
лапой по морде за лужи и спала с ним вместе. Животные помогают людям стать
лучше.
Воржев Марк, 10 лет, Украина, г. Северодонецк
Наша Маська
Я очень хотел котенка, но мама не разрешала. Я, когда
мы с мамой ходили на рынок, всегда заводил ее туда, где продавали котят. Но
она не соглашалась. И вот 1 сентября. После праздника мы с мамой поехали в
деревню. И вдруг я увидел рыжего котенка. Я взял его на руки и почувствовал,
что это мой котенок. А он сразу обнял мое лицо лапками. И вот Маська живет с
нами. Мы ее очень любим. Когда меня мама ругает, то Маська меня жалеет. |