Годы идут. Дети наши
взрослеют. Еще в 5 - 6 классах ребенок был все же под родительским надзором -
он был защищен.
Но вот ребенок подрос и
вышел самостоятельно во двор, на улицу — он нуждается в этом общении. Зато
теперь он постоянно слышит ваш вопрос: «Где ты пропадал?». Сын знает свою вину,
но он ничего не может поделать, у него нет выхода. От безысходности он начинает
дерзить вам, и все равно завтра он будет во дворе столько, сколько и все.
Поймите, он не может отличаться от всех, он должен выглядеть «своим» во дворе,
потому что те побои, те унижения, та беззащитность и отверженность, что грозят
ему во дворе, страшнее вашего гнева. Его безопасность теперь зависит не от
родителей, а от дворового окружения. Все ваши фразы: «Что ты в них нашел? С кем
ты связался? Я запрещаю тебе с ними дружить!» - все это пустое, бесполезное.
Потребность в безопасности невозможно подавить, а фразам она и вовсе не
поддается. }
Но, может быть, не пускать
ребенка во двор? Так ведь и в школе то же самое - нужна защита. И вот тогда он
зорко всматривается, ища «своих», размышляет, как избежать беды. Юлит, хитрит,
обманывает, подделывает отметки в дневнике, превращается в клоуна, добивается,
чтобы его выгнали с урока, — словом делает все, чтобы его заметили: ему надо
стать героем среди своих, ему надо отстоять свое достоинство перед учителями.
Он, от которого все столько терпят, он - самый несчастный среди всех. Он, как
зверек, борется за жизнь, за свое «я». Он связан со «своими» по рукам и ногам.
А у «своих» -свои словечки, свои манеры.
«Свои» и нужны подростку
для того, чтобы распускаться: здесь он развязен, распущен, дерзок. Среди
«чужих» - застенчив, неуклюж, осторожен. /} Если ваш ребенок одинаково
подобран, активен, в ровном и спокойном напряжении; не стеснителен в гостях и
не развязен дома, если он не знает тревоги среди людей, всегда уверен в себе, в
своей речи, в своих манерах, в своей одежде; если не заискивает, не ищет
поддержки, потому что никого не опасается, то причин для волнения нет. Про
таких ребят можно сказать - у них все в порядке и родителям нечего
беспокоиться.
Итак, главная наша
тревога: как уберечь подростка от потребности быть «своим» среди плохих.
Примите советы;
• Прежде всего, обратите
внимание на два дара, данные подростку от природы: любознательность и
воображение.
Об этом очень хорошо
сказано у Пушкина:
О нет, мне жизнь не
надоела, Я жить люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость
свою. Еще хранятся наслажденья Для любопытства моего, Для милых снов
воображенья.
• Из любознательности и
воображения развивается ум. Больше творческих игр! Именно они развивают
воображение.
• Выяснив дарования
подростка, нужно постараться направить его по этому пути (кружок, секция,
студия и т.д.).
• Если подростка ничего не
интересует - развивайте его любознательность. Верьте - интерес появится.
• Только развитие
подростка - внутреннее обогащение, которое всегда поддерживает развитие, а
значит внутреннюю тягу к чему-то.
Знайте: ранняя усталость
от жизни может привести к трагедии. И еще:
• Помните: каждому
подростку для развития нужна строго индивидуальная программа. Одному нужно для
развития прыгать и скакать, другому - сидеть в уголке и вертеть кубик Рубика.
• Не ждите от подростка
совершенств, не данных ему природой. Не насилуйте! «Я не хочу рисовать!» -
говорит сын. «Нет, ты пойдешь в изостудию», - отвечает мама. Так не заразите
ребенка искусством.
• Внимательней и
по-доброму всматривайтесь в своих детей, «прощупывайте поле интереса, того
поля, которое рождает тысячи вопросов, их и сеять не нужно.
Если ваших детей
интересуют вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», — это растут люди энциклопедий,
коллекций и кроссвордов.
Другой тип
любознательности проявляется в вопросах «Почему? Отчего? Как это получается?
Как это устроено?» Любознательность таких подростков проявляется в том, что они
что-то ломают, разбивают. Ну что ж... Пусть так и будет.
• Помните:
любознательность подростка - самая дорогая, драгоценная вещь в вашем доме,
берегите ее, не сломайте.
- А детские «почему?» Не
волнуйтесь! Наберитесь терпения, и в будущем вы будете потрясены «открытиями»
ваших детей.
Я хочу вам подарить
удивительное правило жизни молодого человека, героя фильма «Мокрые под дождем»:
«Чтобы что-нибудь придумать, надо что-нибудь узнать. А чтобы что-нибудь узнать,
надо что-нибудь придумать».
Человек без воображения
ужасен.
Личность подростка
неисчерпаема.
Главное, чтобы его душа
была наполнена добром, чтобы она по-хорошему всегда «страдала».
Очень важно в воспитании
подростков, чтобы они понимали, что такое душа.
Душа - это желания
человека, чувства, вера, надежда, любовь. Потому-то душа часто болит, жаждет,
хочет, страдает, принимается, радуется. У нее свои свойства: в чистой душе не
появится низкое желание.
• Нельзя прививать какое-то
одно чувство в отдельности. Воспитывать можно только всю душу в целом.
2. Беседа с родителями
(ответы на их вопросы).
3. Об особенностях работы
в 7 классе. О новых предметах.
4. Решение организационных
вопросов.
5. Заключительное слово:
— Вера, надежда, любовь -
это не просто поэтический набор, это первая забота моя и ваша, а может быть, и
единственная забота.
Представим себе только на
минуту: вот человек, который ни во что не верит, ни на что не надеется, ничего
и никого не любит. Это трагедия. Подростковый возраст (7 - 8класс) очень
трудный и крайне ранимый. Сделайте все возможное, чтобы дети доверяли вам,
чтобы они выросли сердечными, умеющими сочувствовать.
А для этого не надо быть
равнодушными.
ВЕРИТЬ И ЛЮБИТЬ! В этом
спасение.
И последнее, мой совет:
каждый из вас должен обязательно выработать свои правила, которых вы сами
придерживаетесь. И успех гарантирован - вы переживете подростковый период. Но
все же оставим общим во всех «своих»
правилах слово люби. Где
любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие.
Наши неудачи в воспитании
только потому, что мы пытаемся «вбить в головы» детей правила, которых сами не
придерживаемся. Не назидание, а дружеское отцовское слово: «Держись!»
Вот и все секреты
воспитания.
Успеха вам, мои дорогие
родители!
К следующему собранию
подумайте, какие привычки ваших детей вредят им. Всего доброго!
Если есть
у кого-то из родителей потребность в индивидуальной беседе, останьтесь,
поговорим.